О вопросах внешней политики РЮО – в беседе с министром иностранных дел Южной Осетии Давидом Санакоевым:
– Первый вопрос – об обращении главы осетинской диаспоры Сирии Хишама Албегты к руководству РСО-А с просьбой о содействии в возвращении сирийских осетин на историческую родину. Это вызвало довольно оживленную дискуссию в СМИ, многих наших граждан интересует позиция Южной Осетии по данному вопросу. Есть ли какой-то официальный комментарий по этому поводу? Поступало ли аналогичное обращение к руководству нашей страны, и какие шаги готова предпринять Южная Осетия для оказания помощи нашим братьям?
– Одним из приоритетных направлений деятельности МИД Южной Осетии является работа с соотечественниками, проживающими за пределами своей исторической родины, в странах дальнего и ближнего зарубежья: Сирии, Турции, Бельгии и т.д. В силу объективных причин в настоящее время в наиболее сложной ситуации находятся осетины, проживающие в Сирии. Мы внимательно следим за событиями, происходящими в этой стране, поддерживаем регулярные контакты.
8 августа сего года по нашей инициативе в Цхинвале проходил круглый стол с участием представителей осетинских диаспор. На форуме присутствовал и руководитель сирийской диаспоры Хишам Албегты. У нас состоялся конструктивный диалог по всей проблематике. Считаю, что это было очень важное мероприятие, которое еще больше убедило нас в необходимости активизации работы с осетинскими диаспорами не только в Сирии, но и в других странах.
Основным вопросом круглого стола «Ирон Ныхас» был вопрос агрессии Грузии против Южной Осетии в августе 2008 года и роль осетинских диаспор в информировании мировой общественности о событиях того периода. Хочу отметить, что представители диаспор активно взялись за работу и доводили до граждан своих стран правду о нашей трагедии, которая, к сожалению, передавалась западными СМИ в искаженном виде. Это внесло свой вклад, люди смогли услышать правду о Южной Осетии, зверствах и этнических чистках в отношении нашего многострадального народа, содеянных «демократической» Грузией в дни пекинской олимпиады.
Относительно официального обращения сирийских осетин к руководству Южной Осетии с просьбой об их переселении на территорию Южной Осетии следует отметить, что на сегодняшний день такого обращения не поступало. Как известно, в Северной Осетии создан штаб по вопросам сирийских осетин и проводится каждодневный мониторинг ситуации.
– В августе будет отмечаться четвертая годовщина признания Россией независимости нашей страны. Какова Ваша оценка российско-югоосетин-ских отношений? Какие направления двустороннего сотрудничества между нашими странами являются для нас прио-ритетными? Расскажите об ос-новных направлениях внешнеполитической деятельности РЮО.
– 26 августа исполняется четыре года с того исторического дня, когда Российская Федерация признала независимость и государственный суверенитет Республики Южная Осетия, что дало возможность свободному развитию нашего государства, создало гарантии безопасности от новых попыток вооруженной агрессии со стороны Грузии.
Что касается внешнеполитической деятельности РЮО, то следует отметить, что приоритетом нашей деятельности является защита национально-госу-дарственных интересов Южной Осетии, создание условий политического, экономического и культурного развития югоосетинского государства. Необходимо укреплять взаимоотношения с теми странами, которые нас признали и, прежде всего, с нашим стратегическим партнером – Российской Федерацией, с которой у нас заключено несколько десятков двусторонних договоров и соглашений. Мы намерены продолжать наращивать усилия в этом направлении, а также придать новый импульс работе с диаспорами и странами, которые еще не признали нашу независимость.
Очевидно, что после признания Россией Республики Южная Осетия российско-югоосетинские отношения переходят на качественно новый уровень. Эти отношения становятся более продуктивными и наполняются реальным, конструктивным содержанием. Соответствующая межгосударственная договорно-правовая база между нашими странами имеется. Руководство Российской Федерации и Республики Южная Осетия сотрудничают довольно плотно в вопросах восстановления, развития нашей страны. Даже сегодня, наблюдая работу представителей российских министерств и ведомств со своими коллегами в Южной Осетии, можно судить о высоком уровне сотрудничества, охватывающем практически весь социально-экономический блок, а также другие важные направления. Все это делается для того, чтобы максимально оперативно и эффективно решать имеющиеся вопросы.
