Масштабные военные столкновения между ХАМАС и Израилем продолжаются уже более месяца. Ситуация на Ближнем Востоке с каждым днем накаляется. В результате наземных и воздушных атак Израиля и ХАМАС с обеих сторон жертвами стали десятки тысяч людей. По последним данным, с израильской стороны погибли около 1400 человек, более 200 были взяты в заложники. Минздрав Палестины сообщает, что в результате израильских авиаударов по сектору Газа погибли свыше 11 200 человек, среди них 4609 – дети. Число раненых превышает 28 000 человек. В регионе наблюдается масштабная гуманитарная катастрофа.
Своими прогнозами по ситуации на Ближнем Востоке с нашей газетой поделился российский политолог, кандидат политических наук Артур Атаев.
– Артур Викторович, прошло 38 дней с начала противостояния между Израилем и палестинцами. Несмотря на международный саммит и ряд международных переговоров, остановить огонь так и не удалось. Как Вы считаете, смогут ли стороны вернуться за стол переговоров или точка невозврата пройдена?
– Дело в том, что сейчас, как и в случае с Украиной, не все решают Израиль и тем более палестинская сторона. В конфликтах на Ближнем Востоке и на постсоветском пространстве очень заинтересованы глобальные игроки. Среди них главенствующую позицию занимают США. Как только Вашингтону будут выгодны переговоры и мирный процесс, они на это смогут повлиять. Главным финансовым донором в конфликте на Ближнем Востоке, как и на Украине, являются США. Судя по риторике президента Соединённых Штатов пока нет заинтересованности в мирном урегулировании, о переговорах говорить не приходится. Даже в своем заявлении Лига арабских государств не призывает к мирным переговорам, а просто – остановить огонь и уничтожение мирного населения, то есть здравые политики элементарно просят остановить бойню.
– Наверное стоит уделить внимание и заявлению президента Франции Э. Макрона, который признал право Израиля на самозащиту, но при этом назвал необоснованными удары Израиля по сектору Газа и призвал остановить бомбардировки…
– Позиция президента Франции – объяснима. Макрон – представитель мировой западной элиты, и в то же время арабский фактор во Франции, как минимум, присутствует и влияет на формирование социума. Макрон в незавидном положении, поэтому его заявление такое многостороннее и многогранное, – оно произраильское в целом, но рассчитано на снижение напряжённости.
– Жертвы конфликта, особенно в секторе Газа, исчисляются уже десятками тысячами, однако в ООН, помимо озабоченности по гуманитарным вопросам, не торопятся делать политические выводы и давать оценку действиям сторон. Чем это обусловлено?
– ООН, как и в целом политический мир, под влиянием страны, в которой находится штаб-квартира международной организации (ред. Нью-Йорк). ООН находится под внешним управлением, и что будут говорить в Соединённых Штатах, то будет происходить и на площадке ООН. Генсек ООН А. Гуттериш, и чиновники более низкого уровня будут поддерживать прежде всего позицию США.
– США открыто не вмешиваются в конфликт, однако, как Вы упомянули, поставляют оружие Израилю, выделяют огромные средства. Какими интересами руководствуются в Вашингтоне?
– США не интересует ни Израиль, ни тем более сектор Газа. Для макрополитики сектор Газа и Израиль в сегодняшней ситуации особой роли не играют. США важно, чтобы в конфликт был втянут Иран. Иран – одна из немногих стран мира, которая не только выдержала санкционный режим, объявленный Соединёнными Штатами, но и укрепила свою военную мощь и военное влияние. Этого США допустить не могут. Сейчас Штаты наращивают своё военное присутствие в Средиземном море с помощью авианосцев и крупных военных судов. Значительная часть американского флота передислоцирована в Средиземное море. Понятно, что флот США с колоссальным оружием направлен не против сектора Газа, а для противостояния Ирану.
– Действительно, с 7 октября весь мир замер в ожидании – вмешается ли в войну Иран. Как Вы считаете?
