Важнейшим звеном в сложном государственном механизме надзора за исполнением экологического законодательства являются органы прокуратуры. Они призваны совместно со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды обеспечивать экологический правопорядок. В конце февраля в Южной Осетии была создана природоохранная прокуратура. Генеральный прокурор РЮО на недавнем совещании с руководителями подразделений и органов прокуратуры определил данное направление в качестве одного из приоритетных.
На должность прокурора по надзору за исполнением законов в сфере охраны природы, отдела по надзору за исполнением законов и законодательных правовых актов Генеральной прокуратуры Южной Осетии был назначен Геннадий Хаситы, который поделился с нами нюансами этой нелегкой работы.
– Чем была вызвана необходимость создания прокуратуры по надзору за исполнением законов в сфере охраны природы?
– Сохранение и восстановление природных систем – одно из приоритетных направлений деятельности государства и общества, так как устойчивое развитие республики, высокое качество жизни и здоровья ее населения могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды.
Специализированные природоохранные прокуратуры создаются там, где территориальные прокуратуры не в состоянии по объективным причинам обеспечить в полном объеме выполнение всех возложенных на прокуратуру функций в сфере экологии. Осознание этого послужило основанием для создания данного ведомства.
– Какова Ваша оценка масштаба загрязнения окружающей среды?
– Оценка масштабов загрязнения окружающей среды пока только субъективная. Такими данными прокуратура не располагает, вследствие отсутствия соответствующей информации у республиканского комитета, в чьи полномочия входит государственный мониторинг источников загрязнения окружающей природной среды, сбор, обработка, анализ и распространение информации по проблемам охраны окружающей среды, природных ресурсов и экологической безопасности, подготовка и издание ежегодного доклада о состоянии окружающей природной среды.
– Что входит в Ваши прямые обязанности?
– В обязанности прокурора по надзору за исполнением законов в сфере охраны природы входит надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдение экологических прав граждан природоохранными органами, органами исполнительной власти, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Надзор за соответствием законов, издаваемых ими правовых актов по указанным вопросам, за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений об экологических и иных преступлениях, повлекших нарушение законов о защите окружающей среды и соответствующих прав граждан, а также о преступлениях, совершенных по службе должностными лицами, контролирующих природоохранные органы. И, конечно же, контроль за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия уполномоченными органами по преступлениям указанной категории.
– Какое направление вызывает наибольшую обеспокоенность – вырубка леса, загрязнение почвы, водоемов, свалки?
– Природная среда – это совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, обеспечивающие благоприятные условия для существования жизни, и эта среда немыслима без одного из компонентов.
Наибольший вред в результате негативного воздействия общества на природную среду причиняется в сфере бесконтрольной вырубки лесов и добычи общераспространенных полезных ископаемых в руслах рек, загрязнении земли и водоемов бытовыми и строительными отходами.
– Какое наказание предусмотрено за нарушение закона?
– Наказанием за административные правонарушения в области охраны окружающей среды может быть как приостановка деятельности на определенный срок, так и денежный штраф до миллиона рублей. Уголовная ответственность за экологические преступления предусмотрена в виде как денежного штрафа, так и лишения свободы. Например, за незаконный улов рыбы с применением химических веществ или электротока предусмотрен штраф в размере от 300 до 500 тыс. рублей, либо лишение свободы на срок до двух лет.
– Над какими проектами Вы сейчас работаете?
– Я сейчас пытаюсь вывести из состояния летаргического сна государственные службы, должностных лиц, в обязанности которых входит контроль и надзор, направленные на сохранение и восстановление природной среды. Помимо этого, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Недопустимо, чтобы государственный комитет с солидными надзорными функциями, в том числе по наложению взысканий на нарушителей природоохранного законодательства, за четыре года деятельности отличился написанием трех писем о необходимости «санитарных очисток» территории по результатам 13 рейдовых мероприятий. В свою очередь МВД за все время деятельности не выявило ни одного правонарушения в области охраны природы и зарегистрировало всего одно экологическое преступление, возбужденное, кстати, в 2016 г. Генеральной прокуратурой РЮО.
Природоохранная деятельность – это деятельность как органов государственной власти, так и общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц. Она направлена на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Следовательно, подход к решению проблем должен быть не только прокурорским.
К сожалению, надо признать и низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения, следовательно, необходимо экологическое воспитание, образование, просвещение.
– Куда могут обращаться граждане, ставшие очевидцами фактов нарушений закона об охране окружающей среды?
– Все, кому небезразлично состояние окружающей природной среды, могут звонить с мобильных телефонов по номеру 8929-808-02-01 в дежурную часть МВД РЮО, 8929-808-02-47 в дежурную часть ОВД Дзауского района, 8929-806-02-24 в дежурную часть ОВД Знаурского района, где должностные лица обязаны принять сообщение и разрешить его, либо по номеру 112 – в дежурную часть МЧС РЮО. Они обязаны принять сообщение о нарушении и передать его по подведомственности. В каждом случае необходимо записать данные должностного лица, принявшего сообщение, в случае непринятия мер обращаться в прокуратуру района, либо в природоохранную прокуратуру РЮО.
Мадина БЯЗРОВА
Антонина САНАКОЕВА