МИРОТВОРЦЫ ОСТАНОВИЛИ КРОВОПРОЛИТИЕ
14-го июля исполняется 32 года со дня ввода в зону грузино-осетинского конфликта четырехсторонних Смешанных сил по поддержанию мира и правопорядка (ССПМ). Для Южной Осетии это означало приостановление боевых действий против хорошо вооруженных формирований грузинского правящего режима – т.н. Госсовета под руководством Э. Шеварднадзе. Надо отметить, что решение об остановке вооруженных действий противоборствующими сторонами было принято еще 24-го июня 1992 года, но террористические вооруженные силы Грузии продолжали обстрелы мирных кварталов Цхинвала и окружающих сел РЮО еще в течение 20 дней. Обстрелы велись крупнокалиберными минометами, системами ствольной артиллерии и танками – только за эти 20 дней жертвами обстрелов стали несколько десятков мирных жителей столицы РЮО, включая женщин и детей. Только ввод в Южную Осетию миротворческих сил остановил кровопролитие, инициатором которого была грузинская сторона.
ДАГОМЫССКИЕ СОГЛАШЕНИЯ
После создания коллегиального органа – Смешанной контрольной комиссии (СКК) началась работа по реализации Дагомысских соглашений по урегулированию конфликта и его последствий. И если с разведением противоборствующих сторон дело обстояло более-менее нормально, то с исполнением остальных статей Соглашения возникли определенные трудности. В частности, в статье 4 было зафиксировано:
«Стороны незамедлительно приступят к переговорам по экономическому восстановлению районов, находящихся в зоне конфликта, и созданию условий для возвращения беженцев.
Стороны считают недопустимым применение экономических санкций и блокады, любые другие помехи на свободном пути движения товаров, услуг и людей и обязуются обеспечивать условия для оказания гуманитарной помощи населению».
В рамках Соглашения была создана также подкомиссия по экономическим вопросам, главной задачей которой было определение ущерба, нанесённого в ходе противостояния. Характерно, что грузинская сторона отказалась участвовать в работе этой подкомиссии. Причины отказа достаточно прозрачны и объяснимы. Дело в том, что осетинская сторона не нанесла никакого урона не только народному хозяйству прилегающих районов за пределами административных границ Южной Осетии (принцип обороны исключительно на территории Юго-Осетинской АО был императивом для сил самообороны), но и селам со смешанным осетино-грузинским населением. Стоит также отметить, что осетинская сторона, в отличие от грузинской, этнических чисток не осуществляла.
Тем не менее, подкомиссия в составе российских, югоосетинских и североосетинских представителей добросовестно выполнила свою работу и определила общую сумму нанесенного экономического ущерба – 34 миллиарда советских рублей в ценах 1984 года. 1984 год взят за основу определения указанной суммы, поскольку именно тогда были утверждены строительные нормативы и правила (СНИП-ы), которые служили базой для определения стоимости зданий, сооружений, оборудования и т.д.
Стоит отметить, что в эту цифру не входили стоимость основного стада, которое было угнано в Грузию после того, как были сож-жены и разграблены 117 сел и деревень Южной Осетии, не говоря уже о выведении объема упущенной выгоды, понесенной осетинской стороной в результате неспровоцированного отключения РЮО от союзной системы энергоснабжения, пульты управления которым находились под контролем грузинской стороны. Но и выведенная сумма потерь, эквивалентная по тогдашнему курсу валют 56,6 миллиарда долларов была равна половине национального богатства Южной Осетии.
Последствия этих потерь экономика РЮО не преодолела до сих пор. По договоренностям, достигнутым тогда в рамках СКК, погашение двух третей этого урона взялась покрыть российская сторона, оставшаяся треть – зона ответственности грузинской стороны. И это при том, что вина за произошедшее целиком лежит на тбилисских властях, причем, независимо от персоналий, которые их возглавляли – будь это бесноватый, психически неадекватный З. Гамсахурдиа, или же изощренный политический интриган Э. Шеварднадзе.
НЕДОГОВОРОСПОСОБНОСТЬ «ПАРТНЕРОВ»
Но, как и следовало полагать, грузинская сторона и не думала тогда, не собирается до сих пор выполнять свои обязательства по этим договоренностям. Когда говорят о недоговороспособности «партнеров», ставящих свои подписи под важнейшими международными документами с намерением никогда их не выполнять, то надо сказать, что такая практика началась не с «Минска-2», а гораздо раньше. Здесь стоит сказать об очень важном моменте. Дело в том, что грузинские власти и неформальные нацистствующие объединения реализовали на подконтрольных Тбилиси территориях этнические чистки осетин – в Кахетии, Горийском, Хашурском, Душетском, Боржомском районах Грузии, в Бакуриани и Гуджарете.