– Трудно делать прогнозы, потому что идёт формирование антиизраильской коалиции. Внеочередной совместный саммит Лиги арабских государств в Саудовской Аравии показал, что общеарабское мнение – антиизраильское. Но при этом сложно пока говорить, будет ли предложена военная помощь Палестине и сектору Газа. Кроме того, есть ещё и фактор «Хезболла». Насколько серьёзно будут вовлечены в конфликт эта организация и Ливан, от этого зависит втягивание Ирана. При таком раскладе Турция тоже не будет смотреть спокойно, а это уже раскол НАТО. Исходя из этого, американцы тоже пытаются просчитать негативные и позитивные сценарии для себя. Турецкий фактор во многом будет определяющим.
Неуклюжая политика американского Госдепа и Израиля могут привести к тому, что будет создана коалиция шиитско-сунитская, допустим: из Саудовской Аравии, Турции и Ирана — это опасный «симптом» для США. В своё время против Советского Союза была создана именно такая арабская коалиция после введения советских войск в Афганистан. Ничем хорошим это не закончилось: был плачевный результат. Американцы наступают на те же грабли, что и СССР в своё время. Напомню, распад Советского Союза начался с «афганского мешка». Когда СССР ввел в Афга-нистан ограниченный контингент, это сплотило арабский мир, это происходит и в настоящее время.
– Примечательно, что 15 октября американский сенатор Линдси Грэм выступил с инициативой принять резолюцию, разрешающую военные действия против Ирана.
– США готовятся, они очень хотят вовлечь в конфликт Иран, и будут провоцировать его, как в 2008 году провоцировали Россию, как не раз провоцировали РФ на Донбассе. Соединенные Штаты умеют втягивать в конфликты страны, чтобы усилить противостояние — это их конёк. США пытались реализовать проект оранжевой революции в Иране, когда там организовали акции протеста молодёжи. Однако изнутри, с помощью протестных акций в Иране не удалось расколоть общество. Значит нужно внешне ослабить Иран, вот и пытаются всячески его ослабить, путем втягивания в арабо-израильское противостояние.
– На прошлой неделе Израиль выступил с угрозой применить ядерное оружие. Решится ли израильская сторона на такой шаг?
– Нет. Министр, который сделал это сумасбродное заявление, был отстранен от власти. Против сектора Газа, против этих беззащитных людей применять ядерное оружие и даже делать такое заявление – это верх политического невежества. Однозначно, нет.
Другое дело, если Иран будет втянут в конфликт. Тогда не исключается и ядерное воздействие.
– Вы предполагаете такое развитие событий?
– Если Иран будет втянут, то да.
– Не приведет ли расширение географии конфликта к третьей мировой, которую эксперты уже предрекали?
– Есть мнение, что третья мировая война уже идёт. Слишком много держав втянуты в противостояние на украинском направлении. Но об активной военной фазе говорить очень рано. Все зависит от того, насколько непримиримой и оголтелой будет политика Соединённых Штатов.
– Владимир Путин выразил надежду, что нынешний кризис на Ближнем Востоке приведет к решению задачи создания палестинского государства. Возможно ли сейчас решить этот вопрос, как того требовала принятая в 1947 году резолюция Генеральной Ассамблеи ООН?
– Несмотря на то, что есть соответствующая резолюция ООН, создание палестинского государства пока нереально, и основная причина – военные действия.
– Вмешается ли Россия при втягивании в конфликт союзных ей государств?
– Нет, это исключено. У России сейчас на внешних рубежах много своих проблем и подобное вмешательство невозможно.
– Артур Викторович, Ваш прогноз: как будут разворачиваться события на Ближнем Востоке?
– Понятно, что стороны, по крайней мере израильская, будут только эскалировать обстановку. Никакого положительного сценария пока не предвидится. К сожалению, ситуация будет только ухудшаться.
Мадина БЯЗРОВА