Учебник по истории Южной Осетии: лучше поздно, чем никогда

Нельзя предать забвению и не донести до новых поколений новейшую историю, или поплатившись за легкомыслие предков, необходимо обезопасить будущее.

«Оборона и безопасность» – так называется новый предмет, специальный учебный курс, посвященный августовской войне 2008 года, преподавание которого началось в школах Грузии с 2019 года. Инициатива введения в программу образования с 10-го класса принадлежит министерству образования и предназначена для популяризации армии Грузии и росту патриотизма. Примечательно, что учебный курс хоть и основан на событиях вторжения Грузии в Южную Осетию, однако преподаваться будет как учебный курс, посвященный «войне с Россией в 2008 году».

Предприимчивые соседи
Оно и понятно, грузинскому народу не делает чести воспитывать потомков на фашистских идеях, на историях, где в разы превышающая населением Грузия в течение двух десятков лет не смогла сломить маленькое государство «в небольшой стадион». Намного продуманнее сочинить масштабную историю о «благородных намерениях» защищать «оккупированные Россией территории». Впрочем, осетинам не привыкать к фальсификации истории, событий и документов историками некоторых национальностей, близких осетинам соседей и на юге, и на севере.
Однако, ключевую роль в пробелах или исчезновении определенных важных событий в истории осетинского народа играем мы сами!

Причин много, а факт один
Так что же предпринимается сегодня, чтобы будущие поколения знали историю своей родины и своего народа? Фундаментальное значение здесь имеет отношение руководства республики к данному вопросу. Но львиная доля ответственности огромным камнем лежит «на плечах» научной интеллигенции. Несомненно, многие из ученых-историков периодически издавали научные труды и внесли весомый вклад в науку. Но даже полное понимание трудоемкости работы деятелей науки и истории, при минимальной заработной плате не оправдывает халатное отношение «умов» государства к будущему народа.
Почему халатное? Достаточно привести несколько неоспоримых фактов – в этом году исполняется 30 лет со дня отсчета грузино-осе-тинского конфликта, и второе, со дня провозглашения суверенитета Республики прошло 27 лет.
Прошло три десятка лет, несколько раз сменялось руководство Южной Осетии, а у учащихся среднеобразовательных школ республики нет учебных пособий по Новейшей истории Осетии. О каком духовно-патриотичном воспитании можно говорить, когда наши дети не знают практически никого и ничего из новейшей истории осетинского народа?

Это мы не проходили, это нам не задавали…
В этом мы убедились, когда провели небольшой опрос среди учащихся старших классов от 7 до 11 класса. Опрос содержал несколько вопросов по значимым датам из новейшей истории Южной Осетии: 20 сентября 1990 г.; 20 мая 1992 г.; 29 мая 1992 г.; 26 августа 2008 года.
Из опрошенных 102 школьников ни один не знал о дне принятия Акта провозглашения независимости РЮО. Можно сделать скидку на незнание старшеклассниками, так как эту дату не отмечают грандиозно, но не менее поразили результаты по Дню провозглашения республики – 20 сентября, а ведь этот день ежегодно югоосетинский народ празднует торжественно. Тем не менее, никто не знал конкретно название исторического события, но радует, что 7 ученикам известна дата как День республики. Об одной из самых трагичных дней для осетинского народа – Зарской трагедии слышали только 9 детей. А вот событие, которое ученики пережили – 26 августа 2008 года, они знали.
Не отличалась хорошим результатом и вторая категория опроса, куда мы включили таких известных лидеров и героев Осетии как: Торез Кулумбегов, Людвиг Чибиров, Валерий Хубулов, Алан Джиоев (Парпат), Амиран Багаев, Григорий Санакоев (Гришик).
Поинтересовавшись периодом, который старшеклассники проходят по Истории Осетии по учебнику Р. Бзарова и М. Блиева, мы выяснили, что он охватывает эпоху каменного века до второй половины XIX века. Получается, учащиеся не знают даже историю Осетии ХХ века, а о героях-осетинах ВОВ они могут прочитать только по художественной литературе.