Статья 4 Дагомысских соглашений предполагала безусловное создание условий для возвращения этой категории беженцев, но сегодняшние реалии таковы, что объекты недвижимости изгнанных и физически уничтоженных людей, чья единственная «вина» состояла в принадлежности к южной части осетинского этноса, давно уже либо пришли в полное запустение, или были беззастенчиво присвоены их палачами.
Если кто-то, может, и забыл о событиях начала 1990-х, то это не относится к жителям РЮО. Когда сегодня в силу определенных обстоятельств грузинские власти демонстрируют лояльность по отношению к России, то это не должно никого вводить в заблуждение. Такая модель поведения политиков с берегов Куры – не более чем проявление прагматизма лидеров Грузии, которые далеко не отказались от прозападной ориентации. Просто во власти сейчас те, кто отчетливо понимает опасность открытия «второго фронта» против России, на чем настаивают зарубежные покровители Киева и Тбилиси. К тому же приток в Грузию «ухилянтов» из России от мобилизации в российские вооруженные силы привел к существенному экономическому росту Грузии (ВВП страны в 2023 году вырос на 10,6%).
ОБ ЭТОМ РЕЧИ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ
Однако стоит учитывать то, что временный отказ грузинских властей от ориентации на Запад и принятие закона «Об иноагентах», что повлекло за собой злобную реакцию Европы и США – на днях Евросоюз отказал Грузии в 30 миллионах евро помощи, – стало основанием для некоторых политиков и политологов в России утверждать, что пора устанавливать с Грузией дипломатические отношения.
Первый замглавы комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин, комментируя информацию об отказе от признания Абхазии и Южной Осетии, сообщил, что об этом речи быть не может.
«Мы признали эти страны. Развиваем с ними отношения, находимся с ними в военном союзе. Несмотря на всё происходящее в Грузии, это не значит, что мы в этой ситуации не должны находить по максимуму способов, причин и поводов, чтобы развивать отношения с Грузией и грузинским народом», – отметил он.
Очевидно, что любые войны всегда заканчиваются мирными соглашениями и восстановлением отношений. Но здесь стоит упомянуть, что грузинская сторона не принесла никаких извинений за провокационное нападение на Южную Осетию в августе 2008 года (напомним, что 90% населения РЮО были тогда и остаются сейчас российскими гражданами). Более 70 российских миротворцев были изуверски убиты грузинскими солдатами… За эти преступления также пока никто не понес заслуженного наказания. Тем не менее, к примеру, Глеб Простаков на портале «Взгляд» рассуждает, ни много, ни мало, а «о восстановлении территориальной целостности Грузии». Этот словооборот из лексикона грузинских нацистов и экстремистов, скорее всего, по мнению журналиста, означает отказ от указа Президента РФ №1261 от 26.08.08 о признании государственной независимости Республики Южная Осетия.
Что касается сегодняшних реалий, то они таковы: на территории РФ проживает 157 тыс. этнических грузин. И это – только тех, кто является российскими гражданами. На самом деле грузин в России около 600 тысяч. Ежегодно они перечисляют в Грузию около 2 миллиардов долларов. При этом граждане Грузии входят в пятерку стран, которые поставляют наибольшее количество наемников, воюющих на стороне нацистского киевского режима. Более того, именно грузины из т.н. «легионеров» отметились самыми жестокими преступлениями против военнопленных россиян. А из тех грузин, кто является гражданином России, и тех, кто кормится за счет ее народа и переводит валюту на историческую родину, нет ни одного воина СВО. Так что рассуждать о «нормализации» отношений с Грузией можно с большими оговорками. Да и большая часть грузинского социума по-прежнему ориентирована на Запад – почему-то молодые грузины считают себя европейцами. Это тоже не ново – из серии про выкопанное украинцами Черное море. Правда, здесь еще предстоит борьба за пальму первенства между «украми» и древними «колхами», суть которой заключается в споре о том, кто из них первый взялся за мотыгу и принялся копать Понт Эвксинский. Поэтому можно с большой долей уверенности прогнозировать поворот на 180 градусов в политике тбилисских властей после смены караула и ухода в ближайшей перспективе с проспекта Руставели грузинских «мечтателей». Даже сейчас. Минимум 40% грузин настроены яро антироссийски. Поэтому те, кто считает, что есть основания для некой нормализации российско-грузинских отношений, серьезно заблуждаются. Не говоря уже о моральной стороне вопроса.
Думается, достаточно с них безвизового режима и возможности торговать на российском рынке «боржомом» и вином сомнительного качества.
Геннадий КОКОЕВ, депутат парламента РЮО I и V созывов, в июле 1992 года – рядовой североосетинского батальона миротворческих сил