Грузия-ООН: дезинформация как способ избежать ответственности

МИД Южной Осетии отреагировал на очередные попытки официального Тбилиси навязать международному сообществу искаженную картину событий, происходящих на границе между двумя странами с лета прошлого года, когда грузинские власти впервые после 2008 года установили укрепленный блокпост на территории РЮО, приступив затем к организации целой череды провокаций. Основная задача силовых мероприятий – наряду с реализацией программы «Шаг в лучшее будущее» создать условия для пересмотра итогов августа 2008 года.
Поводом для заявления юго-осетинского внешнеполитического ведомства послужило письмо постоянного представительства Грузии в ООН генеральному секретарю и Совету Безопасности ООН, в котором содержится стандартный перечень тезисов грузинской пропаганды, регулярно озвучиваемых на разных уровнях за последний год. Утверждая о своей «непоколебимой приверженности» политике мирного разрешения конфликта, официальный Тбилиси обвиняет Москву в нарушении соглашения Медведева-Саркози от 12 августа 2008 года. «Грузинская сторона с сожалением отмечает, что в разгар глобальной борьбы против пандемии COVID-19, когда государства отчаянно пытаются уменьшить негативное воздействие распространения коронавируса, Российская Федерация продолжает применять силу и угрозу силы против Грузии путем продолжающейся милитаризации и военных учений на оккупированных территориях Грузии», – утверждается в ноте постоянного представительства Грузии в ООН.
Также в документе содержится набивший оскомину список дежурных обвинений в адрес РФ – задержание граждан Грузии, продолжение «бордеризации», ограничение свободы передвижения, отказ в предоставлении гуманитарного доступа и т.д.
В ноте затрагивается и ситуация в Ленингорском районе, где якобы из-за отказа в предоставлении медицинской эвакуации погибло несколько местных жителей, включая женщин.
МИД Южной Осетии расценило действия грузинской дипломатии как дезинформацию, призванную скрыть истинное положение дел. «Вызывает сожаление, что ни в Грузии, ни на Западе так и не смогли извлечь уроки из трагических событий 2008 года. Показательно и то, что рассуждениям о правах человека и общей ситуации в Южной Осетии предшествовали долгие годы молчаливого согласия с милитаристской политикой Грузии, её полномасштабным вооружением. А после августовской агрессии не было ни единого слова осуждения со стороны международных организаций военных преступлений Грузии – убийства мирных граждан в Южной Осетии», – отмечается в заявлении.
Дипломатическое ведомство республики также подчеркнуло недопустимость использования термина «оккупированные территории» в отношении Южной Осетии как абсолютно неправомерного с юридической и фактической точки зрения. «В преддверии 12-ой годовщины грузинской агрессии против Южной Осетии хотелось бы очередной раз напомнить всем, что только решительное вмешательство Российской Федерации, осуществившей операцию по принуждению Грузии к миру, спасло народ Южной Осетии от полного уничтожения в августе 2008 года. И только присутствие российских военнослужащих в Южной Осетии, в соответствии с двусторонними Соглашениями, служит гарантией безопасности и стабильности на югоосетинской земле», – заявили в Цхинвале.

Грузия с помощью пиар-акций стремится отвлечь внимание от неудобных фактов
Письмо постоянного представительства Грузии в ООН является одним из шагов в комплексе пиар-акций, намеченных к реализации грузинскими властями в преддверии очередной годовщины вторжения Грузии в Южную Осетию в августе 2008 года. Их главная цель – в очередной раз отвлечь международную общественность от вопроса об ответственности грузинских властей за совершение военных преступлений и этнических чисток.
Активизация усилий Южной Осетии по международному признанию геноцида осетинского народа вызвала лихорадочную реакцию в политических кругах Грузии, опасающихся широкого обсуждения темы этнических чисток и тех преступлений против человечности, которые длительное время санкционировались грузинскими властями. Подобная нервозность понятна, поскольку Тбилиси ничем не сможет оправдать массовое убийство мирных граждан Южной Осетии в августе 2008 года с использованием кассетных бомб и систем залпового огня. Подобные факты, отраженные в докладе комиссии Евросоюза, до сих пор не получили официальной оценки со стороны грузинских властей, продолжающих развивать сомнительный тезис о «российской оккупации». Точно так же никто в Грузии не был привлечен к ответственности за массовое убийство беженцев, пытающихся эвакуироваться из Цхинвала 8-9 августа 2008 года.
Без должной оценки остаются и многочисленные вооруженные акции против гражданского населения Южной Осетии в период с 2004 по 2008 гг., когда происходили регулярные обстрелы югоосетинских населенных пунктов, захваты заложников и пытки военнопленных, организовывались террористические акты, нарушалось водоснабжение г.Цхинвала.
Не менее проблемными с точки зрения правового обоснования для Тбилиси являются события конца 80-х – начала 90-х годов 20-го века, сопровождавшиеся уничтожением более 100 осетинских сел на территории Южной Осетии и многочисленными преступлениями против человечности, включая расстрел колонны беженцев на Зарской дороге, пытки и убийство заложников в селе Еред.
В тот же период этническим чисткам подверглись не только жители Южной Осетии, поначалу претендовавшие лишь на повышение статуса автономии и право изучать собственный язык, но и осетины, жившие на территории самой Грузии, которые никаких политических требований не выдвигали. В 20-е годы 20-го века, решая вопрос о границах Юго-Осетинской автономной области, тогдашние грузинские власти в лице ЦК Компартии Грузии отказались включать в состав автономии территории Триалетской и Восточной Осетии, чье население стало подвергаться ускоренной ассимиляции.
Окончательно судьба отрезанных от Южной Осетии территорий была решена после прихода к власти Звиада Гамсахурдия, провозгласившего лозунг «Грузия для грузин». В результате этнических чисток из более 20 осетинских сел Боржомского и Гуджаретского ущелий не осталось практически ни одного. Резко сократилось количество осетинских сел в Кахетии. Если в 1989 году в этом регионе проживало 12441 осетин, то в 2014 году осталось всего 2526, и с тех пор эта цифра еще больше сократилась.
Не менее трагичной оказалась судьба осетинских сел Трусовского и Гудского ущелий, а также Кобской котловины. Уничтожение Восточной Осетии, начатое режимом Гамсахурдия, завершило правительство «Грузинской мечты», запретившее жителям Восточной Осетии въезд на территорию Грузии. В результате практически полностью обезлюдели 33 осетинских села, чьи жители попали в «черный список» нынешних грузинских властей, демонстрирующих сохранение преемственности в политике Грузии по осетинскому вопросу.
Если по данным переписи 1989 года за пределами Юго-Осетинс-кой автономии на территории самой Грузии проживало более 100 тысяч осетин, то к 2014 году их численность сократилась почти в 10 раз.
На землях опустевших осетинских сел грузинское правительство обустраивает многочисленные туристические и рекреационные объекты, пополняя бюджет за счет собственности изгнанного в результате этнических чисток осетинского населения.

