Исторические традиции – от Исфагана до Вашингтона

Грузинский контингент в Афганистане начал нести первые серьезные потери. В результате двух терактов в течение одного месяца погибло 10 грузинских военнослужащих, количество раненых исчисляется десятками. Всего же грузинские войска, насчитывающие в Афганистане более 1600 человек, потеряли за все время пребывания в этой стране 29 человек.

Последние потери вызвали среди населения Грузии понятные эмоции, в стране был объявлен траур и прошел митинг за вывод грузинских войск из Афганистана, правда, немногочисленный. Зато для Саакашвили и его пламенного оппонента Иванишвили появился повод продемонстрировать полное единодушие по отношению к НАТО. Они выступили с заявлениями о том, что Грузия несмотря на потери, продолжит свою миротворческую миссию и курс на евроатлантическую интеграцию. В ответ на такое проявление верноподданнических настроений Белый дом и Брюссель вновь пообещали Тбилиси «кисельные берега» НАТО.

В частности, как заявил на днях генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен, Грузия станет членом НАТО, как только будет отвечать всем критериям вступления в организацию. В ходе заседания комиссии Грузия-НАТО, прошедшего в Брюсселе на уровне министров обороны, генсек НАТО отметил, что с нетерпением ждет, когда Грузия вступит в организацию, поскольку эта страна является особым партнером альянса.

С аналогичным заявлением выступил также Госсекретарь США Джон Керри, выразивший надежду на то, что Грузия продолжит курс на евроатлантическую интеграцию и сможет стать членом НАТО.

Ситуация вокруг гибели грузинских солдат в Афганистане и истерика на границе с Южной Осетией с громкими заявлениями из Брюсселя и Белого дома, наглядно продемонстрировали истинные цели грузинского правительства во главе с Иванишвили. Заявляя о готовности нормализовать отношения с Россией, Грузия по-прежнему продолжает ускоренный курс на вступление в НАТО. Более того, как отмечается в ряде западных изданий, правительство «Грузинской мечты» еще более интенсифицирует эти процессы.

Аресты лиц из окружения Саакашвили, расследование событий 2008 года, а также инцидента в ущелье реки Лопота, признание со стороны Иванишвили ответственности Саакашвили за начало войны и фактов поддержки террористического подполья на Северном Кавказе некоторые эксперты и политики расценили чуть ли не смену геополитического курса Грузии. Однако, как отмечают западные дипломаты и аналитики, на практике все дело обстоит куда прозаичнее. По словам известного американского дипломата Метью Брайза, истинной причиной происходящих в Грузии событий является то, что в Белом доме было принято решение свалить вину за все проблемы на Саакашвили. То есть Соединенные Штаты сделали из проштрафившегося президента Грузии «стрелочника», дабы отвести от себя обвинения России и заодно вывести свой «маяк демократии» на Кавказе из под угрозы проведения антитеррористической операции. При этом главная задача, которая стоит перед «мечтателями» заключается в том, чтобы убрать все раздражители для России и тем самым лишить ее аргументации при последующем вступлении Грузии в НАТО. Иными словами, Россия должна быть лишена возможности обвинять Грузию, в эскалации напряженности в поддержке терроризма и т.д. Улучшение российско-грузинских отношений в этом ракурсе необходимо также для того, что убедить наиболее последовательных противников вступления Грузии в ряды альянса, а именно Германию и ряд других стран, которые изначально выступают против этой идеи, опасаясь конфликта с Россией из-за непредсказуемого поведения Тбилиси. Эту же цель преследуют демонстративные жесты миролюбия в сторону Южной Осетии и Абхазии, правда больше заключающиеся в туманных обещаниях.

Иванишвили не случайно проводит параллели между возможным вступлением Грузии в НАТО и некоторых восточноевропейских государств, включая республики Прибалтики. Он рассчитывает, что сможет «тихой сапой» протащить Грузию в НАТО, перманентно доказывая «полезность» этой страны для альянса. В качестве подтверждения можно привести тот факт, что проводимая Ираклием Аласания военная реформа направлена на окончательное превращение грузинской армии в некое подспорье для НАТО по проведению так называемых «миротворческих операций». Сделав выводы из натовской доктрины «умной обороны», которая предусматривает объединение сил и средств и повышение их эффективности за счет разделения обязанностей между странами-членами НАТО и ее партнерами, Грузия пытается развивать свои вооруженные силы на основе специализации, какой для нее стали контртеррористические операции.

«Грузия не стремится к созданию армии, сопоставимой с китайской или российской. Грузии следует сосредоточиться на тех областях, в которых она может добиться максимальных результатов с учетом своих ресурсов. Это та ниша, которую мы хотим занять, чтобы быть максимально полезными, и мы говорим об этом нашим партнерам», – заявил в одном из своих интервью министр обороны Грузии.

Реформами предусмотрено создание профессиональной регулярной армии, на сто процентов состоящей из подготовленных западными инструкторами частей и подразделений. Особый упор будет сделан на силы специального назначения. Минобороны Грузии уже ведет переговоры о сотрудничестве с западными странами, обладающими наиболее подготовленными кадрами спецназа.

Грузия стремится поднять свою привлекательность в качестве кандидата на евроатлантическую интеграцию, и с этой целью снижает напряженность в отношениях с Южной Осетией, Абхазией и Россией, одновременно создавая такие силы, которые будут подходить для «миротворческих» или антитеррористических операций, которые так востребованы в НАТО. Как отмечают эксперты, Грузия рассчитывает повысить свою роль в глазах стран-участниц НАТО, которые сами не слишком охотно отправляют своих солдат под пули талибов и других «врагов» демократии. Исходя из этого, грузинские солдаты в качестве «пушечного мяса» демократии еще долго будут гибнуть из-за неуемного стремления тбилисских политиков оказаться в рядах Североатлантического альянса.

Впрочем, в данном случае грузинские коммандос являются продолжателями исторических традиций. В свое время омусульманенные правители грузинских княжеств в угоду своим персидским владыкам отправляли грузин сражаться в тот же Афганистан или другие регионы, куда шах пошлет.

Еще одной причиной для мести талибов являются бравые грузинские «демократизаторы», своим поведением раздражающие местное население в Афганистане. Несмотря на проводимый профессиональный отбор военнослужащих и их подготовку западными военными инструкторами, в грузинском контингенте складывается сложный морально-психологический климат.

Вопреки заявлениям грузинского руководства о высоких профессиональных качествах грузинских военнослужащих частные отзывы их зарубежных коллег содержат ряд негативных оценок. Зачастую отношение грузин к своему присутствию в чужой стране выражается лишь в стремлении заработать деньги без ущерба для своего здоровья. Уровень подготовки и воинской дисциплины в грузинских подразделениях подвергается открытой критике даже со стороны американцев, под чьим командованием они находятся в Афганистане. В западных СМИ отмечались факты причастности грузинских военнослужащих к воровству и мародерству, что, разумеется, вполне достаточно для того, чтобы схлопотать пару диверсий от Талибана.

А. ТЕДЕЕВ