Сакральная жертва как спусковой крючок нового витка информационной войны

В Грузии развернулась информационная война против России и Южной Осетии

Похороны Арчила Татунашвили, прошедшие в эти выходные в Тбилиси, были превращены грузинскими политиками и общественностью в новый эпизод информационной войны против России и Южной Осетии.

После утверждений о том, что скончавшийся в Цхинвале гражданин Грузии был простым торговцем зеленью и не принимал участия в военных действиях, грузинские власти приняли решение похоронить Татунашвили с воинскими почестями на братском кладбище Мухатгверди в Тбилиси.

При этом в траурной церемонии приняла участие вся правящая верхушка Грузии, представители оппозиции, неправительственных организаций и общественности, а также католикос Илия II.

Президент Грузии наградил Татунашвили посмертно орденом Чести, а тбилисская мэрия во главе с бывшим футболистом Кахой Каладзе объявила, что построит в городе парк памяти умершего сержанта грузинской армии. Кроме того, готовится переименование Московской улицы в Тбилиси, которая по предложению грузинских политиков должна получить имя «жертвы оккупационного режима».

Добавив к этому перечню готовящийся в парламенте Грузии санкционный список «Отхозория-Татунашвили» и заявления со стороны западных стран, мы получим готовый образец шаблонного применения многократно опробованных технологий. В роли спускового крючка при этом могут выступать события разного масштаба. Это может быть беглый полковник Скрипаль, малазийский «Боинг» над Донбассом, жертвы загадочных снайперов на Майдане, инсценировки химических атак в Сирии, ну или, если еще больше углубляться в историю, сбитый южнокорейский «Боинг», после которого США объявили СССР «империей зла».

Исконно грузинские вопли

В каждом случае применения этой технологии необходима сакральная жертва, наличие которой позволит начать демонизацию противника в лучших традициях «черного» пиара, включить санкционный режим и привлечь на свою сторону так называемую международную общественность для легитимизации дальнейших действий.

Зачастую власти страны, которая подвергается давлению с помощью подобных методов, не сразу понимают, с чем имеют дело, начинают идти на уступки, пытаются оправдаться, соглашаются на «международное расследование» и т.д. Но это уже не может остановить запущенный сценарий, заказчик которого приступает к пошаговой реализации разработанного плана. В этом смысле, если бы не было инцидента с Татунашвили, его бы «выдумали». Иными словами, тогда бы в роли спускового крючка и сакральной жертвы могло оказаться любое другое происшествие.

Главное во всем этом процессе – наличие заказчика, которому невыгодна дальнейшая стабилизация обстановки в регионе Южного Кавказа. Пока что ход событий и действия грузинских властей, поддерживаемых внешними покровителями, подтверждают эту версию.

Теперь остается ждать других шагов, направленных на дальнейшую демонизацию России и Южной Осетии и планомерное раскачивание ситуации. Кое-какие высказывания грузинских политиков позволяют определить их возможный характер. Главный акцент в заявлениях официальных лиц и лидеров политических сил ставится на проведении расследования с участием международного сообщества, а также наказание виновных.

Виновных, судя по всему, в лучших традициях грузинского правосудия будут «назначать» весьма произвольно, исходя из политической целесообразности. «Нашей главной задачей будет провести расследование, чтобы, с одной стороны отреагировать на этот факт, а с другой – задействовать абсолютно все инструменты властей Грузии вместе с нашими международными партнерами», – заявила, в частности, госминистр по вопросам примирения и гражданского равноправия Грузии Кетеван Цихелашвили.

Ей вторит глава юридического комитета парламента Эка Беселия. «У нас появился герой-современник. И сейчас очень важны и принципиальны итоги расследования и наказание виновных. Это наш государственный долг – наказать виновного или виновных», – сказала она.