Тбилиси повышает градус напряженности в расчете на помощь Запада
Сохранение прежних акцентов в политике Грузии и нежелание дать правовую оценку преступлениям против осетин создает крайне негативный фон для налаживания мирного диалога. Ситуация еще больше усугубилась после цнелисской авантюры грузинских властей, впервые после августа 2008 года выставивших укрепленный блокпост на территории Юж-ной Осетии, приурочив эту силовую акцию к очередной годовщине августовских событий. Все эти процессы происходят на фоне упорного отказа Грузии подписать соглашение о неприменении силы с Южной Осетией и Абхазией, что сводит на нет все усилия, предпринимаемые в рамках Женевских дискуссий.
Как показали последующие события, цнелисская авантюра стала прологом к целой череде провокаций на границе Южной Осетии, создавших серьезную угрозу безопасности в регионе. Недавний инцидент со стрельбой по пограничникам со стороны жителя Грузии демонстрирует, к каким последствиям может привести политика официального Тбилиси, повышающего градус напряженности в отношениях с Южной Осетией в расчете на поддержку западных партнеров. И действительно, Соединенные Штаты и ряд европейских стран, придерживаясь политики двойных стандартов, продолжают наращивать военно-политическую и дипломатическую поддержку Грузии, оказывают содействие в проведении масштабной кампании по дезинформированию международной общественности относительно ситуации в регионе.
Одним из эпизодов данной кампании стали многочисленные заявления и публикации о смерти жителей Ленингорского района Южной Осетии, которым, по утверждению грузинских властей, не оказали своевременную медицинскую помощь. При этом приводятся разные цифры, чаще всего фигурируют числа 12 и 15.
Однако в Тбилиси не учли того факта, что намеренная политизация подобных вопросов является палкой о двух концах, поэтому если утверждать, что власти Южной Осетии виновны в смерти жителей Ленингорского района, умерших от различных хронических заболеваний, тогда грузинской стороне придется взять на себя ответственность за гибель жителей Южной Осетии в медицинских учреждениях Грузии. По данным, озвученным МИД РЮО, смертность граждан Южной Осетии, направленных на лечение в Грузию по линии Международного Комитета Красного Креста, значительно возросла и составила 27,5% в 2019 году, а в первом полугодии 2020 года – 20,5% от общего числа лиц, проходивших лечение в Грузии в эти годы. На эту статистику грузинские власти, представители международных организаций и западных стран предпочитают не обращать внимания, поскольку она может подорвать многолетнюю пиар-кам-панию и отразиться на объемах финансирования программ по линии здравоохранения.
Между тем нынешние грузинские власти рассчитывают и дальше осваивать донорскую помощь от западных стран и международных организаций в рамках различных проектов, направленных на «реинтеграцию» Южной Осетии и Абхазии. Последнее заявление теневого правителя Грузии Бидзины Иванишвили можно расценить именно как призыв к потенциальным грантодателям активнее раскошеливаться на благо провинциальной грузинской коррупции, для которой тема «примирения» с осетинами и абхазами стала источником повышения благосостояния.
«Мы должны объединить Грузию и использовать для этого все международные рычаги. Мы мирно, через доверие, примирение и восстановление уважения должны повернуть к себе абхазских и осетинских братьев», – отметил, в частности, лидер «Грузинской мечты» в ходе одного из предвыборных выступлений.
Ссылка на «международные рычаги» в толковании грузинских грантоедов означает одно – в ближайшие годы им голодать не придется.
А. ТЕДЕЕВ