Принятие Конституции – знаковый и важный этап государственного строительства

Сегодня в Южной Осетии отмечают День Конституции РЮО. Основной закон государства был принят 8 апреля 2001 года путем всенародного голосования на референдуме.

Депутат Парлавмента первых трех созывов, лидер партии «Фыдыбаста», член созданной в тот период Конституционной комиссии по разработке Основного, ныне действующего закона РЮО Вячеслав Гобозов рассказал, что первая Конституция РЮО была принята 2 ноября 1993 года депутатами I созыва законодательного органа. Ее автором был выдающийся юрист Хазби Гаглоев.
«В обществе более известна Конституция, которая разрабатывалась, когда председателем Верховного Совета стал Л. Чибиров. Она была принята парламентом без проведения референдума. В 1996 году в связи с переходом на президентскую форму правления Основной закон страны был кардинально изменен. Целые главы, касающиеся президентского правления, были внесены в Конституцию и приняты парламентом. После внесения этих изменений в Конституцию в 1996 г. Южная Осетия стала президентской республикой. Однако практически сразу был поднят вопрос, насколько легитимно и правильно это было: во-первых, Конституция была принята Верховным Советом, во-вторых, смена формы правления тоже прошла через закорган – не было прямого волеизъявления народа», – подчеркнул он.

Конституция РЮО соответствует международным правовым нормам

Многие политические силы, в их числе Компартия и партия «Фыдыбаста», которая тогда была парламентской фракцией, закономерно ставили вопрос о том, что республике нужна новая Конституция с более высокой степенью легитимности и принятая в ходе референдума. По словам Гобозова, среди политиков были определенные политические разногласия и достаточно жесткие дискуссии. Поэтому была сформирована Конституционная комиссия и началась разработка ныне действующего Основного закона.
«Все политические силы видели разные модели государственного устройства республики. Сторонники президентской власти пытались максимально записать государственные полномочия президенту, а парламентские партии считали, что надо более справедливо поделить полномочия между ветвями власти. Подчеркну, что все сегодняшние политические разногласия – это отголоски тех дискуссий. Но решения в Конституционной комиссии принимались большинством голосов, которое принадлежало сторонникам президента. Время показало пагубность принятых тогда некоторых решений. Более того, разработка Конституции шла в предвыборные годы 2000-2001 гг. И некоторые представители политических сил, которые участвовали в разработке Конституции, имели президентские амбиции. Соответственно, перетягивание одеяла усиливалось и конъюнктурные моменты в этой ситуации оказывались очень сильными», – подчеркнул он.
Возможно, считает политик, если бы Конституция разрабатывалась не в предвыборный год, а раньше, она была бы более совершенной и стабильной. Ведь со временем в нее было внесено много изменений, как минимум около полусотни, что недопустимо для Основного закона страны.
«Надо отметить, что некоторые политические и общественные силы тогда высказались против этой Конституции. И около 30% граждан республики на референдуме тоже проголосовали против ее принятия. Это говорит о том, насколько сложным был процесс разработки Конституции и насколько неоднозначно она была воспринята в обществе», – сказал наш собеседник.
Как отметил В. Гобозов, несмотря на шероховатости закона и сложные политические процессы, безусловно, принятие Основного закона было важным шагом вперед в плане развития государства. Впервые Конституция страны была принята на референдуме, была высшая степень легитимности этого закона.
«Принятие Конституции было знаковым и очень важным этапом нашего государственного и конституционного развития и строительства. В юридическом плане Конституция РЮО полностью соответствует международным правовым нормам. В ней зафиксированы все основополагающие права и свободы человека и гражданина, принцип разделения властей, а также положения, которые позволяют развивать республику как социально-демократическое, правовое государство.
Другое дело, что реализация на практике иногда бывает не совсем правильной и совершенной», – отметил он. В этом плане, по словам Гобозова, в РЮО принцип выборности структуры власти и местного самоуправления до сих пор не реализуется в полной мере, – не проходят выборы в органы местного самоуправления. «Выборность и состязательность, конкурсный характер внедряются только сейчас. Недостаточное внедрение принципов выборности и состязательности в конкурсах тоже не лучшим образом сказывается на реализации положений, которые содержатся в Конституции РЮО», – сказал он.
Гобозов подчеркнул, что партия «Фыдыбаста» задолго до нынешних дискуссий, когда президентом был еще Э. Кокойты, поднимала вопрос о необходимости наведения порядка в конституционном законодательстве.
«Мы говорили, что необходимо принятие новой Конституции, либо нужна серьезная конституционная реформа, наподобие той, которая прошла недавно в РФ, с целью оптимизации», – констатировал лидер партии.

Нужен серьезный и беспристрастный анализ

Речь, по словам Гобозова, идет об оптимизации ветвей власти, о взаимоотношениях отдельных ветвей власти и внутри госструктур. Он считает, чтобы понять – нужна РЮО новая Конституция, или можно ограничиться конституционной реформой, – необходимо создать соответствующую комиссию из представителей политического, общественного и юридического сообществ. В рамках комиссии внимательно и тщательно проанализировать, почему столько изменений за эти годы было внесено в Основной закон, определить пробелы, недостатки Конституции. Только тогда станет ясно, есть ли необходимость в принятии новой Конституции, или можно провести конституционную реформу по ее оптимизации, деконцентрации и децентрализации власти.
«Но это должен быть серьезный и беспристрастный анализ, и желательно, чтобы работа над этим шла в ситуации, когда предвыборный фактор не висит над головой. Как показывает и мировой, и наш опыт, политическая выборная конъюнктура губительно влияет на конечные итоги и обуславливает недостатки в Основном законе страны, то что конституционная реформа назрела и необходима – это факт. Считаю, что в любом случае важно вводить более жестокий механизм внесения изменений в Конституцию, – при котором у любой власти не будет возможности по своему желанию и из конъюнктурных соображений вносить изменения в тот момент, когда им это выгодно. В конституционном праве и законодательстве других стран есть много механизмов, которые противостоят конъюнктурным желаниям изменения Конституции», – подчеркнул Вячеслав Гобозов.

Заняться «капитальным ремонтом» государственной системы

Что касается системы сдержек и противовесов ветвей власти, политик отметил, что в Конституции гарантируется система разделения ветвей власти, и это положение записано в основах конституционного строя РЮО.
«Надо трансформировать государственную систему, и основополагающим в этой ситуации будет конституционное законодательство. В первую очередь это усовершенствование системы сдержек и противовесов. Образно говоря, ни одна ветвь власти не должна иметь «контрольного пакета акций». Вот тогда возникнет необходимость в согласительных процедурах, которые заложены в законодательстве, но при этом не выработано никакого механизма их реализации, так как не применяются на практике. Тогда в республике не будет кризисов, – когда парламент несколько месяцев не работает или президент и парламент игнорируют друг друга и т.д. Такие негативные моменты не идут на пользу ни государству, ни политическим элитам, и они это должны понимать», – резюмировал Вячеслав Гобозов.

Мадина БЯЗРОВА