Борьба теней: выбор за грузинским народом?

Президентские выборы в Грузии не за горами, и в ходе предвыборной гонки разворачивается нешуточная борьба претендентов на руководящую должность страны. Серьезные опасения вызывает то, что одним из основных рычагов воздействия грузинских политиков на электорат является Южная Осетия, а нездоровые геополитические амбиции этой страны в отношении нашей республики касаются нас весьма непосредственно.

Впрочем, понимание: «кто бы не пришел к власти в Грузии, политические амбиции по отношению к Осетии останутся неизменными», давно укоренилось в сознании югоосетинского общества, исходя из векового исторического опыта.

Внешние силы «формируют» предпочтения электората
В целом наблюдая за ходом развернувшейся предвыборной кампанией, невольно можно прийти к выводу: в Грузии за пост главы борются не личности (кандидаты), а течения, причем в основном два русла – прозападные и пророссийские, прогрузинских, искренне болеющих за свой народ, что-то не прощупывается.
Создается ощущение не подвластности себе грузинских представителей власти, их очевидной ориентации на внешние центры силы. В президентских выборах Грузии происходит борьба «Больших» теней: России и США. К сожалению, целесообразно отметить, что пророссийская сторона значительно уступает прозападным силам в Грузии.
Примечательно, что грузинский политический истеблишмент прозападной направленности активно использует больную для Грузии тему: «нецелесообразность» признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, и возвращение под свою юрисдикцию «оккупированных территорий». Полную поддержку в данном вопросе Грузия получает со стороны США и западной коалиции, мнение которых периодически звучит на разных международных политических площадках и в официальных заявлениях, в числе которых и призыв к России – вывести свои войска из «оккупированных ею территорий».
Буквально на днях 11-12 октября в Ереване состоялся 17-й саммит Международной организации Франкофонии, собравший лидеров 84 государств: 58 стран-членов организации и 26 стран со статусом наблюдателя, в числе последних состояла Грузия. В рамках работы саммита была принята резолюция, в которой, по информации МИД Грузии, государства-члены сообщества Франкофонии подтвердили поддержку суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ Грузии.
В противовес западным силам, проявляя сверх активность дей-ствует лидер партии «Демократическое движение — Единая Грузия», экс-спикер Грузии Нино Бурджанадзе, которая, прямо перед началом предвыборной гонки, неожиданно возлюбила Россию, рассматривая ее как выгодного равноправного союзника. При этом она снизошла даже до интересов Государства Алания и Абхазии, при их добровольном, скажем так, «возвращении домой». Неожиданная смена ракурса политических пристрастий г-жи Бурджанадзе вызывает умиление, ведь еще недавно это был жесткий ястреб, ориентированный на силовое решение конфликта в своей политической риторике. Некое воздействие красноречивых обещаний Бурджанадзе на российское руководство все же возымело, учитывая ответные шаги России к возвращению и дальнейшему развитию дипотношений между государствами. В частности, как заявил агентству ТАСС статс-секретарь, замминистра иностранных дел РФ Григорий Карасин, по итогам встречи с представителем премьер-министра Грузии по взаимоотношениям с РФ Зурабом Абашидзе, Россия будет стремиться к тому, чтобы рано или поздно безвизовый режим в отношениях между двумя соседними государствами укрепился в качестве правила.
«Все зависит от ситуации в регионе, согласованных действий по борьбе с терроризмом, ведь регион очень чувствительный, и у нас есть необходимость проявлять бдительность. Мы будем максимально смягчать визовый режим», – цитирует Карасина ТАСС.

Россия завидует Грузии?
Однако, как было уже сказано, прозападная часть в верхах грузинской власти имеет более устойчивую позицию. И несмотря на доброжелательный настрой со стороны России, дальнейшее продвижение и развитие данного предложения не нашло поддержки со стороны основного костяка политического истеблишмента Грузии.
Можно предположить, что это одна из причин, по которым российской стороной было отказано в открытии избирательных участков на территории РФ для российских грузин.
Впрочем, причин у России предостаточно, учитывая русофобию в Грузии, подкармливаемую западной коалицией во главе с США, которая чем ближе к выборам, тем более прибавляет напряжения и остроты. Хорошей иллюстрацией этого являются высказывания официальных лиц Грузии, к примеру, председателя парламентского комитета по европейской интеграции Грузии Тамары Хулордава, которая заявила, что: «Россия не может смириться, что у её границ существует независимое, успешное и стабильное государство. К сожалению, Россия создает серьезные проблемы данному государству, так как это страна-оккупант и она продолжает оккупацию наших территорий. Этого ей недостаточно, и любой наш успех во внешней политике вызывает у России очень агрессивную риторику, которая рассчитана на то, чтобы ввести население Грузии в заблуждение и сойти с намеченного курса». Русофобская политика проявляется и в конкретных действиях грузинского общества и правящих кругов Грузии. На днях «Союз русской молодежи Грузии» вынужден был отменить Форум молодых лидеров НКО России и Грузии «Народная дипломатия – диалог компромиссов», запланированный на 13-14 октября в Тбилиси. Как пояснили российским СМИ организаторы, форум отложили из-за проявлений немотивированной агрессии и угроз физической расправы российских участников форума со стороны «отдельных лиц и СМИ».
В данном случае Нино Бурджанадзе выступила, как и ожидалось, против отмены форума, впрочем, судя по всему, ее мнение особо не интересует ни общество, ни руководство Грузии. На данный момент экс-спикер имеет очень относительное отношение к реальной политике в Грузии, не имея сколько-нибудь значимого статуса и влияния.
А вот в отличие от Бурджанадзе и ряда других кандидатов в президенты, Саломе Зурабишвили поддерживает не только определенная часть электората, но и правящая партия «Грузинская мечта». Кстати, с уст Зурабишвили в конце сентября также прозвучало весьма «интересное» обращение к югоосетинскому и абхазскому народам: «Хочу обратиться к нашим братьям в так называемых республиках Абхазии и Южной Осетии. Они являются гражданами Грузии, и им не нужна защита России. Они наше будущее, мы вместе объединимся. А тех людей, которые сегодня возвращают нас в прошлое, оставим в прошлом». Эта речь до трепета душевного напоминает приснопамятное обращение Са-акашвили к народу Осетии в ночь на 08.08.08, вслед за которым началось небывалое истребление «братского и любимого» народа. Интересно, в душе госпожи Зурабишвили ничего не переворачивалось при словах «к нашим братьям», количество которых в течение целого столетия грузинская власть сводила на нет, об этом, видно, Зурабишвили запамятовала. Осуждая действия и военное нападение Михаила Саакашвили, она предала забвению столетия геноцида, дискриминации, лингвицида и масштабной политики давления на южных осетин с 1920 по 2008 годы. Благо память народа Южной Осетии долговременнее, и он не забудет вековой геноцид.
Мадина БЯЗРОВА