Пророссийскость как ширма

Но наиболее агрессивное заявление прозвучало от лидера «Альянса патриотов» Ирмы Инашвили. «Государство должно действовать очень жестко в отношении виновных. Мы должны действовать, как Израиль. В наших спецслужбах работают профессионалы высокого класса, и если будет политическая воля, они смогут найти виновных где угодно, привезти сюда и наказать согласно грузинскому законодательству. А если не получится наказать по закону, существуют другие методы, которые государство может применить в отношении виновных в таких преступлениях», – заявила Инашвили.

Самое интересное, что «Альянс патриотов» считается наиболее пророссийской политической силой Грузии и теперь один из создателей и лидеров партии призывает к диверсионно-террористическим актам в отношении российских граждан в Южной Осетии в стиле Вано Мерабишвили. При этом почти одновременно представители «Альянса» ведут активные переговоры с Госдумой России, договариваясь об очередной встрече российско-грузинской межпарламентской группы, запланированной на середину апреля. Такая политическая эквилибристика возможна, пожалуй, только в Грузии.

В ходе вояжей, ставших регулярными, лидеры «Альянса» пытаются лоббировать вопрос разрешения посещения кладбищ на территории Южной Осетии. Другая идея, которую делегаты «Альянса» лоббировали в Москве – проведение трехстороннего форума с участием России, НАТО и Грузии, с достижением договоренностей, по которым Грузия присоединяется к Североатлантическому альянсу, но при этом Брюссель и Тбилиси берут на себя обязательства не создавать базы на грузинской территории.

Двойная игра

На фоне подобных предложений «Альянс патриотов» впору назвать «Альянсом троянских ишаков». После того, как, несмотря на все обязательства и обещания, НАТО поглотило почти все страны Восточной Европы и взялось осваивать постсоветское пространство, в Москве менее всего склонны верить заверениям Брюсселя и Вашингтона. Главную цель переговоров в России лидеры «Альянса» объясняют достаточно откровенно. Как отметил в интервью газете «Известия» представитель партии Георгий Ломия, лишь налаживание связей с Россией поможет продвинуться в разрешении вопроса «территориальной целостности» Грузии. Он заявил, что «вернуть территории» в прежнем статусе «практически нереально», однако создать «в будущем федерацию или конфедерацию – возможно».

Разгадка кульбитов «Альянса патриотов» объясняется достаточно просто. Ирма Инашвили в свое время была близкой соратницей неформального правителя Грузии Бидзины Иванишвили. Она сыграла не последнюю роль в «революции веников», способствуя распространению кадров издевательств над заключенными в Глданской тюрьме. Многие политологи в Грузии, и не только, не без оснований полагают, что за «Альянсом» стоит сам Иванишвили, обеспечивший ему прохождение в парламент, в отличие от партии Бурджанадзе, которая не смогла договориться с олигархом. Поэтому заигрывания «патриотов» с Москвой и озвучивание различных предложений на практике являются проявлением двойной игры Иванишвили, желающего извлечь максимум бонусов от развития торговых связей с Россией и избежать обострения отношений на фоне продолжающегося сближения с Западом.

Впрочем, призывы Инашвили к диверсионно-террористической деятельности в Южной Осетии вряд ли добавят доверия к этой партии в Москве, где уже выразили сомнение в целесообразности новой встречи межпарламентской группы на фоне     подготовки списка «Отхозория-Татунашвили». На то, что подготовка пакета санкций в адрес Южной Осетии и России имеет не только грузинское происхождение, указывают намерения увязать тему Татунашвили с отравлением Скрипаля. Более того, предполагается, что положения резолюции, принятой парламентом Грузии по тому же делу, найдут свое отражение в резолюции Европарламента, которую европейские парламентарии готовятся подготовить ближе к 10-й годовщине августовских событий. Впрочем, в Тбилиси и не скрывают, что без поддержки Запада санкционный список не будет эффективным. Расчет идет на встраивание в антироссийскую политику западных стран для усиления давления на Москву и Цхинвал. А это означает развязывание очередного витка информационной войны против России и Южной Осетии, чреватой непредсказуемыми последствиями.

А. ТЕДЕЕВ