Давно пора: Абхазия требует исключить ОБСЕ из Женевских дискуссий

МИД Абхазии считает нецелесообразным присутствие ОБСЕ в формате

Абхазский ответ
«Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе полностью исчерпала к себе доверие в качестве объективного посредника переговорного процесса в рамках Женевских дискуссий и превратилась в соучастника проводимой Грузией политики» – заявил МИД Абхазии, комментируя заявление группы друзей Грузии в ОБСЕ.
МИД Абхазии отмечает, в принятом друзьями Грузии заявлении по Абхазии, не нашла никакого отражения официальная точка зрения абхазской стороны, которая регулярно озвучивается представителями республики на Женевских международных дискуссиях в присутствии сопредседателей от ООН, ЕС и ОБСЕ.
«Учитывая сложившуюся ситуацию, абхазская сторона оставляет за собой право потребовать исключения из числа сопредседателей международных Женевских дискуссий по стабильности и безопасности в Закавказье представителей ОБСЕ», – заявил МИД Абха-зии.
Если представители ОБСЕ изменят свое тенденциозное отношение к проблеме урегулирования грузино-абхазского конфликта и предоставят возможность представителям Абхазии выступить в рамках деятельности профильных комитетов ОБСЕ, Сухум пересмотрит подходы абхазской стороны к деятельности этой организации, отмечается в комментарии.
Внешнеполитическое ведомство Абхазии подчеркивает, что в ОБСЕ продолжает доминировать курс на поддержку любых действий официального Тбилиси. «Страны-участницы ОБСЕ стараются не замечать, что такая односторонняя позиция дискредитирует саму идею Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе», – говорится в комментарии.

Печальный опыт Южной Осетии
Если у кого и есть печальный опыт последствий бездействия ОБСЕ (а то и пособничества агрессору), так это у Южной Осетии. ОБСЕ начала старт участия в грузино-осетинском конфликте в рамках формата Смешанной контрольной комиссии. И если до 2004 года Миссия ОБСЕ в Грузии (и ее офис в Цхинвале) сосредоточили свои усилия на дипломатическом и гуманитарном направлении, то с начала 2004 года начали проявляться политические предпочтения этой организации.
Напомним, чем обернулось для РЮО присутствие некогда уважаемой организации. С 2004 года, когда Грузия усилила давление на Южную Осетию, многократно возросла роль ОБСЕ как нейтрального посредника в деле мирного урегулирования. Ведь одной из главных миссий ОБСЕ было содействие мирному урегулированию конфликта.
Но цхинвальский офис ОБСЕ, как и миссия в Грузии, скрывали военные приготовления грузинской стороны, ретушировали нарушения грузинской стороны норм и положений СКК в зоне конфликта, нарушали безопасность Южной Осетии, препятствовали выставлению постов силовых структур Южной Осетии в кризисных зонах, настаивали на сокращении постов миротворческих сил в зоне конфликта (чем наносили ущерб безопасности Южной Осетии и зоны конфликта в целом, фактически способствовали разрастанию конфликта) направляли в штаб-квар-тиру ОБСЕ в Вену необъективные и тенденциозные отчеты.
Об этом неоднократно заявлял сопредседатель СКК от Юж-ной Осетии Борис Чочиев, практически за руку ловивший ОБСЕ за этими постыдными поступками, фактически преступлениями. Нарушения грузинскими силовиками норм СКК фиксировались совместно сотрудниками офиса ОБСЕ и военными наблюдателями миротворческих сил, в результате чего составлялись отчеты. Но факты, изобличающие грузинскую сторону, убирались из отчетов и в Вену шел причесанный вариант. Миссия ОБСЕ в Грузии скрывала в отчетах обеспокоенность Южной Осетии нарастанием напряженности в зоне конфликта и возможной эскалации.
Руководство Южной Осетии и ее дипломатические структуры тех лет обращали внимание на необъективную подачу информации Миссией, которая дезинформировала головной офис ОБСЕ.
Именно в таком ключе прошла деятельность Миссии в Грузии и офиса ОБСЕ в Цхинвале до августа 2008 года. Южная Осетия неустанно обращала внимание международного сообщества на военные приготовления Грузии и тенденциозность Миссии, делала в СМИ заявления, выносила тревожную повестку дня на суд многочисленных зарубежных делегаций, которые посещали Южную Осетию.
Но руководство ОБСЕ оставалось безучастным к сигналам и обеспокоенности Южной Осетии, фактически встав по одну сторону с государством-агрессором – Грузией. В результате ОБСЕ потеряла даже гипотетическую репутацию в Южной Осетии, но продолжала работать на ее территории, финансировать неправитель-ственный сектор, пытаясь вскормить прозападную коалицию… и потерпела на этом поприще крах.
Результатом пособничества ОБСЕ стала военная операция в августе 2008 года против Южной Осетии. Результаты ее хорошо известны. Грузия потерпела сокрушительное поражение, а ОБСЕ прекратило деятельность не только в Южной Осетии, но и в Грузии.
Виноваты!
По итогам войны 2008 года руководство Южной Осетии, ее внешнеполитические институты обвинили ОБСЕ в бездействии и пособничестве Грузии, в геноциде осетин. Отмечалось, что сотрудники Миссии ОБСЕ знали о готовившейся агрессии, но не предупредили об этом, сами покинув пределы республики, оставив пару представителей миссии. Более того, во время бомбежки оставшиеся в Цхинвале сотрудники ОБСЕ отказались размещать в бункере своего офиса женщин и детей, которые метались по улицам города в поисках убежища. Этот факт вызвал возмущение в руководстве республики, которое назвало действия сотрудников миссии подлыми и бесчеловечными, пообещав подать в суд на ОБСЕ. А в сентябре 2008 года, спустя месяц после агрессии Грузии, в подвале офиса ОБСЕ в Цхинвале были обнаружены листовки антиюгоосетинского содержания, призывающие к свержению руководства РЮО и разжигающие межнациональную рознь, и литература, выпускавшаяся прогрузинской «временной администрацией».
В какой-то момент ОБСЕ поняла, к чему привело ее бездействие. И 18 августа 2008 года генеральный секретарь ОБСЕ Марк Перин де Бришамбо во Владикавказе заявил: «Судьбу Южной Осетии будет решать народ Южной Осетии, принимая во внимание историю и современные реалии. Необходимо учитывать и тесное взаимодействие и связи с Северной Осетией».
Как показала история, ОБСЕ не располагает антикризисным потенциалом. Она стала не мироустроительной организацией, а выродилась в своеобразный политический рудимент. Она открыто продемонстрировала пренебрежение к одной из сторон, симпатии и всестороннюю поддержку к другой стороне, нарушив заявленные задачи Организации, нацеленные на поддержание мира на континенте. ОБСЕ не смогла урегулировать или упредить ни один конфликт в Европе в рамках ее территории.
Трагического опыта «сотрудничества» Южной Осетии с ОБСЕ достаточно, чтобы понять: ОБСЕ выступила в качестве пособника агрессии, а после войны переквалифицировалась в адвоката грузинской стороны! Механизм ОБСЕ оказался неэффективным, он провалился. ОБСЕ не может гарантировать безопасность, которая реализована путем серьезного российского военного присутствия в Южной Осетии. Иных механизмов больше не требуется.

Александр КЕЛЕХСАЕВ