Защитить и сохранить памятники истории и культуры и нематериальное культурное наследие

Председатель парламентского Комитета по национальной политике, культуре, религии и СМИ Амиран Дьяконов рассказал нашей газете о законодательных инициативах, необходимости систематизировать деятельность республиканских СМИ и об актуальности решения вопросов сохранения объектов материального и нематериального культурного наследия, представляющих историческую и культурную значимость, укрепляющих духовную связь поколений народа РЮО.

Как отметил Амиран Дьяконов, в настоящее время комитет сконцентрировал деятельность на исполнении закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народа РЮО» и принятии закона «О нематериальном культурном наследии РЮО».

Государство несет ответственность за сохранение объектов национального достояния

19 декабря 2022 г. парламент РЮО принял закон «Об объектах национального культурного достояния РЮО». Дьяконов уточнил, что закон разрабатывался Комитетом по национальной политике, культуре, религии и СМИ V созыва. Закон регулирует вопросы сохранения и использования национального культурного достояния и отнесения учреждений культуры и искусства к объектам национального культурного достояния.
«Государство должно выделять средства на сохранение объектов, имеющих культурно-историческую ценность. Согласно закону, должен существовать орган, занимающийся охраной памятников культурного, исторического значения. Однако на сегодняшний день в структуре Минкультуры существует лишь Отдел охраны памятников культурного наследия. Это нарушение закона. А неисполнение закона приводит к тому, что на наших глазах разрушаются объекты, имеющие важное историческое, культурное и архитектурное значение. Ситуации со Старым мостом, зданием Облпотребсоюза, разрушенные варварским образом, свидетельствуют о том, что закон не исполняется.
Напомню, парламент принял закон в декабре 2022 года и направил в необходимые инстанции исполнительной власти», – подчеркнул он.
Дьяконов обратил внимание, что не принят реестр памятников культурно-исторического значения. Согласно закону, он принимается правительством РЮО. «Нас заверяли, что в течение двух месяцев вопрос будет урегулирован. Однако сроки вышли. Мы вновь поднимем вопрос об утверждении реестра памятников культурно-исторического наследия на очередном заседании комитета», – отметил наш собеседник.

Подзаконные акты не должны противоречить «Закону о СМИ»

В законодательстве РЮО есть свод законов, регулирующих сферу информации и коммуникации. Парламентским комитетом также ведется соответствующая работа.
«Нами истребованы нормативно-правовые акты, изучено состояние положения Комитета информации и печати. Констатирую, что структурные изменения, проведенные за последнее время в Комитете информации и печати, негативным образом сказались на деятельности ведомства. Структурно комитет входит в состав правительства, которое занимается его материально-техническим обеспечением. Кадровую политику проводит президент, назначает председателя Комитета, директора гостелевидения, главных редакторов республиканских СМИ, а согласно нормативно-правовым актам они назначаются правительством. То есть существуют определенные противоречия с законодательством РЮО. Есть «Закон о СМИ» и подзаконные акты, согласно которым и применяется законодательство. Принятие подзаконных актов находится в ведении исполнительной власти, это уставы, положения, инструкции. Но в данной ситуации уставы и положения СМИ противоречат действующему законодательству. Кроме того, они не отражают сложившуюся за последнее время картину, имею в виду средства массовых коммуникаций, такие как интернет-сайты, соцсети, где люди выражают свое мнение без цензуры, публикуют зачастую недостоверную информацию», – сказал он.
Чтобы люди получали правдивую информацию, по мнению депутата, нужно систематизировать деятельность гостелевидения и республиканских СМИ, чтобы соответствовать требованиям современных реалий. Дьяконов отметил, что на последнем заседании парламентского комитета было акцентировано внимание на совершенствовании нормативно-правовой базы ГТРК «Ир». Он напомнил, что в 2004 – 2008 гг. в условиях жесточайшей информационной войны республиканские СМИ выиграли эту войну.
«Тогда в СМИ работала система и в полной мере отражала реальную информационную картину в республике. Мы не вмешиваемся в деятельность исполнительной власти, но имеем право контролировать ход исполнения законодательства. Сегодня жители республики не стремятся смотреть осетинское телевидение. Нет информационно-аналитических передач, где бы эксперты анализировали ситуацию по разным направлениям», – сказал он.
Дьяконов подчеркнул, что жители через СМИ не получают ответы на внутриполитические и внешнеполитические, социальные и экономические вопросы, которые их беспокоят. Контент телевидения не соответствует реалиям, и средства, выделяемые на обеспечение информационно-идеологических приоритетов государства, «утекают в песок».
«При этом средства выделяются, чтобы общество получало правдивую информацию и противостояло информационным вызовам, с которыми сталкиваемся. На очередном заседании комитета нам должны представить проекты нормативно-пра-вовых подзаконных актов, регулирующих деятельность СМИ РЮО, которые не будут противоречить «Закону о СМИ». Нормативно-правовая база республиканских СМИ должна соответствовать законодательству РЮО и отражать информационно-технологические реалии. Нужно переформатировать контент телепередач, включить больше передач информационно-ана-литического характера. Отсутствие данного контента приводит к тому, что люди уходят в соцсети, где информация в большей степени не соответствует реальной действительности», – считает он.

