Работа по даче политико-правовой оценки событиям 2008 года близится к завершению

Недавно вся республика отмечала очередную годовщину Зарской трагедии. За последние 20 лет осетинский народ перенес немало подобных трагедий. И если геноциду 1920-го года и 1989-92 гг. Парламентом РЮО была дана политико-правовая оценка, то в отношении событий 2008 года это еще предстоит сделать.

Вопрос об этом неоднократно поднимался некоторыми депутатами Парламента, общественными организациями, и затем, после предложений президента республики, направленных в виде письма в Парламент Южной Осетии, законодатели приступили к работе над подготовкой соответствующего документа, создав специальную комиссию.

О том, какая работа проделана за истекший период – в интервью председателя парламентского комитета по законодательству и местному самоуправлению Амирана Дьяконова.

– На какой стадии находится на данный момент документ о политико-правовой оценке событий 2008 года?

– По событиям 1989-92 гг. Парламентом республики прошлого созыва была дана соответствующая политико-правовая оценка, согласно которой действия Грузии квалифицировались как геноцид, то есть полное или частичное уничтожение группы лиц, в данном случае по этническому признаку.

Комиссия, которая была создана по инициативе президента Л.Тибилова и куда вошли представители органов исполнительной власти, Парламента и др., охватывает в своей работе события 2004-2008 годов. Начиная с 2004 года геноцид осетинского народа вновь перешел в открытую фазу, мы опять видим активизацию политики государственного террора, которая проводилась Грузией с целью принуждения народа Южной Осетии насильственными действиями к отказу от независимости и принятию политических требований Грузии о вхождении в состав грузинского государства.

Политика государственного террора была многокомпонентной и включала в себя открытые провокации, вооруженные агрессии, организацию террористических актов, формирование так называемого альтернативного правительства, при министерстве внутренних дел которого был создан «антитеррористический центр». Основной целью этого центра было проведение террористических актов, включая нападения на осетинских миротворцев, организация провокаций против российских миротворцев, направленных на сворачивание миротворческого процесса.

Закономерный результат этой политики мы увидели в 2008 году, когда грузинские политики решили одним махом решить все проблемы, связанные с Южной Осетией и уничтожить весь осетинский народ.

Материал по данному вопросу огромный, основная нагрузка легла на Прокуратуру РЮО. По настоящее время прокуратурой только по политике государственного террора был систематизирован материал, где содержатся 166 уголовных дел. По августовским событиям материал находится более чем в 170 томах. Мы прекрасно понимаем, какой огромный объем работы необходимо проделать для того, чтобы систематизировать все уголовные дела по критериям потерпевших, по даче адекватной оценки преступным действиям грузинских властей. Необходимо также принятие соответствующих процессуальных решений и мер по установлению конкретных лиц, причастных к этим преступлениям, привлечению их в качестве обвиняемых.

Ведь кроме Саакашвили и наиболее одиозных политических лидеров Грузии, которые были причастны к организации политики государственного террора против осетинского народа и кровавой августовской агрессии, есть и командиры конкретных воинских подразделений, применявших против граждан Южной Осетии установки залпового огня «Град», запрещенные международным правом кассетные бомбы, командиры танковых батальонов и других подразделений грузинской армии, которые вошли в город Цхинвал, убивали безоружных женщин и детей.

Речь также идет о тех военных преступниках, которые расстреливали, в частности, на Зарской дороге беженцев, мирное население, стремившихся спастись от ужаса, творившегося в Цхинвале.

В настоящее время работа выполнена примерно на 80 процентов. Весь объем работы мы пока не можем озвучить. Учитывается и заключение Следственного комитета России, представители которого в соответствии с достигнутыми соглашениями также проводили работу в этом направлении. Мы уже приближаемся к стадии формирования текста самого документа. Он будет содержать хронологию действий, конкретные ссылки на конкретные уголовные дела и будет весьма объективен. После завершения работы доклад будет представлен на рассмотрение Парламента.

– В обращении президента по поводу дачи политико-правовой оценки событиям 2008 года также предлагалось разработать закон о противодействии политике Грузии в отношении Южной Осетии. Какая работа ведется по этому вопросу?

– Следующим шагом после дачи политико-правовой оценки со стороны Парламента,   по нашему мнению, должно стать принятие закона о противодействии грузинскому фашизму и экстремизму на территории РЮО. Этот закон, в частности, будет включать в себя перечень мер воздействия на юридических и физических лиц, причастных к геноциду осетинского народа или поддерживавших грузинские власти в осуществлении геноцида.

– После августовских событий 2008 года прошло почти пять лет, по какой причине Парламент до сих пор     не дал политико-правовую оценку этим событиям?

– Я не думаю, что Парламент запоздал с дачей политико-правовой оценки. Могу сказать, что сейчас мы ко всем этим процессам подходим не с эмоциональной точки зрения, а именно с правовой, что позволит избежать лишней шелухи в ходе работы. Теперь это будет более качественный, проработанный с международно-правовой точки зрения документ, исходя из которого республика будет выстраивать государственную политику в отношении сопредельной Грузии.

– После принятия данного пакета законопроектов, последуют ли обращения Парламента РЮО к законодательным органам других государств с просьбой о признании геноцида осетинского народа?

– Приняв соответствующий документ, мы обратимся в Государственную Думу РФ с просьбой признать геноцид народа Южной Осетии. Это будет логичным шагом. Последуют также обращения в адрес парламентов братских республик Абхазии, Приднестровья, Нагорного Карабаха и государств, признавших Южную Осетию.

Беседу вел Юрий Вазагов