Мифы и реальность дипломатии «коридоров»

Февраль стал месяцем активного обсуждения темы возобновления транзита через территорию Южной Осетии, причем позже всех дискуссии по этому вопросу докатились до нашей Республики. Во многом столь широкое обсуждение было спедалировано Арменией, крайне заинтересованной в более безопасной и защищенной от природной стихии дороге, которая бы связывала ее с Россией. Неслучайно первые заявления о переговорах по данной тематике прозвучали со стороны высокопоставленных армянских чиновников. Затем вопрос транзита стал предметом обсуждения в формате встреч Григория Карасина и Зураба Абашидзе, где была сделана попытка реанимировать соглашение о торговых коридорах 2011 года. Но для грузинских властей были и свои причины вновь попытаться развязать транзитный узел, вызванные желанием получить больший простор в реализации проектов по вовлечению граждан Южной Осетии.

Впрочем, это не помешало западным экспертам заподозрить официальный Тбилиси в намерении углубить торговое сотрудничество с Россией.

Stratfor – американская частная разведывательно-аналитическая компания, прозванная «теневым» ЦРУ, сделала вывод, что торговля по новым маршрутам приведет к улучшению экономических связей между Россией и Грузией. Как отметили аналитики компании, в российско-грузинских отношениях наблюдается явный прогресс, в значительной степени объясняющийся тем, что общая геополитическая ситуация в странах бывшей советской периферии России пришла в движение. В Европейском Союзе нарастают разногласия. Новая администрация президента США, судя по всему, более открыта для сотрудничества с Россией, по сравнению с прежней. Поэтому для многих бывших советских республик, включая Грузию, переоценка своих отношений с Россией сегодня приобрела особую важность. Во многом аналогичные публикации появились и в ряде западных изданий. По сути, мы столкнулись со своего рода дипломатией «коридоров» по аналогии с «дипломатией проливов», появившейся на свет в связи с ситуацией вокруг проливов Босфор и Дарданелл, контролировавшийся слабеющей Османской империей.

Однако последующая реакция МИД РЮО и официального представителя МИД России Марии Захаровой заметно убавили азарт участников, начавшейся было транзитной дискуссии.

Стало ясно, что коридоры коридорами, но без согласия Южной Осетии транзит невозможен, посему Грузии волей-неволей придется учитывать позицию РЮО, если она действительно заинтересована в появлении альтернативных маршрутов для более успешной торговли с Россией. При этом российская дипломатия достаточно четко обозначила свою позицию, заключающуюся в поддержке суверенитета Южной Осетии в этом вопросе.

Поскольку нынешние грузинские власти явно не готовы к равноправному диалогу и уж тем более к даче гарантий безопасности, этот прохладный дипломатический душ на определенное время охладит их транзитный пыл, который был вызван не только соображениями экономической выгоды. Небезынтересно, что актуализация темы возобновления транзита произошла практически одновременно с предоставлением Грузии безвизового режима с Евросоюзом и громкими заявлениями из Тбилиси о возможностях, которые открываются в связи с этим для жителей Южной Осетии и Абхазии. Кроме того, в это же время вновь начались попытки пересмотра закона о так называемых «оккупированных территориях».

Народный защитник Грузии Уча Нануашвили призвал власти Грузии «открыть» Абхазию и Южную Осетию для грузинского и международного общества, либерализовать возможность перемещения и снять ограничения на экономическую деятельность с целью усиления экономической или социальной взаимозависимости.

Ранее с подобными предложениями уже выступили другие официальные лица в Грузии. Разумеется, речь не идет о желании хоть в чем-то изменить свою позицию. Расчет довольно-таки банальный – ведь если не смягчить возможности для передвижения населения, не открыть главную трассу, связывающую Южную Осетию и Грузию, какой прок от безвизового режима с ЕС в этом вопросе. Да и эффективность других программ по вовлечению, в том числе экономического характера, включая открытие оптовых торговых центров рядом с границей РЮО, при нынешнем положении вещей практически равна нулю.

Это далеко не первый всплеск интереса к теме транзита и развития трансграничной торговли между РЮО и Грузией. Разблокировка Транскама и туманные перспективы реинкарнации Эргнетского рынка относятся к числу суеверных мантр пропаганды «Грузинской мечты».

