В рамках панельных дискуссий на VIII Международной научно-практической конференции «Россия и мир: диалоги – 2024. Силы притяжения», прошедшей в ЮОГУ, эксперты и политики обсудили проблемы и угрозы новообразованных государств в политической, информационной и экономической сферах.
Панельные дискуссии прошли по темам: «Международное значение частично признанных государств: политические и правовые аспекты»; «Международное информационное сотрудничество частично признанных государств в условиях гибридных войн»; «Геоэкономические аспекты международного сотрудничества частично признанных государств».
Инал Санакоев профессор, кандидат политологических наук высказал негативную оценку термина «частично признанные государства», подчеркнув, что нет никаких критериев, когда частично признанные государства приобретают статус признанных.
Артур Атаев, кандидат политологических наук, доцент кафедры истории и философии Московского госинститута культуры, считает, что Южной Осетии надо сконцентрировать внимание на четырех факторах: религиозно-политическая составляющая; грузинское направление; статус, место и роль РЮО на политической арене; взаимодействие с Россией на современном этапе. Атаев подробно остановился на каждом факторе и объяснил их значимость для РЮО.
Максим Гвинджия, экс-министр иностранных дел Абхазии, рассказал о документах в международном праве, определяющих понятия «становление государства», «право народа на самоопределение» и др.
«Устав ООН – одна из главных норм международного права, которая определяет право народов на самоопределение. В истории нашей политической борьбы и становления государства, как и в Южной Осетии, мы всегда апеллируем к уставу ООН, провозглашающему, что «право народа на самоопределение – один из основных принципов международного права». Теоретически международное право четко формулирует принципы создания новых государств. Как государства-члены ООН, так и народы, стремящиеся к независимости, руководствуются общими основополагающими интересами, которые заключаются в безопасности, экономическом развитии и т.д. Сегодня частично признанные и непризнанные государства, возможно, станут свидетелями становления таких же государств на территории других стран в процессе новой волны колонизации и становления нового миропорядка.
Южная Осетия и Абхазия давно развивают сотрудничество. История нашей независимости такая же, как и у многих стран после распада СССР. Мы всегда действовали в соответствии с международным правом. Россия признала независимость РЮО и РА тоже основываясь на международном праве», – отметил М. Гвинджия.
Доклад об угрозах безопасности, с которыми сталкивается РЮО, представил Инал Санакоев. В 90-х и 2000-х гг. в экспертной среде на различных политических площадках, по словам политолога, активно обсуждалась проблема создания региональной системы безопасности на Южном Кавказе. Прозвучали различные формулы региональной архитектуры безопасности: «3 + 2»; «3 + 3» и т.д., с участием малых государств Закавказья, России, Ирана, Турции, Евросоюза, США и Китая, который становится активным игроком на Закавказской политической арене.
«Все эти формулы не прошли по различным причинам. Провал создания региональной системы безопасности на Южном Кавказе, помимо пёстрой этнической, культурной, религиозной мозаикой народов, объясняется тем, что в процесс было вовлечено слишком много участников. Внешние игроки всегда преследуют собственные интересы. Архитектура безопасности по типу ОБСЕ могла в какой-то степени гарантировать применение насилия на Южном Кавказе в плане разрешения локальных или региональных противоречий. Мы с вами наблюдали, как ситуация в Карабахе разрешилась путём применения жесточайшего насилия, и этот сценарий наталкивает на очень пессимистичные рассуждения. После карабахских событий я читал комментарии грузинских оппонентов, – их основная мысль – если это прошло в Карабахе, почему бы нам это не сделать в Южной Осетии и Абхазии. Они проводят очевидные для них аналогии решения своих «территориальных проблем» по типу карабахского сценария», – сказал он.
Санакоев указал на угрозы, с которыми сталкивается Южная Осетия по сей день, один из них – милитаризация Грузии. Женевские дискуссии также не привели к подписанию юридически обязывающего документа о ненападении Грузии, призванного гарантировать безопасность РЮО и РА.
«На фоне отсутствия такого договора происходит рост военных расходов Грузии, расширение сотрудничества Грузии с НАТО и регулярные совместные военные учения, это создает угрозу национальной безопасности Южной Осетии. Когда я смотрю на митинги, которые проводят нынешние политические силы Грузии, мне вспоминаются митинги, организованные З. Гамсахурдиа. Мы наблюдаем некую ремиссию духа политического этнонационализма. Угрозы для Южной Осетии имеют очевидную тенденцию к нарастанию», – подчеркнул он.
Елена Бобкова, директор Центра изучения миротворчества Приднестровского госуниверситета, отметила, что вопросы безопасности также очень актуальны в Приднестровье, которое сегодня находится в сложной ситуации.
