Прошло уже четыре года с того дня, как грузинские неофашисты вероломно напали на спящий Цхинвал и начали равнять его с землей из всех видов современного оружия. Четыре года – срок небольшой, чтобы изгладить из памяти события тех страшных дней, воспоминания о которых до сих пор преследуют нас. Эти страшные дни еще многим снятся в кошмарных снах: будто опять началась война и в суматохе не знаешь куда бежать. А проснувшись, долгое время не можешь успокоиться, лишь как заклинание шепчешь: «Слава Тебе, Господи, хорошо, что это всего лишь сон»…
И это естественно, ведь о каком спокойном сне может идти речь, если в течение двадцати лет мы постоянно слышали только выстрелы. Говорят, у народа, который не знает своего прошлого, нет и будущего. Я считаю, что сегодня уместно поделиться воспоминаниями, какими бы они не были горькими, на страницах нашей газеты, в частности, рассказать о трудностях, выпавших на долю нашего народа в годы войны и даже в послевоенные годы. Ведь ни для кого ни секрет: трудности, к сожалению, преодолены еще не до конца…
Августовская война 2008 года оставила неизгладимый след в судьбе почти каждой семьи. Что может быть страшнее, когда рядом гибнут мирные люди, среди которых – родные, близкие, или же просто знакомые. Сколько защитников Отечества в этой войне, умирая, просили врачей, чтобы они спасли им жизнь. Да и они тоже не всегда были в силах им помочь. Все эти испытания нам, к сожалению, пришлось пережить и воспоминаниями о них нужно делиться друг с другом. Это пойдет на пользу и нашей молодежи, которая должна знать, какой ценой удалось нашему народу добиться независимости.
Говорят, человек познается в беде, и это действительно так. 9 августа целый день шла массированная стрельба из всех видов орудий. Где-то под вечер на какой-то миг стрельба затихла. А в такие моменты всегда хотелось выйти на улицу и посмотреть, что происходит вокруг, к тому же уже начали гореть дома, и это тоже нас сильно тревожило. В момент такого затишья я тоже выглянула из подъезда, смотрю: к нашему дому направляется моя сотрудница Нелли Джуссоева. Увидев ее, я, конечно же, с удивлением смотрела на нее и не понимала, куда она направляется в такое опасное время. «Я очень беспокоилась о тебе все это время, хотела узнать, как вы, где твои девочки. Мой муж забеспокоился о родственниках и пошел на улицу Чкалова узнать хоть что-нибудь о них», – пояснила она. А от улицы Привокзальная до улицы Чкалова – расстояние немаленькое, и она сильно переживала за него. Через некоторое время стрельба возобновилась и возвращаться домой было уже крайне опасно. Поэтому мы просили Нелли остаться у нас, что не бывает, но она все же решила как-нибудь добежать до своего дома. Хорошо, что она успела вовремя убежать, потому что именно тогда же был убит наш сосед, многие были ранены…
«Спасаясь от обстрелов, которые усиливались с каждой минутой, в ночь с 7 на 8 августа я тоже вместе с дочерью спустилась в подвал, так как находиться в квартире было опасно. Мы до последнего почему-то ждали и надеялись на прекращение огня, но в конце концов и мы пошли в подвал. К тому времени здесь собрались уже практически все соседи. Взрослые старались не паниковать, чтобы не пугать детей, успокаивали друг друга как могли. Дети тоже не капризничали, как будто они вмиг повзрослели, только просили воду, которой у нас не было, не успели взять с собой. А подняться даже на первый этаж было невозможно, оставалось только терпеть.
Молодые ребята периодически забегали к нам в подвал и сообщали новости, говорили, что российская армия уже направляется к нам на помощь. Но по их глазам нетрудно было догадаться, что они и сами толком ничего не знали, просто этим хотели поддержать и успокоить людей. За эти пять мучительных дней в подвале прошла целая жизнь. Периодически поступали раненые, которым приходилось оказывать первую медицинскую помощь. С нами в подвале была женщина, которая собиралась вот-вот родить. В одно время у нее начались какие-то признаки схваток, и мы себе места не находили. К счастью, 10 июля она успела выехать в Северную Осетию и в тот же день родила мальчика.
11 августа вместе с дочерью я тоже выехала во Владикавказ. На этот раз я твердо решила остаться там, с мыслями, что человек живет лишь один раз, и он должен ее прожить нормально. Но пробыв там пару недель и немного успокоившись, я почувствовала, что меня вновь потянуло на родную землю. Я начала скучать по своим улицам, по дому, по знакомым, которые тоже постепенно возвращались в свои дома. В Цхинвале как будто каждое деревце, каждый камушек со мной здоровается. И хотя сегодня паникеры поговаривают о возможности обострения ситуации, я скажу одно: я никуда больше не собираюсь ехать, здесь я прожила свою жизнь, а значит, здесь мое место.
Самое удивительное то, что в подвале горе как бы сближало людей. Жили как одна семья. Но как только начали возить гуманитарную помощь, людей словно подменили. Лучше бы не было ее вообще. Человек должен остаться человеком в любой ситуации, – эти слова сказаны не мною, это слова мудрых людей. К счастью, разумных людей среди нас значительное большинство, они не бегали за большой гуманитарной помощью, а радовались тому, что их родные и близкие остались живы, радовались приезду российских солдат, которые нас и спасли», – поделилась своими воспоминаниями жительница нашего города, пенсионерка Фрося Алборова.
Трудно представить, что прошло всего четыре года, как грузинские агрессоры беспощадно разрушали все вокруг, захватывали людей в плен, пытали и унижали мирный осетинский народ. Я сама была очевидцем всех этих испытаний вместе со своим народом, к сожалению, мне тоже пришлось все это пережить.
Я думаю, что никого не обижу, если скажу, что особенно мне близки те люди, с которыми мне пришлось пройти все те испытания, которые выпали на долю нашего многострадального народа. Ведь благодаря друг другу мы сумели выстоять, преодолеть все испытания и победить. Ну, а тех, которым удалось вовремя уехать, я тоже не осуждаю, каждый вправе решать свою жизнь и свою судьбу.