Дважды на одни и те же грабли?!
Подрастающее поколение воспитывается на примерах неизвестно каких героев, но точно не на подвигах национальных лидеров и защитников Осетии. Для молодого поколения примером подражания являются герои компьютерных игр. А для девушек идеалами являются светские львицы с накачанными губами, искусственными бровями и недостойным поведением, что является абсолютной противоположностью осетинской девушки.
Думаю, все родители и дети советского времени, помнят, как каждый из нас мечтал совершать подвиги героев ВОВ, а девочки представляли себя на месте Зои Космодемьянской. Скажу без лукавства, будучи школьницей, когда я читала о Чочиеве, то от одних слов «Ах-тунг, ахтунг Чочиев в воздухе» меня переполняла гордость.
Имеем ли мы право лишать наших детей воспитания на героизме наших соотечественников, защищавших Осетию с 1990-х годов? При том, что, в отличие от некоторых наших соседей, нам ничего придумывать не надо.
Мы повторяем ошибки предков, не оставивших достаточно исторического материала своим потомкам, к примеру, о событиях 1920 года. Не наступает ли наш народ на одни и те же грабли? Некоторые пробелы в новейшей истории уже допущены, доказательст-вом служат ежегодные трения «кто же все-таки стоял 23 ноября в первых рядах», и с каждым годом участников этого события становится все больше.

Долгожданный учебник
Недавно директор ЮОНИИ Роберт Гаглойты сообщил нашей газете, что в этом году в свет выйдет учебник истории. Как отметил Гаглойты, издание учебника по истории Южной Осетии ждут уже несколько лет.
«И загвоздка не в финансировании. В книге будут представлены практически все периоды исторического развития нашего народа, начиная с эпохи камня и до 2008 года», – сказал Роберт Гаглойты.
Как нам уточнила историк и соавтор учебника Истории Осетии Ирина Гаглоева, новейшей истории в учебнике выделили только 9 параграфов, в 1 параграф входит не более 3 печатных страниц. В них и будет изложена вся история нашего народа за 30 лет.
На вопрос: «Может ли отсутствие учебника по истории стать следствием пробела знаний по части новейшей истории Осетии подрастающего поколения?» Ирина Гаглоева отметила, что в государстве должен быть комплекс идеологических механизмов, взаимодействующих совместно.
«Если какие-то направления не развиваются в этом отношении, то идет серьезное торможение развития общества. Все свалить на отсутствие учебника тоже неправильно. Должен быть комплекс мероприятий по идеологическому воспитанию молодежи. Да, произошло торможение и здесь есть субъективные и объективные причины. Но учебник нужен. Грустно, что он так долго готовится, но один учебник не решит проблему. Не хочу оправдывать ситуацию, что до сих пор нет учебника, но это такой период, где больше энтузиазма должен проявлять сам учитель. Здесь очень большая работа педагога. В принципе творцом любой темы по истории является учитель. Главное, лед тронулся», – подчеркнула историк.
Своим наблюдением по этому вопросу поделился и главный редактор нашей газеты Александр Келехсаев.
«Мы все помним путч в СССР в августе 1991 года. В то время я проходил военную службу на Дальнем Востоке в одном из подразделений ВМФ СССР. В мае 1992 года наш взвод отрядили в среднюю школу поселка Краскино, чтобы выгрузить учебники. Выгрузив книги из грузовика, мы взяли один учебник и пролистали его. Это был учебник истории. Несколько глав было посвящено событиям путча 1991 г. Пытавшиеся спасти СССР высокопоставленные лица Политбюро в учебнике были выставлены как преступные элементы. Одним словом, это было «демократический» взгляд на события 1991 года, в нужном ключе идеологизированный для продажной верхушки, развалившей нашу страну.
Но безотносительно к трактовке событий 1991 года, стоит отметить оперативность «демократов», которые поняли важность изменения сознания подрастающего поколения и насаждения своих взглядов на события 1991 года. И в этой связи непонятная медлительность наших историков меня удивляет. Прошли десятилетия в нашей новейшей истории, а у нас нет своего учебника истории! А потом мы удивляемся незнанию подрастающим поколением основных вех нашей истории и как следствие, национальному беспамятству. Надеюсь, эта оплошность будет устранена, и нашей новейшей истории в учебнике будет уделено немало места».

Чтобы дети строили будущее, они должны знать прошлое
Однако всю вину сваливать только на отсутствие учебника необъективно. Прежде всего, за правильное и патриотичное воспитание детей ответственность несут родители. Конечно, хорошо, когда наши дети знают Леонардо Да Винчи, Стива Джобса, Стивена Хокинга, Андже-лину Джоли и т.д., но для полноценного развития самосознания, на духовно-патриотичном уровне необходимо знать наших осетинских ученых, художников, политических лидеров, героев войны и т. д. И здесь свою внушительную лепту могут внести и учителя, пусть и без соответствующего учебного материала.
Мадина БЯЗРОВА