«Права человека на мир в Приднестровье активно нарушаются. На днях прозвучали заявления Кишинева о выводе российских миротворцев, более 30 лет позволяющих нам жить в мире. Озабочены население и экспертное сообщество. Мы взвешиваем все угрозы и риски таких призывов», – сказала она.
Вячеслав Гобозов, госсоветник Президента РЮО, свой доклад посвятил конституционной реформе в стране. Он рассказал об истории создания первого Основного закона страны, а также принятии ныне действующей Конституции РЮО. Гобозов подчеркнул, что острой необходимости проводить конституционную реформу, возможно, нет, однако нужно внести в Основной закон республики некоторые изменения. И, по его словам, во избежание политизации вопроса, желательно процесс проводить в послевыборный период.
Коллегу поддержал экс-спикер Парламента РЮО Станислав Кочиев, который подчеркнул, что не стоит ждать подходящего времени для проведения необходимых реформ. Кочиев также отметил, что на всех предвыборных президентских кампаниях всплывает важный для республики вопрос создания Конституционного суда, который потом уходит в тень после выборов.
Вадим Тедеев, ректор ЮОГУ, напомнил, что геополитические проблемы РЮО возникли вследствие распада СССР и прихода к власти в Грузии националистов. Более глубокие исторические угрозы связаны с включением юга Осетии в состав Грузии. Тедеев рассказал о событиях 1920-го и начала 90-х гг.
«Россия защитила от внешней агрессии многие народы. Однако политика во многих республиках стала меняться под влиянием Запада. После распада СССР Грузия и прибалтийские республики, а позже и Украина оказались под влиянием США и выбрали западный вектор развития.
Целенаправленно и системно против Южной Осетии работают грузинские спецслужбы, а также разведки западных стран, которые рассматривают Южную Осетию как враждебную страну. Со стороны НАТО и Украины происходит подталкивание Грузии к обострению ситуации на Южном Кавказе для открытия «второго фронта». В целях пропаганды определенными политическими кругами в соседней Грузии ведутся разговоры о переходе к политике мягкой силы, которая якобы повернет в сторону Грузии осетин и абхазов. Поэтому сохранить внутриполитическую стабильность в Южной Осетии, противостоять внешним угрозам на фоне постоянно присутствующего геополитического вызова со стороны Грузии – обязанность каждого гражданина республики и представителей всех ветвей власти», – сказал В. Тедеев.
Валентина Комлева, замдиректора Национального исследовательского института развития коммуникаций подчеркнула, что решение информационных проблем невозможно без исследования глубинных причин.
«Производство информации перестало быть монополией СМИ. Появляются новые субъекты в информационной политике, и к ним доверие общественности значительно выше, чем к официальным СМИ, это блогеры, соцсети. У общества высокий запрос на горизонтальные коммуникации, каждый сегмент которого хочет обладать субъектностью, создавать свой информационный контент.
Еще одна закономерность связана с изменением механизма приема информации у людей. В силу того, что информации очень много, психика начинает обороняться и включает феномен клипового мышления, никто не читает лонгриды», – отметила Комлева.
Мария Котаева, глава Комитета информации и печати РЮО, рассказала об информационной борьбе Южной Осетии в новейшей истории республики. Она подчеркнула, что каждому ее предшественнику приходилось опровергать массированную дезинформацию грузинских источников.
«В одном из интервью С. Кочиев отмечал, что в 90-х гг., когда Южная Осетия находилась в гуманитарной блокаде, без электричества, технического оснащения, просто ведомые духом патриотизма и желанием доказать миру правду, нам удалось выиграть информационную войну. Это признал в свое время Э. Шеварднадзе на встрече с грузинскими журналистами.
В 2008 г. Ирина Гаглоева с сотрудниками, находясь в горящем Цхинвале, без связи и интернета собирали информацию и доводили до мировой общественности, доказывали, что это Грузия напала на РЮО. Но сегодня, мне кажется, мы не успеваем попадать в эту волну быстрых изменений», – сказала она.
Котаева отметила, что СМИ, которые работают в республике, не справляются с задачей оперативно оппонировать окружающей нас дезинформации.
В. Комлева посоветовала наращивать потенциал экспертов, которые могут комментировать события, происходящие в Израиле, в Иране, в США, чтобы Южная Осетия за счёт своих экспертов стала субъектом информационного пространства.
С докладами выступили и другие участники панельных дискуссий.
В завершение мероприятия участниками были выделены основные тезисы, прозвучавшие на конференции, чтобы оформить их в меморандуме.
М. БЯЗРОВА