Олег Гаглоев: «Необходимо повышать правовую грамотность населения»

Министр юстиции Олег Гаглоев рассказал о деятельности министерства, запланированных реформах и сотрудничестве с коллегами из России и других стран.

– Олег Феликсович, прошел месяц, как Вас назначили на должность главы Минюста – ведомства, чья деятельность отличается многопрофильностью. За этот период у Вас, наверное, сложилась общая картина о деятельности министерства. Скажите, нам ожидать кардинальных изменений и реформ?
– Реформы… Может быть, звучит красиво, громко, но, считаю, ко всем изменениям нужно подходить тщательно, постепенно, чтобы резкими движениями не навредить ситуации. Да, есть определённые идеи для улучшения деятельности практически во всех подведомственных Минюсту институтах, начиная с законопроектной работы – одного из основных направлений. Минюст даёт заключение на все законопроекты, подзаконные акты, указы президента и акты правительства, принимаемые в республике, и особое внимание оказывается ведомственным актам. Мы проверяем их юридическую точность, корректность, соответствие с вышестоящими актами. Нужно работать, повышать качество нормативно-правовых актов, которые у нас есть. Это касаемо экспертизы.
Отдельный блок – работа над принятием новых законов. Большая часть общественных отношений, подлежащих регулированию, не урегулированы на текущий момент. Мы пользуемся российскими законами, но очень часто они не применимы в республике, потому что Южная Осетия – унитарное государство, а Россия – федерация. Кроме того, у нас нет отдельных институтов. Например, законодательство по банкротству — это крайне важно, особенно при нестабильной экономике. Также мы долгое время не применяли российский закон о государственной гражданской службе в силу объективных причин – не было финансовых ресурсов. У нас другая система органов власти, поэтому необходимо разрабатывать собственное законодательство. Минюст приступает к работе над земельным законодательством, т.к. российское неприменимо. Минюст не может все проекты готовить сам, некоторые вопросы входят в компетенцию различных ведомств. Мы будем работать с ними совместно, есть планы по взаимодействию с другими министерствами и ведомствами.
В других отраслях права тоже надо повышать качество услуг, предоставляемых населению. Гражданин должен быть уверен, что адвокат, оказывающий юридические услуги, не подведет. Адвокатура – самостоятельное сообщество, но мы осуществляем ведомственный надзор за этой сферой. У нас есть частные и государственные нотариусы, и человек, обратившийся к ним, должен быть уверен в предоставленных ему услугах.
Кроме того, в республике много общественных организаций, которые числятся на бумаге, но не существуют и года. Они должны предоставлять отчётность проводимой деятельности. Мы будем проводить работу, чтобы исключить из реестра и ликвидировать организации, действующие номинально.
Во всех сферах есть как плюсы, так и минусы. Касаемо деятельности ЗАГС, нужно повышать оперативность их работы, некоторые запросы населения прорабатываются дольше, чем хотелось бы. У судебных приставов хорошие показатели работы, но опять-таки, совершенству нет предела. Помимо работы подведомственных органов, важная работа Минюста – повышение правовой грамотности населения, надо изживать правовой нигилизм.
– А какие меры и методы Вы намерены предпринять для ликвидации правового нигилизма среди граждан республики?
– Люди должны понимать необходимость исполнения законов. Если нам не нравятся законы, есть разные механизмы их оспорить. Придётся заниматься пропагандой соблюдения законодательства. Но самый действенный способ повышения правовой грамотности — чёткое соблюдение законов со стороны государственных органов. Минюст будет обращать внимание коллег из других органов и указывать на нарушения законодательства в тех или иных случаях. Возьмем в пример систему «Безопасный город». Люди обращают внимание, что штрафы за нарушения небольшие – 100, 200 руб. Действительно, сумма небольшая, но если человек заплатил штраф, этот фактор уже дисциплинирует гражданина – он исполнил закон. Нужно соблюдать закон. Народ должен знать и чувствовать, что закон исполняется всеми государственными институтами и органами, а в отношении нарушителя применяются санкции, не делая никаких исключений. Тогда гражданин задумается, прежде чем нарушать закон. Необходима и работа с подрастающим поколением на уровне школ. Детям нужно объяснять, что правомерное поведение – залог дальнейшей государственности и здорового общества.
– За последние годы Минюст связывали с довольно резонансными событиями, в частности они касались Управления исполнения наказания (УИН) МЮ РЮО. Что Вы намерены изменить в этом направлении?
