Иран запустил в сторону Израиля около 300 ракет и БПЛА-камикадзе. Операция Ирана «Правдивое возмездие» – это ответный удар по Израилю.
В США сразу отреагировали на происходящее. В Белом доме заявили, что окажут поддержку Израилю в конфликте с Ираном. «Американская поддержка безопасности Израиля является железной», – цитируют СМИ президента США Джо Байдена.
Израилю и его партнерам удалось перехватить 99% выпущенных по Израилю ракет и дронов. Президент США Джо Байден заявил, что важную роль в отражении иранской атаки сыграла произведенная по его приказу переброска американских авианосцев и систем ПВО.
УДАР ВОЗМЕЗДИЯ
В начале апреля Израиль нанес ракетные удары по дипломатическому кварталу в Дамаске, где расположен комплекс зданий посольства Ирана. В результате было разрушено Консульство исламской республики, погибли 13 человек, среди них семь иранских военных советников, в том числе двое высокопоставленных генералов Корпуса стражей исламской революции.
В тот же день МИД Ирана заявил, что атака Израиля нарушает нормы международного права. Внешнеполитическое ведомство сообщило, что Иран оставляет за собой право «наказать агрессора» в ответ. Посол страны в Сирии пообещал, что этот ответ будет жестким. Политологи приходили к мнению, что Иран не решится на военные действия.
Начиная с эскалации конфликта 7 октября 2023 года между Палестиной и Израилем, который перерос в жестокую, кровопролитную войну, унесшую более 33 тысяч людских жизней, весь мир замер в ожидании – вмешается ли в войну Иран. Эксперты отмечали, что для США важно втянуть в конфликт Иран.
Ответный удар Ирана показался многим экспертам недостаточным, если учесть, что знаменитый «железный купол» Израиля превосходно сработал. Однако Иран преследовал собственные цели, учитывая при этом плотное присутствие в регионе авианосных групп и самолетов США и других партнеров Израиля, и высокую степень хаотизации процесса с развертыванием его в реальную, а не гибридную третью мировую войну.
Позиция Ирана взвешенная: все страны мира были оповещены о нанесении ракетно-дроновых ударов за 72 часа до начала операции «Правдивое возмездие». Разумеется, с целью, чтобы к ней успели подготовиться Израиль и его сторонники. Политические элиты Ирана прекрасно осознают, что эскалация ситуации на Ближнем Востоке предусматривает возможное использование ядерного оружия и может привести к вовлечению в конфликт арабские страны, Турцию, страны Закавказья и Россию.
Ситуацию на Ближнем Востоке и роль США в конфликте прокомментировал завкафедрой политологии и социологии ЮОГУ Инал Санакоев.
ВАШИНГТОН ПЫТАЕТСЯ УДЕРЖАТЬ БЫЛОЕ ВЛИЯНИЕ
Политолог подчеркнул, что очень сложно делать прогнозы развития ситуации на Ближнем Востоке. Даже авторитетные эксперты уже опасаются делать прогнозы.
«Конфликты часто развиваются по непредсказуемому сценарию. Если будет эскалация ситуации, то в зависимости от направления расширения географии конфликта может произойти все что угодно», – говорит политолог.
Сейчас в мире, по словам Санакоева, происходит так называемое переформатирование мирового порядка. Мировая политика меняется.
«После распада системы социализма, Варшавского Договора мир стал однополярным. Соединённые Штаты стали лидировать в мировой политике. Теперь же мы наблюдаем процесс, когда США теряют роль мирового лидера. Прежняя роль США, когда они пытались диктовать чуть ли не всему миру свои условия, уходит уже в прошлое, в небытие. Но США отчаянно пытаются удерживать позиции, и очень часто выступают подстрекателем в различных конфликтах в регионах мира. Как и сейчас в случае с Ираном. Таким образом Вашингтон пытается удержать былое влияние и позиции, но, как мы видим, им это не удаётся уже как раньше.
Очевидно, что мир движется в сторону многополярности, были биполярность, монополярность, теперь будет многополярность», – сказал политолог.
Санакоев пояснил, что в мировой политике формируются несколько центров силы, политического притяжения или центров политического влияния, которые будут влиять на региональные процессы, на общемировые процессы.
«Пока этот процесс на стадии трансформации, поэтому сложно говорить о том, что будет дальше.
Осенью прошлого года я участвовал в конференции в Ставрополе, где собрались эксперты федерального уровня. Они все говорили о том, что формируется многополярный мир, но пока никто точно не может сказать, каким он будет, как будет формироваться мировая политика. Ситуация меняется быстро, каждый день нам преподносит сюрпризы. Происходят вещи, которые никто не прогнозировал», – подчеркнул политолог.
Остается ждать, когда процесс завершится и многополярность будет оформлена в той или иной конфигурации. Тогда наступит стабилизация миропорядка.
Мадина БЯЗРОВА