Грузия после многомесячной драматической и эмоционально насыщенной мелодрамы получила положительную рекомендацию Еврокомиссии о предоставлении ей статуса кандидата в члены ЕС.
После этой новости, озвученной представителями ЕК 9 ноября, в Грузии в полном соответствии с национальными особенностями устроили традиционно бурное шоу. Ленты грузинских информационных ресурсов пестрели поздравлениями, пафосными речами политиков и функционеров всех мастей, которые подчеркивали значимость данного события для Грузии. И власти, и их оппоненты из лагеря оппозиции соревновались друг с другом, доказывая, кто из них больше сделал для получения статуса и обмениваясь обвинениями в недостаточной преданности «делу фюрера и национал-социалистической партии». Совершенно феерическое по набору оголтелых пропагандистских штампов выступление прозвучало в исполнении президента Грузии Саломе Зурабишвили, которая вечером того же дня произнесла весьма эмоциональный спич на митинге в Тбилиси.
«Поздравляю, мои соотечественники! Поздравляю вас, жители оккупированных территорий, потому что наше европейское будущее – это и ваше европейское будущее. Мы знаем, что это единственный путь сохранения нашей культуры, идентичности, нашей защищенности, мира и территориального объединения. Другой путь ведет к рабству и потере себя.
Это наш ответ России, это наш ответ на оккупацию», – заявила президент Грузии под овации собравшейся толпы и стоявших рядом западных дипломатов, включая представителей ЕС.
Первое, что приходит в голову после услышанного, касается, прежде всего, уровня преподавания истории в учреждениях, где в свое время училась Саломе Зурабишвили, а это, казалось бы, такие солидные заведения как Парижский институт политических наук и Колумбийский университет. При этом в числе преподавателей будущего президента Грузии были весьма незаурядные фигуры, включая Збигнева Бжезинского, Жан-Батиста Дюрозеля и других маститых деятелей. Видимо, все-таки длительное пребывание в Грузии крайне отрицательно отразилось на ее трактовке целого ряда ключевых моментов в новой и новейшей истории этой страны.
По сути, госпожа Саломе одним махом перечеркнула тот впечатляющий прогресс, который грузинская нация достигла под патронажем Российской империи, а затем в составе СССР. За неполные два века остатки грузинских княжеств, влачащие жалкое вассальное существование под игом агрессивных южных соседей, были превращены в вполне современную республику, с высоким уровням развития культуры, науки и образования, с достаточно разноплановой экономикой и современной инфраструктурой. И это не говоря уже о свободном доступе, который представители грузинского общества получили в органы управления империи, а затем Союзного государства, используя полученные ресурсы в интересах своей нации. О таких достижениях полуголодные, оборванные, прячущиеся по лесам от карательных отрядов персов и османов картлийские князья не могли и мечтать. Как и тысячи грузинских девушек и мальчиков, которыми торговали на восточных базарах.
Не будем также детально расписывать, по какой причине было принято решение увеличивать численность грузин путем насильственной ассимиляции армян, осетин и представителей других народов Кавказа. По факту Грузия и грузинский этнос представляют собой искусственно созданный конструкт. Достаточно напомнить и о таком факте, что вплоть до середины 20 века Тбилиси не был грузинским городом, большинство населения в нем составляли армяне и азербайджанцы, последние, кстати, регулярно напоминают неблагодарным соседям, кому раньше принадлежала столица Грузии. Изменение этнической картины Тбилиси тоже происходило не просто так.
И теперь, опираясь на наследие «проклятого имперского прошлого», проживая на территориях, подаренных в буквальном смысле этого слова «оккупантами», грузинские политики говорят о вековом стремлении к Европе, о «рабстве» и агрессии со стороны России. Правда, не вполне понятно, почему они предлагают присоединиться к празднованию сомнительного достижения осетин и абхазов, у которых с исторической памятью пока что все в порядке. По крайней мере, в Южной Осетии и Абхазии, прекрасно помнят, кто и какую роль сыграл в их истории.
НОВАЯ УДАВКА
После того, как уляжется очередная волна эйфории, многие в Грузии достаточно быстро поймут, что вместе реального продвижения на пути евроинтеграции бюрократы ЕС впарили им неуклюже состряпанный симулякр, преследуя вполне тривиальные геополитические интересы. Откровенное признание данного факта прозвучало в тот же день от председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, которая, комментируя решение ЕК по Украине, Молдове и Грузии, подчеркнула «если Союз не будет достаточно быстрым в сближении стран-кандидатов, то вакуум заполнят другие. В наших геополитических интересах завершить создание Союза и сделать его сильнее, чем когда-либо».