– Основная наша задача – улучшать ситуацию в сфере исполнения наказаний, в данном случае уголовных. Нельзя нарушать права заключённых, здесь также надо следовать законодательству. По мере развития государства будем улучшать условия содержания заключенных. Но добиться, чтобы буквально завтра в УИН были условия как в европейских тюрьмах, мы не сможем, у государства нет этих возможностей. Но пошагово будем стремиться к этому. Мы и сейчас работаем над проектами, направленных на улучшение условий содержания заключённых, а также над повышением денежного довольствия и пенсионного обеспечения сотрудников УИН. Сегодня же условия заключенных соответствуют, скажем так, возможностям государства. Да, может быть, есть определённые недочёты, но работа по ним ведется.
– В телеграмм-канале Вы отметили, что основная задача Министерства юстиции – работа над совершенствованием законодательства. Над какими законопроектами Вы прежде всего намерены работать?
– Проект, который в ближайшее время будет на выходе – поправки в действующий Гражданский кодекс РЮО (от 2014-2015 гг.). В нем есть небольшие недоработки, несоответствие определенных норм, ссылок и т.д. Проект почти готов, осенью мы его направим в Правительство и, надеемся, в конце года Парламент примет его. Кроме того, до моего назначения у Минюста практически был готов и проект закона о нотариате в новой редакции. Сейчас мы начали работу по земельному законодатель-ству, над проектом которого будем работать вместе с соответствующим комитетом. В каждой сфере есть отрасли, где необходимо провести определённое регулирование принятых законов. Есть проблемы с исполнением законодательства по государственной службе, поэтому будем работать и исправлять эти перекосы.
– Ранее СМИ сообщали о разработанных электронных системах «Нотариат Южной Осетии» и «Единый реестр ЗАГС РЮО». Как цифровые системы отразятся на деятельности ведомства, жизни граждан?
– Работа в этом направлении только началась. На форуме мы условились с российской стороной и с абхазскими коллегами по этому вопросу, у них есть готовые проекты. Несомненно, цифровизация облегчит работу министерства. В плане работы нотариата население будет спокойным, т.к. все нотариальные документы мгновенно будут передаваться в аппарат Минюста, и министерство будет отвечать за их сохранность. Электронные системы, во-первых, обеспечат надёжность и безопасность информации; во-вторых, это оперативность и удобство и для сотрудников, и для населения. Человек, который запрашивает определенный документ, даже из районов республики, сможет получить его более оперативно в созданной информационной базе. Также это значительно облегчит работу сотрудников в плане межведомственного документооборота.
– Расскажите нам вкратце о результатах юбилейного Х Петербургского международного юридического форума, о проведенных встречах с коллегами из разных стран и достигнутых договоренностях.
– Было очень интересно, познавательно. Панельные дискуссии касались разнообразных тем отрасли права – некоммерческих организаций, госуправления, профессионализации судебного представительства, цифровизации и т.д. На площадке форума состоялись встречи с российскими коллегами, в частности, с министром юстиции РФ Константином Чуйченко. Мы пообщались по направлениям деятельности Минюста – судебных приставов, кадастра и картографии, госрегистрации недвижимости. Мы наметили определенные направления для совместной работы, по некоторым из них работа давно ведется. Российские коллеги пообещали побывать у нас до конца года, чтобы на месте обсудить некоторые вопросы. С Росреестром мы планируем подписать совместную дорожную карту, предусматривающую совместные мероприятия по развитию и сотрудничеству в целом, а также по работе Госреестра в плане наполнения информационных баз и оказания нам методологической помощи. Были достигнуты договоренности, что наши сотрудники поедут либо во Владикавказ, либо в Москву в Центральный аппарат, чтобы проконсультироваться по некоторым вопросам. У российской стороны больше опыта в решении некоторых проблем. Есть определённый прогресс и в решении вопроса о денежном содержании и пенсионном обеспечении сотрудников УИН и Службы судебных приставов. Также с Минюстом Абхазии условились о дальнейшем сотрудничестве, и осенью текущего года планируется подписание Соглашения о сотрудничестве, определим конкретные шаги по обмену опытом.
– С российскими коллегами обсуждался вопрос повышения квалификации сотрудников Минюста РЮО?
– Эта работа ведётся давно. Сотрудники Минюста несколько раз повышали квалификацию в России, улучшали профессиональный уровень. В этом направлении, несомненно, работа будет продолжаться.
– В завершение нашей беседы, определите основные приоритеты деятельности Минюста на данный момент.
– Основные направления — это повышение качества законодательства, развитие цифровизации и, главное, правовой грамотности населения, т.е. исполнение законодательной дисциплины как со стороны государственных органов, так и населения. Республика должна развиваться. Мы заинтересованы в высоком правосознании населения и правомерном поведении граждан, поэтому будем в этом направлении работать.

Мадина БЯЗРОВА