Защитить объекты культурного наследия

Глава парламентского комитета уточнил, что разработан также проект закона «О нематериальном культурном наследии Республики Южная Осетия». Дьяконов считает, что данный закон необходим, учитывая множество объектов нематериального культурного наследия осетинского народа, на которые посягают другие народы, к примеру, танец «Симд», осетинская традиционная кухня, три пирога, Нартский эпос, обычаи, обряды и т.д.
«Однозначно должен существовать закон, регулирующий правовые вопросы нематериального культурного наследия, их охраны и пропаганды. Законопроект разработан и направлен в органы исполнительной власти для дачи финансового заключения, так как закон требует дополнительных расходов из госбюджета. Исполнительная власть направила законопроект на антикоррупционную правовую экспертизу. В ответном письме Минюста есть несколько замечаний не смыслового, а юридико-техничес-кого характера. Однако в графе «Выводы» пишут, что закон противоречит Конституции и законодательству РЮО. А по каким статьям и пунктам противоречит – не указано, выводы не обоснованы. Мы надеемся, что в первое полугодие законопроект будет представлен на рассмотрение парламенту», – сказал он.
Дьяконов напомнил, что в сфере международного права ЮНЕСКО рекомендовало всем народам создать законы, регулирующие данную сферу. В РФ есть аналогичный федеральный закон, а также адаптированные региональные законы. «Фундамент основного спектра законодательства по тем направлениям норм права, который курирует наш комитет, был заложен еще 5-м созывом парламента. Основные законы были приняты тогда, к ним мы апеллируем и сегодня, в их числе и Конституционный Закон «О государственных языках РЮО». Этот закон нарушается в республике практически на всех уровнях. Согласно закону у нас два государственных языка, и делопроизводство в органах госвласти и учреждениях должно вестись и на осетинском, и на русском. На обоих языках должны быть указаны даже вывески и ценники в магазинах», – сказал он.

Религия – деликатный вопрос

«На территории Южной Осетии де-факто действуют аж три православных церкви – Алан-ская Епархия, Русская православная церковь (РПЦ) и Грузинская православная церковь (ГПЦ), не принимая во внимание представителей различных религиозных течений, которые, согласно законодательству, включены в перечень запрещенных организаций. Вышеперечисленные церкви имеют статус некоммерческих организаций, действуют в соответствии со своим уставом. ГПЦ не зарегистрирована в Минюсте РЮО. Данный вопрос требует детального изучения. Религия для человека вне зависимости от верования – священна, поэтому при подходе к этому решению нужно действовать деликатно. Мы внесем вопрос в план работы комитета для изучения, истребуем уставы и будет принято компетентное решение», – отметил он.

Система сдержек и противовесов

Осуществление полноценного контроля за исполнением законодательства РЮО парламентариями, по мнению А. Дьяконова, возможно только при действующей системе сдержек и противовесов между ветвями власти, которая уравновешивает роль каждой власти и ответственность при принятии государственных решений. «В РЮО этой системы нет, у нас жесткая централизированная система президентского правления, пронизывающая всю вертикаль исполнительной власти. Кадровая политика по республике, принятие государственных вопросов зависят от одного человека. Ментальности нашего народа больше подходит парламентско-президентская форма правления. Нам необходима реформа конституционного законодательства, которая сформирует систему сдержек и противовесов между исполнительной и законодательной ветвями власти», – резюмировал Ами-ран Дьяконов.

Мадина БЯЗРОВА