МПРИ: инцидент со смертельным исходом и нарушения государственной границы

116-я встреча в формате Механизмов по предотвращению и реагированию на инциденты (МПРИ), действующего в рамках Женевских дискуссий, прошла в с. Эргнет.

«В ходе встречи были затронуты вопросы безопасности, а также гуманитарного характера. Одной из главных тем обсуждения стал инцидент, произошедший 6 ноября текущего года, связанный с применением оружия, в результате которого был ранен гражданин Грузии Т. Гинтури, нарушивший госграницу РЮО. Как известно, впоследствии он скончался», – сообщил глава югоосетинской делегации на МПРИ, заместитель полпреда Президента по вопросам постконфликтного урегулирования Егор Кочиев представителям масс-медиа по завершении встречи.
Приоритетным вопросом в рамках МПРИ для югоосетинской стороны также остается незаконное нахождение блокпоста грузинской полиции, установленного в 2019 г. на территории РЮО, рядом с населенным пунктом Уиста Знаурского района.
«На встрече были подняты вопросы безопасности на приграничной территории и государственной границе Южной Осетии. Обсуждалось применение грузинской стороной на участке госграницы беспилотных летательных аппаратов, нарушающих воздушное пространство республики. Естественно, рассматривались зафиксированные случаи нарушения государственной границы Республики Южная Осетия. Эти вопросы поднимаются на постоянной основе. Каждый раз югоосетинская сторона призывает грузинскую сторону к проведению профилактических мер, чтобы исключить нарушения госграницы РЮО и возможных провокационных действий, которые следуют за ними», – подчеркнул заместитель полпреда.

Профилактические меры необходимы

Подробнее Егор Кочиев остановился на инциденте, произошедшем 6 ноября на государственной границе между Южной Осетией и Грузией. По его словам, после смерти гражданина Грузии, в тот же день была проведена экстренная техническая встреча в формате МПРИ. Позиция югоосетинской стороны по данному вопросу была озвучена и тогда, и на нынешней встрече.
«Повторюсь, югоосетинская сторона неоднократно предупреждала о необходимости проведения мероприятий профилактического характера, которые бы предотвратили нарушение госграницы РЮО. В частности, именно в этом районе много раз происходили провокационные действия и инциденты, связанные с нарушением госграницы. Мною была приведена статистика с 2020 года по настоящее время. Отмечу, что такого количества нарушений государственной границы, как в районе населённого пункта Гром, где произошёл инцидент, нет на всей линии границы между Южной Осетией и Грузией», – констатировал он.
Кочиев отметил, что и по горячей линии, и на очных встречах в формате МПРИ югоосетинская сторона стабильно озвучивала эти проблемы, указывая грузинской стороне на необходимость информирования своего населения о том, что противоправные действия, нарушения госграницы могут привести к более серьёзным инцидентам.
«К сожалению, мои предупреждения были проигнорированы грузинской стороной, что и привело к происшествию. Будь грузинская сторона более прагматичной и ответственной, с трезвым подходом к работе с местным населением, этого бы не случилось. Что же касается применения оружия, пограничники действовали строго в соответствии с правилами и инструкциями по применению оружия и специальных средств, которые приняты почти во всех странах мира», – подчеркнул глава югоосетинской делегации на МПРИ.

Недопуск СМИ – препятствие в деле подачи объективной информации

Представители СМИ поинтересовались, поднимается ли вопрос о присутствии журналистов на встречах в формате МПРИ.
«Вопрос на состоявшейся встрече не обсуждался. Думаю, югоосетинской делегацией он будет поднят на Женевских международных дискуссиях. Недопуск СМИ на встречи является препятствием в деле подачи объективной информации. Я бы очень хотел пообщаться с грузинскими журналистами, чтобы довести точку зрения югоосетинской стороны до жителей Грузии. Не могу однозначно ответить, кто именно препятствует присутствию журналистов на встречах в формате МПРИ – грузинская сторона или международные сомодераторы в лице ОБСЕ и миссии наблюдателей Европейского союза. Могу заявить – это точно не югоосетинская сторона. Я готов общаться и с югоосетинскими, и с грузинскими, и международными журналистами. Поэтому обязательно буду поднимать этот вопрос в следующем раунде Женевских дискуссий», – ответил Е. Кочиев.
Глава югоосетинской делегации на МПРИ подчеркнул, что устойчивость, стабильность Механизмов по предотвращению и реагированию на инциденты – заслуга всех участников, которые привержены этому формату.
«Мы продолжаем вести диалог, обсуждаем проблемы, возникающие между нашими государствами или на линии государственной границы между Южной Осетией и Грузией. И это все делается ради благополучия людей, проживающих в приграничных территориях. МПРИ – один из самых удачных проектов Женевских международных дискуссий, самый успешный инструмент. И мы будем продолжать работать в законном формате», – заключил Егор Кочиев.
Следующая встреча назначена на 13 февраля 2024 года.

М. СОЛОЕВА