Ильич был прав, или Да будет выслушана и другая сторона!

В начале июня Генеральная Ассамблея ООН на 71-й сессии в очередной раз приняла инициированную Грузией резолюцию о статусе т.н. вынужденно перемещенных лиц и беженцев из Абхазии и Южной Осетии, «пострадавших» в результате августовской агрессии Грузии 2008 года. За резолюцию выступило 80 государств, против 14 и 61 воздержались.

Как сообщают официальные источники, «в документе осуждаются осуществленные в «оккупированных регионах» Грузии насильственные демографические изменения, подтверждается право беженцев на достойное и безопасное возвращение в свои дома, независимо от их этнической принадлежности, подчеркивается необходимость уважения и защиты прав собственности. Резолюция подчеркивает неотложную необходимость осуществления в Абхазии и Южной Осетии гуманитарной деятельности».

Резолюция также призывает участников женевских переговоров активизировать усилия по улучшению безопасности и защиты прав человека в «оккупированных регионах», что будет способствовать возвращению беженцев.

В Тбилиси симпатии ничего не решающего рабочего органа ООН к Грузии восприняли с традиционным восторгом. Как отметил МИД Грузии, цель резолюции – привлечение международного внимания к этому вопросу. В Тбилиси считают, что поддержка Грузии в мире набирает обороты, а действия России направлены на расшатывание международной поддержки Грузии и уверены, что эта политика терпит неудачу.

В Грузии уверены, что ежегодное принятие данной резолюции на ГА ООН актуализирует вопрос «беженцев» и привлекает внимание международного сообщества к этой проблеме. Более того, в МИД Грузии убеждены, что документ помимо гуманитарной, несет и практическую нагрузку, так как призывает генсека ООН ежегодно составлять отчеты о положении беженцев в Грузии и выполнении резолюции.

К сожалению, внешнеполитический успех Грузии очевиден. Утверждать обратное нет никакого смысла. Ведь в 2008 году Грузия начинала свой последовательный путь к рекорду 2017 года с 14 государств, поддержавших резолюцию. При 11 против и 105 воздержавшихся.

В 2009 году 48 государств поддержали прогрузинскую резолюцию, при 19 против и 78 воздержавшихся. В 2010 году поддержка Грузии достигла рубежа в 50 стран, 17 против и 86 воздержались. В 2011 году 57 стран проголосовали «за» резолюцию, против 13 и 74 воздержались. В 2012 году количество сторонников Грузии достигло 60 стран, при 15 против и 82 воздержавшихся. В 2013 году цифры выглядели так – 62 страны «за», 16 -«против» и 84 – воздержались. В 2014 году – 69 «за», 13 – «против» и 79 – воздержались. В 2015 году – 75 «за», 16 – «против» и 80 – воздержались. И в 2016 году 76 государств поддержали резолюцию в пользу Грузии, 15 были против и 64 страны воздержались. Повторим цифры 2017 года, за резолюцию выступило 80 государств, против 14 и 61 воздержались.

Динамика роста сторонников резолюции в пользу Грузии налицо. Количество противников резолюции никогда не превысило 20. И количество воздержавшихся с 105 в 2008 году упало до 61 в 2017 году. Это самый низкий показатель воздержавшихся. Крайне низко количество противников резолюции. Стоит отметить, что не все представители государств участвуют в голосовании. Представители государств нередко отлучаются из зала в момент голосования. Прискорбно, что часто в голосовании не принимали участие представители государств, которые признали Южную Осетию. Хуже того, они еще и голосовали против Южной Осетии!

Пусть немного, но в ООН есть и сторонники Южной Осетии. Это страны, которые постоянно голосуют против инициированной Грузией резолюции. Это, конечно же, Россия, а также Беларусь, Армения, Сирия, КНДР, Вьетнам, Венесуэла, Никарагуа, Куба, Лаос. Часто в лагере противников резолюции оказываются Мальдивы, Шри-Ланка, Мьянма, Бурунди, Зимбабве, Филиппины. К сожалению, в последние годы Сербия, стойкий противник резолюции, перешла в стан воздержавшихся. Саудовская Аравия, наоборот, из воздержавшихся стала сторонницей резолюции. Заметим, КНДР и Судан в 2016 году проголосовали против резолюции, а сейчас не присутствовали на заседании и в процессе голосования. Уругвай в прошлом году воздержался, в этом году поддержал резолюцию.