Именно из этого обстоятельства исходили в ЕС, где всерьез опасаются роста влияния Китая, России и других стран БРИКС на международной арене, торопясь застолбить за собой как можно больше сфер влияния. На Грузию у них свои виды и они не очень сочетаются с интересами этой республики. Предоставление Грузии статуса кандидата в члены ЕС мало к чему обязывает евробюрократию, зато накладывает много обязательств на грузинские власти, которым теперь придется под двойным давлением, извне и изнутри, выполнять 9 условий. Одно из них касается приведения политики Грузии к большему соответствию внешней политике ЕС. Как заявил посол Евросоюза в Грузии Павел Герчинский, выступая на митинге в Тбилиси 9 ноября, «ЕС воспринимает Грузию как ведущего партнера в регионе, который может сыграть очень большую роль в установлении мира и стабильности в соседстве». Другими словами, Запад вновь хочет превратить Грузию в полностью управляемый плацдарм для расширения своего влияния на Кавказе, не заботясь о том, как на эти поползновения будут реагировать та же Россия, Иран и другие страны, имеющие интересы в регионе.
Следующие требования ЕС касаются проведения «свободных» и «справедливых» выборов после избирательных реформ, необходимости принимать меры против «иностранных манипуляций и вмешательств, направленных против ЕС и его ценностей» и т.д.
По сути, европейские чиновники при поддержке старших американских партнеров планируют надеть удавку на «Грузинскую мечту» и причем, хотят сделать это руками самих «мечтателей», поскольку навязываемые ими условия приведут к смене власти в Грузии и ухудшению отношений Тбилиси с Москвой и Пекином. Избежать затягивания удавки будет весьма проблематичным занятием, поскольку Грузия сама подписалась под более плотный контроль со стороны ЕС. Кроме того, на фоне положительного решения Еврокомиссии и высказываний западных политиков по данному вопросу, грузинская оппозиция, объединяющая в своих рядах значительные массы радикалов-реваншистов, стала действовать более агрессивно и напористо, усиливая давление на правительство, в том числе вопросах развития отношений с Россией и Китаем. Их цель на будущий год – произвести смену власти в Грузии. Та же Зурабишвили в интервью телеканалу France 24 не скрывая заявила, что в ходе парламентских выборов в Грузии, которые пройдут в октябре 2024 году, «возможно, мы станем свидетелями эволюции, максимально стабильной и спокойной, которая приведет нас к коалиционному правительству». Одну из задач нового правительства она видит в выражении большей солидарности с Украиной. Кстати говоря, участником новой коалиции может стать сама Зурабишвили, которая явно не собирается на политическую пенсию. По распространенной в Грузии версии, нынешний президент республики планирует создать политический союз вместе с бывшим премьером Георгием Гахария и бывшим омбудсменом Нино Ломджария.
Нетрудно предположить, какой окажется реакция «Грузинской мечты» на планы оппонентов, и здесь главная интрига заключается в том, какими будут действия грузинской оппозиции и оказывающих им поддержку внешних сил, если их планы плавно вытеснить «мечту» с олимпа потерпят крах. Будет ли санкционирован новый майдан, на этот раз в Тбилиси, или Запад все же предпочтет не вступать дважды в одну и ту же воду. Ключевая проблема для Грузии заключается в том, что реваншизм и агрессивный национализм в грузинском обществе никуда не делись и именно эти факторы являются благодатной почвой, активно используемой Западом в своих интересах. Шумная истерия, продолжающаяся после инцидента на приграничных территориях Южной Осетии, с публикацией личных данных российских пограничников и угрозами в их адрес, в очередной раз показала, что уроки августа 2008 года в Грузии многие явно подзабыли, иначе постереглись бы грозить расправой сотрудникам Погрануправления ФСБ РФ.
Показательной является и позиция Грузинской патриархии по этому вопросу. Заявление католикоса Ильи II о том, что «Тамаз Гинтури пожертвовал своей жизнью из-за любви к стране», и что законные действия российских пограничников «величайшее преступление и величайший позор», красноречиво указывают на текущие приоритеты ГПЦ, которая, похоже, вновь не прочь благословлять новые авантюры грузинских националистов.
А. ТЕДЕЕВ