После грузинской агрессии 2008 года оживление интереса к данной тематике произошло в ходе разработки т.н. «Стратегии Грузии по вовлечению», для реализации которой важное значение придавалось возобновлению торговых отношений между Грузией и Южной Осетией, в том числе в формате Эргнетского рынка. Затем этот вопрос разморозили «мечтатели» в ходе предвыборной кампании 2012 года, очередной всплеск эргнетской тематики вновь произошел практически одновременно с подписанием Грузией соглашения об ассоциации с ЕС. Тогда в роли катализатора выступили европейские структуры. Судя по всему, по политическим просторам Грузии продолжает бродить призрак Эргнетского рынка, «святого Эргнета», как иронично назвали его в свое время пользователи Оснета. Более того, мы, похоже, имеем дело с настоящим фантомом, оторвавшимся от реальности и ведущим самостоятельное существование.

Самым странным в нынешней ситуации оказались высказывания отдельных жителей Республики о том, что открытие транзита будет способствовать расширению признания Южной Осетии и приведет к значительному увеличению доходов бюджета. Однако, по всей видимости, подобные предположения основаны на безудержном оптимизме. Буйство транзита в 90-е и начале 2000-х годов никак не способствовало укреплению международного положения РЮО. Напротив, факт наличия торговых связей с Южной Осетией преподносился Грузией и ее западными партнерами как готовность южных осетин к сосуществованию с грузинами в составе одного государства. Поэтому, прежде чем делать выводы о гипотетических плюсах в плане признания, необходимо учитывать стереотипы мышления своих противников, а они не изменились.

К тому же возврат к прежнему формату транзита с мелкооптовой массовой торговлей, назовем его условной формулой «мацони-молоко», неприемлем с точки зрения национальной безопасности Южной Осетии, особенно на фоне наличия на территории Грузии разветвленных ячеек ИГИЛ и других террористических организаций, не говоря уже о рисках развития трансграничных преступных группировок, наподобие «тквиавской», во главе которой стояли Ираклий Окруашвили и Михаил Карели. Не все измеряется сиюминутной выгодой.

К тому же многие проекты по развитию экономики Южной Осетии, имеющие среднесрочный характер, окажутся под угрозой сворачивания. Инвесторов и местный бизнес больше станут привлекать быстрые барыши от транзита и прочих операций по перевозке грузов. Зачем заморачиваться на развитии агропрома, отраслей сельского хозяйства, новых сегментов промышленности, если под рукой появится такая возможность заработать деньги.

Сейчас мало кто помнит, что в 90-е и начале 2000-х именно транзитная халява развратила целое поколение, отучив его от тяги к созидательному труду. Все слои общества, в особенности молодежь, стремились попасть в силовые и другие структуры, контролировавшие те или иные вопросы на Транскаме. Одни стремительно обогащались, другим транзит принес мало чего хорошего. Но самое главное, никто тогда больше не интересовался перспективами развития реального сектора экономики РЮО. Ну а затем в один прекрасный день транзит был перекрыт волевым решением нового грузинского фюрера, в очередной раз появившегося на политическом небосклоне Грузии. Халявные барыши быстро закончились. О былых быстрых заработках напоминали лишь роскошные особняки спиртовиков и прочих контрабандистов в элитных районах Владикавказа. Так и случится вновь, если Республика в очередной раз подсядет на транзитную иглу.

Да и еще кое-что – мы не должны забывать о другом побочном эффекте от транзита – куртинской «картонной» администрации. Есть все основания полагать, что главные деятели опереточного альтернативного образования были завербованы грузинскими спецслужбами в эру «Святого Эргнета», когда они успешно дружили с грузинскими чиновниками из окружения Шеварднадзе, сопровождали товары семьи самого «Белого лиса» и заодно становились собственниками различных объектов на территории Грузии. Чем все это закончилось, напоминать никому не нужно. Основной акцент на ближайшее будущее Южная Осетия должна сделать на развитии реального сектора экономики, возрождении агропромышленного комплекса, стимулировании инновационных производств, и т.д. При этом делая все это в увязке с российской экономикой и рынками сбыта.

Полноценная реализация уже подписанных таможенных и торговых соглашений сделает рентабельным развитие экспортно-ориентированных производств на территории РЮО для инвесторов. Этот процесс еще больше ускорится, если между Россией и Южной Осетией будет подписано соглашение об избежании и двойного налогообложения. Разница в размерах налогов сделает нашу Республику еще более привлекательной для вложения инвестиций.

В обозначенных направлениях действительно заключается ключ к многократному увеличению собственных доходов госбюджета РЮО и притом без какой-либо зависимости от прихотей тифлисских правителей.

А. ТЕДЕЕВ