Несмотря на бурный рост количества личных автомобилей, не теряет своей значимости общественный транспорт. Он остается одним из важнейших сегментов социальной инфраструктуры городов и сел.
В нашей республике пассажирские перевозки, как известно, осуществляет государственное унитарное предприятие «Управление автомобильного транспорта – Южная Осетия» («УАТ-ЮО»).
О работе предприятия, проблемах и планах мы поговорили с его новым руководителем Альбертом Дудайты, назначенным на эту должность около двух месяцев назад. Ранее он работал в Управлении по лицензированию в отделе по лицензированию транспортных услуг.
– Альберт Анатольевич, в каком состоянии Вы застали положение дел в транспортной отрасли?
– Положение не из лучших. Весь автопарк предприятия в плачевном состоянии, он устарел морально и физически, более восьми лет не обновлялся. Больше 90% наших автомашин выработали свой ресурс, постоянно выходят из строя. В относительно неплохом состоянии лишь пара единиц.
Когда приступил к исполнению обязанностей на новой должности, первой задачей для меня стало улучшение технического состояния имеющегося у предприятия транспорта.
Пассажирские перевозки убыточны. С каждым годом растет количество личных автомобилей и услугами общественного транспорта пользуется все меньше людей. Впрочем, государственные пассажирские перевозки везде нерентабельны.
«УАТ-ЮО» зависит от госдотаций, в месяц предприятию выделяется около 2 млн рублей, но основная часть этой суммы расходуется на закупку запчастей и ремонт автомашин. Практически после каждого рейса приходится ремонтировать транспортные средства. Сейчас готовим автомашины к зиме.
В транспортной отрасли много проблем, но вместе с коллективом предприятия по мере возможностей будем постепенно выправлять ситуацию. Наша задача – обеспечивать для пассажиров комфортные условия перевозок. Делаем все, что от нас зависит. Но для повышения уровня качества транспортного обслуживания необходимо обновление автопарка.
Надежда на помощь
– Сколько новых автомашин требуется предприятию и как собираетесь решать вопрос с их приобретением?
– Без помощи Правительства не обойтись. По идее нам нужно более 20 новых единиц транспорта: автобусов, газелей и т.п. Подлежат замене автобусы для перевозок за пределы республики. Кроме того, наше предприятие обеспечивает транспортное обслуживание гостей республики, творческих коллективов, приезжающих на гастроли в Южную Осетию. Поступают заявки и от цхинвальских школ. Имеем договор с Домом детского творчества, который планирует регулярно проводить экскурсии по республике для своих воспитанников.
Для обслуживания гостей республики и детских коллективов предоставляем автобусы, которые находятся в более приемлемом состоянии, но желательно для этих целей приобрести пару новых.
– На неудовлетворительное состояние автопарка ГУП «УАТ-ЮО» жаловались и прежние руководители предприятия. Вы верите, что Правительство окажет помощь в приобретении новых автобусов?
– Понятно, возможности Правительства небезграничны, но рассчитываем на приобретение хотя бы нескольких единиц пассажирского транспорта. Положение нашего предприятия настолько тяжелое, что даже закупка хотя бы одной-двух автомашин станет для нас большим подспорьем в работе. Президент Анатолий Ильич Бибилов знает о нашей проблеме, мы с ним обсуждали этот вопрос. Он пообещал оказать содействие в его решении. Есть надежда, что нам протянут руку помощи.
– Как часто из-за поломки автобусов срываются рейсы во Владикавказ или сельские населенные пункты республики?
– В села республики сбоев практически не бывает. Маршрут Цхинвал-Владикавказ функционирует на паритетной основе. Стараемся, чтобы и в Северную Осетию наши автобусы осуществляли перевозки строго по графику. Из-за неудовлетворительного состояния транспорта может сорваться один рейс, но прилагаем все усилия для недопущения подобных ситуаций.
– Возможна ли отмена рейса при недоборе пассажиров? Помнится, раньше поступали жалобы, что иногда из-за малого количества пассажиров срывался рейс во Владикавказ…
– Сегодня это исключено. «УАТ-ЮО» является государственным предприятием. Даже если в общественный транспорт сядет только один пассажир, и его обязаны обслужить, доставить в назначенный пункт.
Автобус в каждое село
– Охвачены ли автобусным сообщением все населенные пункты республики? В какие села не доезжает общественный транспорт?
– Наше предприятие обслуживает практически все населенные пункты страны, согласно разработанным графикам. Есть такие деревни, где осталось совсем мало жителей, но, тем не менее, общественный транспорт к ним едет.
В город Квайса и крупные села автобусы курсируют по два раза в день. В некоторые отдаленные и малонаселенные деревни – два или один раз в неделю. При необходимости можем увеличить рейсы в конкретный населенный пункт.