– Кроме Российской Федерации и Абхазии нас признали еще несколько стран Латинской Америки и тихоокеанского региона. Как развиваются отношения Южной Осетии с этими государствами? Какая работа проводится югоосетинским внешнеполитическим ведомством по расширению списка стран, готовых признать нашу независимость?
– Помимо России независимость Южной Осетии признали Никарагуа, Венесуэла, Науру, Тувалу, с которыми мы развиваем межгосударственные взаимоотношения. На днях нашу республику посетил с рабочим визитом посол Венесуэлы в Республике Южная Осетия.
Мы прорабатываем ряд вопросов взаимного сотрудничества, торгово-экономических, культурных связей, необходимых для дальнейшего углубления партнерских отношений между Южной Осетией и Венесуэлой.
В ближайшее время планируется визит госансамбля «Симд» в Никарагуа на празднование Дня независимости.
– На Ваш взгляд, есть ли перспективы привлечения серьезных иностранных инвестиций в экономику Южной Осетии? Какие шаги предпринимает МИД Южной Осетии в этом направлении?
– Естественно, Министерство иностранных дел работает над вопросами внешнеэкономического становления Южной Осетии. Существует такое понятие, как экономическая дипломатия, которая предполагает как раз соответствующий алгоритм действий по экономической привлекательности страны. Для этого необходимо в первую очередь создать нормативную базу, которая будет регулировать все отношения в инвестиционной сфере. Мы должны сделать прежде всего инвестиционно привлекательной нашу экономику и параллельно работать с потенциальными инвесторами. Такая работа проводится и, думаю, в ближайшее время инвесторы могут появиться при соответствующей работе властей Южной Осетии, отчасти МИД РЮО.
– Спустя три года после начала Женевских дискуссий вопрос о неприменении силы остается открытым ввиду того, что официальный Тбилиси не желает признавать реалии сегодняшнего дня. Может и должен ли Запад повлиять на Саакашвили по этой проблеме?
– На сегодняшний день Женевские дискуссии являются единственной международной площадкой, на которой мы можем обсуждать гарантии безопасности для Республики Южная Осетия. Мы продолжаем диалог и вместе с партнерами убеждаем грузинскую сторону в необходимости разработки юридически обязывающего документа между Республикой Южная Осетия и Грузией о неприменении силы или угрозы ее применения. Для нас основной вопрос – это гарантии безопасности для нашего народа. К сожалению, Грузия демонстрирует крайне неконструктивную позицию, блокирует и пытается создавать трудности для принятия решения по данному вопросу. Наша делегация поддерживает все начинания, которые способствовали бы его решению. В плане Медведева – Саркози, который положил начало Женевским дискуссиям, четко записано, что одним из основных вопросов являются гарантии безопасности для Южной Осетии и Абхазии, и мы будем этого добиваться.
– Давид Георгиевич, в октябре в Грузии будут проходить парламентские выборы, а на будущий год намечены выборы президента. В постсоветской Грузии было три совершенно разных президента, разных и по образованию, и по мышлению – Звиад Гамсахурдиа, Эдуард Шеварднадзе и действующий президент Михаил Саакашвили. Как мы все знаем, все трое вляпывались в попытки силового решения спорных вопросов с соседними государствами. В этой связи как бы Вы прокомментировали существующие проблемы безопасности в регионе? Не повторится ли история вновь с приходом нового режима в Тбилиси?
– Мы внимательно наблюдаем за внутриполитическими процессами, которые проходят в соседнем государстве. Выборы в грузинский парламент, равно как и президентские выборы – это сугубо внутреннее дело Грузии и грузинского народа. Вы правильно отметили, что в новейшей истории Грузии все руководители приходили к власти путем различных революционных потрясений и переворотов. Думаю, грузинский народ сам выберет свое будущее, но надеюсь, что люди, которые придут к власти в Грузии, будут адекватно оценивать нынешнюю ситуацию, сложившиеся реалии и новую региональную политическую конфигурацию, и примут единственно правильное решение – признать геноцид осетинского народа и независимость Республики Южная Осетия, откажутся от бессмысленной воинственной риторики. Убежден, от этого выиграют и Грузия, и Южная Осетия, и международное сообщество. Сегодня мы можем однозначно и уверенно сказать, что Южная Осетия – независимое государство и никакого отношения к Грузии не имеет.
Алена ДЖИОТЫ