Террористический альянс и угрозы национальной безопасности

Некоторые события, произошедшие за последние 10 дней в Грузии, свидетельствуют в пользу версии о нарастании угроз национальной безопасности Южной Осетии с южного направления. И дело здесь даже не в предвыборных процессах в соседнем государстве, которые, как известно, часто сопровождаются ухудшением ситуации в регионе. Эти угрозы носят более долговременный характер и имеют скорее внешнее происхождение, что впрочем, не исключает самого активного участия некоторых влиятельных политических сил Грузии в запланированной дестабилизации. Попытка теракта на российском газопроводе, снабжающем Армению «голубым топливом», предотвращенная грузинскими спецслужбами и ряд фактов, обнаружившихся в ходе этих событий, показали, насколько шаткой является нынешняя относительная стабильность в регионе. В первую очередь речь идет об истинных целях террористической группировки, члены которой, по их собственным заявлениям, на самом деле готовили теракты против российских баз, причем, судя по местонахождению тайников с оружием и ареале передвижений террористов, речь шла о базах на территории Южной Осетии. Всего спецслужбы Грузии задержали 7 человек, среди которых были и сотрудники силовых структур. Все они были активистами небезызвестной организации «Кавказский дом», выступающей за выход Кавказа из сферы влияния России. Как сообщила адвокат одного из арестованных по обвинению в попытке взрыва газопровода Майя Чрелашвили, ее подзащитный Бека Бекаури признал, что намеревался осуществить теракт, мотивируя это тем, что он не приемлет политику России.

Более того, террористы поддерживали тесную связь с «Грузинским легионом», воюющим против ДНР и ЛНР, часто ездили на Украину, организовали на территории Грузии сбор обмундирования и снаряжения для грузинских наемников.

Самое интересное, что тайник, из которого соратники «легионеров» брали взрывчатку и оружие, был секретным хранилищем минобороны Грузии, одним из многих, созданных указом Саакашвили в регионах Грузии в 2008-2009 годах на случай новой войны с Россией. Разумеется, узнать о его существовании террористы могли только от высокопоставленных грузинских военных, одного из многих, которые сейчас продолжают свое кровавое дело на Украине. Впрочем, верхушку «Грузинского легиона» составляют как раз бывшие руководители грузинских спецподразделений в период правления Саакашвили. «Легионом» командует бывший начальник генерального штаба ВС Грузии Георгий Каландадзе. Подтверждение о связях задержанных с «легионерами»-наемниками пришло и из Украины – бойцы «Грузинского легиона» опубликовали заявление об «аресте соратников» в Грузии.

«Украинский след», о котором сразу же начали говорить эксперты, позволяет провести параллели с попыткой организации терактов в Крыму. Не исключено, что в обоих случаях в числе организаторов терактов могли быть сторонники Саакашвили, имеющие богатый опыт организации терактов, в том числе в Южной Осетии в 2004-2008 годах. А это обстоятельство также указывает на то, что подобные попытки не будут носить единичный характер. Речь, вероятнее всего, идет о спланированной программе действий, направленной на реализацию заказа внешних сил по дестабилизации южных рубежей России в Черноморско-Кавказском регионе. Ситуация усугубляется прочными связями сторонников Саакашвили с исламистским подпольем на Кавказе и Ближнем Востоке. Та же самая Майя Чрелашвили признала наличие фотографий в Facebook, где Бека Бекаури и ряд других лиц стоят на фоне флага террористической организации «Исламское государство». «Мой подзащитный Бека Бекаури и еще двое задержанных являются приверженцами ваххабизма. Об этом они заявили следствию», – сообщила адвокат.

Небезынтересно, что Служба государственной безопасности Грузии сразу же выступила с опровержением каких-либо связей задержанных с ваххабитами. Подобное поведение грузинских спецслужб и заявления ряда ведущих политиков Грузии показывают, что в ходе суда вряд ли будет раскрыта реальная картина. В таком случае, перед международной общественностью предстанет весьма нелегкая дилемма – продолжать ли политику сближения и поддержки государства, где сотрудники спецслужб и известные политики имеют прочные связи с международной террористической сетью. Безвизовый режим с Евросоюзом после этого гражданам Грузии вряд ли светит. Поэтому, скорее всего, власти Грузии сделают все возможное, чтобы списать действия террористов на несанкционированную инициативу небольшой группы лиц. Единственное, что могут себе позволить осторожные «мечтатели» – попытаться устроить очередной вброс «черного» пиара против Саакашвили, чьи позиции в Грузии вновь усиливаются. В частности, как заявила вице-спикер грузинского парламента Манана Кобахидзе, она не исключает причастности бывшего президента Грузии, ныне губернатора Одесской области Украины Михаила Саакашвили к подготовке теракта на газопроводе Россия-Армения. По мнению Кобахидзе, атака на газопровод была бы выгодна Саакашвили и его партии «Единое национальное движение» в связи с предстоящими выборами в парламент.

Но даже эта тема, хоть и вызвавшая резонанс в Грузии, не получила достаточно широкого продолжения. Часть грузинских политиков и экспертов сразу же поспешили остудить разоблачительный пыл своих братьев по разуму, напомнив о серьезных последствиях для Грузии, если подобная информация получит огласку в мире.

Впрочем, скрывать правду с каждым разом становится все труднее. Недавние теракты в Турции и участие в их подготовке известного террориста Ахмеда Чатаева из Панкиского ущелья, связанного с бывшей верхушкой грузинских спецслужб и лично с Саакашвили, уже вызвало международный резонанс и породило неприятные вопросы не только к Грузии, но и к другим государствам, спецслужбы которых явно опекали террориста, спасая его от ареста.

Исходя из складывающейся ситуации, следует сделать вывод о том, что на сегодняшний день безопасности Российской Федерации и ее союзников в регионе угрожает террористический альянс из числа сотрудников грузинских спецслужб и спецподразделений, как бывших, так и действующих, украинских националистов и ваххабитского подполья. Этот альянс пользуется давней и мощной поддержкой западных «ястребов», заинтересованных в дестабилизации на постсоветском пространстве с целью ослабления России. Переход на открытый террор является крайней мерой, показывающей, что авторы этих планов ни перед чем не остановятся. Нельзя не отметить, что угроза активизации террористических ячеек «альянса» весьма реальна и соответственно требует адекватных мер. В этом ракурсе вновь становится актуальным вопрос о привлечении к ответственности Михаила Саакашвили и грузинских военных, совершавших военные преступления против Южной Осетии и замешанных в ведении террористической деятельности на Кавказе. С учетом масштаба угрозы, по отношению к ним следует исходить из тех же правовых норм, которые применяются по отношению к обычным террористам, бороться с которыми российские спецслужбы научились достаточно эффективно, без лишней политической сентиментальности.

Невеселые выводы напрашиваются и для Южной Осетии. Судя по всему, процесс укрепления государственной границы с Грузией необходимо максимально интенсифицировать и довести до логического конца, создав надежный заслон против возможных попыток террористических группировок проникнуть на территорию РЮО. Разумеется, ситуация в этом плане кардинально отличается от той, которая наблюдалась в 2004-2008 годы, но в таких вопросах, что называется, лучше перестраховаться, чем потом пожинать последствия. Конечно же, эта новость не слишком обрадует отдельных диванных аналитиков, которые в социальных сетях развернули настоящую кампанию в пользу открытия транзита через территорию Южной Осетии. Однако в вопросах национальной безопасности, соображения возможной выгоды должны отступить на второй план.

А. ТЕДЕЕВ