Южный Кавказ и возможные региональные угрозы для Южной Осетии

В югоосетинском госуниверситете прошел круглый стол на тему «Южная Осетия в контексте роста угроз региональной безопасности на Южном Кавказе», на котором эксперты высказали отношение к причинам обострения ситуации в регионе.

В работе круглого стола, организованного при участи посольства России в РЮО, приняли участие глава республики Анато-лий Бибилов, ректор ЮОГУ Вадим Тедеев, экс-посол РФ в РЮО Эльбрус Каргиев, действующий посол России в Южной Осетии Марат Кулахметов, представители российского посольства и ЮОГУ. Среди участников мероприятия – ученые из Рязанского госуниверситета им. С. А. Есенина.
Президент РЮО Анатолий Бибилов сказал, что ситуация на Южном Кавказе напрямую связана с общей геополитической ситуацией в мире.
«Региональная безопасность во многом зависит от мировых держав, именно они определяют ситуацию на Южном Кавказе и поэтому во многом ответственны за судьбу народов проживающих здесь. Однако, со стороны ряда руководителей этих стран просматривается абсолютное безответственное отношение к судьбе малых народов», – отметил президент.
Глава республики выразил озабоченность расширением военной инфраструктуры НАТО у границ РЮО и деятельностью биологической лаборатории в Грузии. Он привел пример Абхазии, где мраморный клоп фактически стал национальным бедствием, и появление которого связывают с экспериментами, проводимыми в биологических центрах в Грузии.
Эльбрус Каргиев, первый посол РФ в РЮО представил доклад – «Кавказ в геополитике стран региона и мировых держав». Он очертил ближний круг интересов России в Закавказье, рассмотрев участие в судьбе региона крупных держав, а также Ирана и Турции. Он отметил, что решение важных международных проблем невозможно без западных партнеров.
Обсуждалась тема т.н. Карского договора, срок которого заканчивается в 2021 г. Отмечалось, с завершением действия его положений может существенно измениться геополитическая конструкция на Южном Кавказе.
Проблемы информационно-психологического противоборства в контексте безопасности РЮО озвучила профессор кафедры журналистики Рязанского госуниверситета Ольга Воронова.
«На территории РЮО сталкиваются и переплетаются интересы разных геополитических игроков и поэтому роль РЮО, как геополитического плацдарма, чрезвычайно велика. Вопрос региональной безопасности выходит на уровень глобальной безопасности и приоритетное значение приобретает информационно-психологический аспект. Выигрыш на информационном поле во многом определяет победу в военном противостоянии. Информационная составляющая может стать решающей в принятии политических и военных решений. К примеру, телевизионные постановки в стиле Голливуда химических атак в Сирии транслировались в мировых СМИ, что привело к ударам крылатыми ракетами по Сирии», – сказала О. Воронова.
Она привела пример августа-2008, когда превосходство противника на информационном поле смогло ослабить успех военных операций.
«В 2008 г. в отношении РЮО и России тщательно спланировали и осуществили глобальную спецпропагандистскую операцию по дезинформации мирового сообщества в отношении замысла, причин и хода войны. В результате мировому общественному мнению была навязана выгодная Грузии и ее западным покровителям картина событий», – отметила О.Воронова. По ее словам, новые приемы глобального информационного противоборства Запад впервые опробовал в Южной Осетии. А они были разнообразны: подмена образов, телевизионного контента, фактов и понятий.
«На первом этапе Саакашвили было выгодно создать образ решительного и самостоятельного политика, не побоявшегося бросить вызов России и способного мгновенно подавить сопротивление в Южной Осетии, – иллюстрировала О.Воронова пример подмены образа.- После того как стало понятно, что военная агрессия провалилась, был создан образ Саакашвили-невинной жертвы, что принесло ему сочувствие у западной аудитории».
Анализируя ситуацию в привязке к Южной Осетии, О.Воронова считает, что для противодействия информационным угрозам необходимо создать специальную структуру. Это, по ее мнению, должен быть своего рода информационный спецназ, профессионально подготовленный, который может быстро нейтрализовать информационные угрозы. Работая при этом не в догоняющем, а в упреждающем режиме. Российский эксперт отметила, что реализация этого проекта может быть осуществлена на площадке ЮОГУ.
Историк Юрий Гаглойти предложил обратить внимание на извращенное представление о Юж-ной Осетии как части территории Грузии. По мнению ученого, только игнорирование или банальное незнание фактов истории позволяет грузинской стороне, ее западным союзникам и прозападной либеральной части российской интеллигенции считать юг Осетии «оккупированной территорией». Южная Осетия никогда не воспринимала себя как часть Грузии, отметил ученый.
«Напомню сторонникам «деокуппации» и их явным и скрытым приспешникам – Южная Осетия после вхождения в состав России, никогда не объявляла о своем выходе из состава Российской империи или сменившего ее СССР», – высказал убежденность Ю.Гаглойти.
Кандидат исторических наук Константин Пухаев в качестве примера последовательного национализма грузинского общества привел факты притеснения по национальному признаку южных осетин в Грузии в период СССР – перевод делопроизводства на грузинский язык, закрытие осетинских школ, изъятие из библиотек книг, изданных на осетинском языке и т.д.
«Всего этого бы не было, если бы в свое время осудили геноцид южных осетин 1920 г. Безнаказанность способствует продолжению преступлений», – сказал К.Пухаев.
Завкафедрой политологии и социологии ЮОГУ Инал Санакоев назвал главной угрозой безопасности региона милитаризацию Южного Кавказа. Завкафедрой биологии Теймураз Кокойты говоря об опасности деятельности в Грузии биолабораторий, отметил появление в Южной Осетии болезней не характерных для нашего региона. Это может свидетельствовать, по его мнению, о внешнем воздей-ствии. Представитель Рязанского госуниверситета А.С. Трушин предложил создать на базе ЮОГУ «Центр военной истории».
Юрий Дзиццойты, завкафедрой осетинского языка и общего языкознания рассказал о топонимии как элементе националистической идеологии в Грузии, когда народу отказывают в праве даже на осетинские названия сел и деревень.
«Нагнетание ситуации вокруг границ РЮО, с проведением демонстративных акций; политика дискриминации республики на международной арене; биологическая опасность – вот три главные угрозы безопасности региона», – таким было резюме выступления полпреда президента по вопросам постконфликтного урегулирования Мурата Джиоева.
Госсоветник президента Константин Кочиев, отметив неравенство возможностей сторон в информационном противостоянии, предложил налаживать контакты с информационными ресурсами, не находящимися в жесткой матрице западной идеологической машины. «Почему бы не установить информационное сотрудничество с сирийским информагентством «Сана» и через него со всем арабским миром. Перспективным является и южноамериканское направление», – высказал мнение эксперт.
Необходимо отметить, круглый стол по своему содержанию перерос заявленный формат, и стал фактически международной научно-практической конференцией. Это отметил в заключительном слове модератор мероприятия ректор ЮОГУ В.Тедеев. Им была высказана также уверенность, что мнения экспертов, высказанные на круглом столе, послужат основой для принятия конкретных решений в деле устранения угроз для Южной Осетии.

Р.КУЛУМБЕГОВ