Мы готовы обслуживать каждое село по удобному для его жителей графику. Я попросил глав сельсоветов поговорить с населением на местах и самим определить дни и время автобусных рейсов.
– Не раз говорилось о планах по открытию прямых автобусных рейсов в Москву и некоторые южные российские города, однако, учитывая отсутствие у предприятия автобусов соответствующего класса, сейчас подобные перспективы, наверное, представляются малореальными…
– С учетом того, что в нашей республике находится немало семей российских военнослужащих, есть смысл открыть автобусные рейсы в Москву и некоторые российские города, например, в Ростов или Краснодар. Перевозки можно осуществлять два или четыре раза в месяц. Рассчитываем реализовать эти идеи в следующем году, если, конечно, удастся приобрести комфортабельные автобусы.
Тарифы – пока без изменений
– В связи с низкими доходами предприятия планируется ли повышение стоимости транспортных услуг?
– Об увеличении тарифов сейчас речи нет. Во Владикавказе и других городах цены заметно выше, причем там высокий пассажиропоток. У нас по городу плата за проезд составляет всего 10 рублей, в районы она тоже невысокая, даже расходы на бензин не окупаются. Однако мы не поднимаем вопрос о повышении расценок. Тарифы на городские и внутриреспубликанские пассажироперевозки остаются на прежнем уровне. Нет намерения увеличить стоимость поездок и в Северную Осетию. Мы исходим из интересов населения республики.
– Какова ситуация с кадрами, нет ли нехватки в квалифицированных водителях?
– Водителей у нас более чем достаточно, в основном квалифицированные, имеющие большой опыт.
– Какие у Вас планы относительно Цхинвальского автобусоремонтного завода?
– Планов много, но опять-таки все упирается в финансы. На базе завода можно открыть боксы по ремонту и обслуживанию грузовых автомашин. На сегодня в республике нет сервисного центра, между тем в городе много грузовых авто.
Насколько знаю, в одно время планировалось на базе ЦАРЗа создать центр по техническому обслуживанию автомобилей «КамАЗ», какие-то работы даже были выполнены, но потом все «зависло». Не знаю, по какой причине эти планы не удалось осуществить, но идея создания подобного центра была очень перспективная. При соответствующих возможностях стоит вернуться к этому вопросу.
Где остановки?
– В ходе нашей беседы были выявлены главные проблемы, с которыми сталкивается возглавляемое Вами предприятие. На что хотели бы еще обратить внимание?
– Проблем много, но, как уже сказал, будем последовательно их устранять и повышать качество транспортного обслуживания населения. Однако хотелось бы затронуть проблему, связанную с работой городского общественного транспорта. Зачастую пассажиры останавливают автобус там, где они хотят, рядом со своим домом, местом работы и т.п. Они должны понимать, что пассажирский транспорт не может останавливаться через каждые 10-20 шагов, тем самым создается аварийная ситуация на дороге. К тому же нарушается расписание движения автобуса.
Пользуясь случаем, обращаюсь к населению с просьбой соблюдать правила дорожного движения, следить за знаками. Автовладельцам – не ставить транспорт в неположенном месте, а пассажиры – будьте добры, не останавливайте автобус где попало, ожидайте его в предназначенных для этого местах.
– Думается, проблема в немалой степени обусловлена нехваткой в Цхинвале оборудованных остановочных пунктов…
– Вопрос, безусловно, актуальный. Не так давно на эту тему беседовал с главой городской администрации Аланом Григорьевичем Кочиевым. Нам пообещали увеличить в городе количество автобусных остановок и обозначить их соответствующими знаками. В идеале, конечно, все остановки нужно оборудовать должным образом, но если не всегда есть возможность построить остановочный павильон и установить скамейки, то хотя бы следует на местах остановок поставить соответствующие знаки, чтобы люди знали, где дожидаться автобуса.
– В завершение нашего разговора хотел бы озвучить пожелание многих людей, наверняка о нем знаете. Они просят установить скамейки с навесами перед зданием автовокзала, где пассажиры в летнее время могли бы дожидаться рейсов. Не всегда хочется подниматься в зал ожидания, особенно пожилым гражданам.
– Недавно мы установили перед зданием вокзала несколько скамеек, однако вскоре они были повреждены непорядочными гражданами. После этого убрали оттуда лавки. Планируем в следующем году, ближе к летнему периоду, установить снаружи более прочные скамейки. Мы думаем о том, чтобы пассажиры не испытывали неудобства.
– Что ж, успехов Вам в работе!
– Спасибо. Хочу пожелать населению и гостям нашей республики благополучных дорог. Со своей стороны будем стараться, чтобы пассажиры были довольны оказываемыми нашим предприятием услугами.
В.Габараев