Серьезная международная поддержка Грузии должна стать импульсом для Южной Осетии к внешнеполитическим усилиям и расширению международной поддержки Южной Осетии. Вместе с тем, не следует особо рассчитывать на юридическую силу резолюции ГА ООН.

Резолюции, в отличие от решений Совета Безопасности ООН, не имеют обязательной силы, они носят характер рекомендаций и ни одна из стран не может наложить на них вето. Резолюции ГА ООН больше имеют моральное значение, что тоже немаловажно и со временем при последовательной и грамотной политике могут привести к практической кооперации и консолидированным действиям группы стран с одной из сторон конфликта.

К примеру, Израиль десятилетиями не выполняет резолюции ООН по Палестине. В частности, Совет Безопасности ООН требует от Тель-Авива прекратить строительство поселений на оккупированных палестинских территориях. Но Израиль отказывается выполнять резолюции.

С 1992 года ГА ООН принимает резолюции о необходимости прекращения экономической, торговой и финансовой блокады Кубы со стороны США. 26 октября 2016 года резолюция собрала рекордное количество государств-сторонников – 191. Противников не нашлось, а сами США, вместе с Израилем, к всеобщему удивлению, впервые воздержались, хотя всегда с 1992 года голосовали «против».

Так что, надежды официальных представителей МИД Грузии на то, что «резолюция является важным сигналом поддержки для сотен тысяч вынужденно переселенных лиц и беженцев, так как она подтверждает их право на возвращение в свои дома и на возвращение своего имущества», лишены всякого смысла. Так как требуют аналогичного подхода и к осетинским беженцам. Причем их вопрос должен решаться на основе правовых оценок преступлений и незаконных мер, дискриминации в отношении лиц осетинской национальности и уголовного преследования виновных в этих преступлениях. В дружбу между некоторыми народами в Южной Осетии после августа 2008 года уже не верят.

Но раз ГА ООН выражает обеспокоенность конфликтами на Кавказе, то нелишне напомнить ООН о резолюции «Об агрессии» от 14 декабря 1974 года, в которой Ассамблея подтверждает обязанность государств не использовать вооруженную силу в целях лишения народов их права на самоопределение, свободу и независимость.

В Грузии жалуются, что на Женевских международных переговорах представители Южной Осетии и Абхазии отказываются от обсуждения вопросов, связанных с возвращением беженцев. А что им остается? Если Южную Осетию и Абхазию лишают законного права быть выслушанными, то они оставляют за собой адекватное право блокировать обсуждение вопроса, который рассматривается без их участия. Еще Фемистокл говорил: «Бей, но выслушай». И если новый председатель Генеральной Ассамблеи ООН Мирослав Лайчак одним из шести главных приоритетов на этом высоком посту обозначил обеспечение равенства, что следует понимать как равенство государств и народов, и никак не иначе, то это принцип реализуем в контексте безопасности и стабильности на Кавказе. В этом смысле действительной реализацией равенства станет приглашение представителей Южной Осетии и Абхазии на Генеральную Ассамблею ООН, чтобы, как говорится, Audiatur et altera pars – «Да будет выслушана и другая сторона».

Любое урегулирование конфликта немыслимо без участия всех заинтересованных сторон, и поэтому ООН обязано предоставить Южной Осетии и Абхазии право голоса с трибуны ГА ООН, что, безусловно, повлияет на динамику роста противников ежегодных прогрузинских резолюций.

Иначе ООН рискует заслужить со стороны международного сообщества, и Южной Осетии, в том числе, реальные и хлесткие оценки, какие давала Советская власть и лично Владимир Ленин Лиге Наций, предшественнице ООН, и выполнявшей практически те же задачи: «Пресловутый союз – Лига, оказался пуфом. Лига эта не будет способна выполнить то, что провозглашалось в ее Уставе и она пропитана вся насквозь отсутствием чего-либо похожего на реальное установление равноправия наций, на реальные шансы сожительства между ними»…

Александр КЕЛЕХСАЕВ