Афганистан: тяжело вспоминать даже спустя 30 лет

15 февраля исполняется 30 лет со дня вывода советских войск из Афганистана

С этой песней встречал полковой оркестр своих солдат из легендарного 345-го гвардейского парашютно-десантного полка в Афганистане, в редких случаях, когда бойцам удавалось возвращаться на военную базу без потерь. Но оркестру приходилось играть и траурный марш…

В Южной Осетии, как и на постсоветском пространстве, отмечают 30-летнюю годовщину вывода советских войск из Афганистана. Единого мнения об афганских событиях нет до сих пор, но, несомненно одно – советские военнослужащие, среди которых были сотни осетин, с мужеством и честью выполнили интернациональный долг.
Война в Афганистане длилась долго – девять лет, один месяц и девятнадцать дней. И особую роль в этой войне присваивают 345-ому гвардейскому парашютно-десант-ному полку, в которой служили и осетины, в частности, и герой нашего материала Александр Плиев.
Первые дни в Афганистане
Сразу после окончания школы Александр Плиев стал работать слесарем на Цхинвальском механическом заводе. И когда пришла повестка на военную службу директор завода, без ведома призывника, отсрочил службу в армии из-за нехватки сотрудников. Но через полгода в апреле 1980 года Цхинвальский военкомат вновь призвал Александра Плиева, и, несмотря на уговоры директора завода, он твердо решил наравне со сверстниками выполнить долг перед Отечеством.
В начале марта призывников отправили в город Болниси ГССР, где после учений Плиева направили в Узбекистан и зачислили в первый батальон 345-го гвардейского парашютно-десантного полка в г. Фергане. Два месяца они проходили усиленную боевую подготовку, после чего военнослужащих направили в Афганистан. На адаптацию солдатам дали только два дня. На третьи сутки вечером солдат предупредили, что ночью батальон приступает к военной операции и необходимо подготовиться.
«Афганистан – горная мест-ность. Горы, окружающие Цхинвал, перед афганскими – словно холмы. Ночью там было очень холодно, а днем стояла невероятная жара. В течение 10 минут мы уже сидели по машинам, но нам не сообщали, куда именно нас направляют. Воевали мы против местных банд: моджахедов, душманов и т.д. После военных действий, мы непременно прочесывали территории, где солдаты задерживались от нескольких дней до двух недель», – поделился Алек-сандр Плиев.
О военных операциях наш собеседник из скромности предпочитал не говорить, к тому же, по его словам, о боях в Афганистане он не любит вспоминать. Красноречивее слов говорят факты – солдаты так часто выезжали на военные действия, что каждые два месяца им выдавали новую форму, которая в течение месяца бывала вся в кровавых пятнах и заплатках.
Первое правило выживания – прикрывать друг друга
В Афганистан из Южной Осетии Плиев был направлен не один, в этом же полку с ним воевали Юрий Маргиев, Василий Икаев, Давид Мациашвили и другие, позже туда прибыли Сослан Кочиев и герой Осетии 1990-х годов Геннадий Джабиев. Плиев был назначен командиром отделения, и в его обязанность входила подготовка солдат по специальностям.
«В советское время не было вражды между нациями, все старались защитить и прикрыть в бою друг друга. Как-то с новым призывом к нам поступил грузин-пулемет-чик из Кутаиси, который даже здороваться не умел по-русски, помню только имя Иван. Командир роты привел его в мое отделение как земляка, чтобы я подготовил его. А ведь я и сам совсем не знал грузинского языка, поэтому мы общались больше жестами (смеется). Кое-как я объяснил ему, чтобы просто держался рядом и повторял за мной. Мы не раз спасали друг другу жизнь. Тогда и предположить никто не мог, что через несколько лет мы станем врагами», – вспоминает Плиев.
По словам Александра Плиева, несмотря на то, что местное население относилось к ним хорошо, они не вызывали никакого доверия.
«Бывало, что мужчина днем работает в огороде, а ночью воюет против нас. Банды в Афганистане были очень хорошо обучены военному ремеслу, ведь афганцы с раннего детства учат детей обращаться с оружием. Они занимали наиболее выгодные позиции на возвышенности, откуда нас было хорошо видно, и даже при нашем превосходстве в вооружении, с ними было сложно воевать. Прекрасно зная местность, моджахеды скрывались в горах, и только, когда они начинали бой, мы могли определять места их нахождения. Очень часто нам на помощь приходили вертолетчики, так как стрелковое оружие в таких боях было неэффективным», – пояснил он.
Был случай, когда батальон отправили на два дня на прочесывание территории трех селений. Это было одним из редких случаев, когда солдаты возвращались в полном составе и без раненых.
«Командовал нашим батальоном 345-го отдельного парашютно-десантного полка тогда еще капитан Александр Лебедь, который позднее стал известен как генерал Лебедь. Комбат радовался так искренно, по-человечески, что мы вернулись с задания без потерь, но… Во время прочески среди нас был рядовой Петров, он нашел противотанковую мину и по неопытности в собранном виде положил в свой ранец. Мы дошли до колонны, сели в машины. Рядовой Петров тоже подошел к БМП, хотел спуститься в люк. Видимо он задел ранцем край люка и тут же всех оглушило взрывом – мина взорвалась. Мне самому пришлось собирать его останки, а ведь он был совсем еще молодой, отслужил только полгода», – поделился Плиев горькими воспоминаниями.
Не люблю смотреть фильмы про Афганистан…
Военными действиями, которые разворачивались в Афганистане, Плиев делился очень неохотно: «все как у всех – был в Афганистане и воевал как все». Даже последний день в Афганистане, запомнился нашему герою не в лучших тонах, когда ночью объявили отбой, базу обстреляли минометами. Плиев тогда подумал, что уже точно не отпустят домой, но с утра солдат, отслуживших свой срок в армии, отправили на вертолетах в Узбекистан.
«Даже когда закончился срок нашей службы, нас не отпустили из Афганистана, пока мы несколько раз не забрали с собой на военные операции вновь прибывших солдат и не обучили их. И неважно, сколько они до этого отслужили в войсках. Потому как учения в армии и реальные военные операции – совершенно разные вещи. По этой причине я не люблю даже смотреть фильмы про Афганистан, как правило, они далеки от реальности. Сразу видно, что кинорежиссеры не консультируются с военными-афганцами, а сами не имеют и представления о событиях тех лет», – подчеркнул наш собеседник.
Плиев выделил только художественный фильм «9 рота», которая, по его мнению, наиболее близка к реальности событий тех времен.
«Фильм был снят про наш 345-й полк, на основе реальных событий 1989 года. Только я вернулся с Афганистана на семь лет раньше, в 1982 году», – уточнил он.
И дома его ждала война
В 1981 г. советская власть еще официально не разглашала информацию, что советские войска принимали участие в военных операциях в Афганистане. По этой причине у военнослужащих, возвращавшихся на родину, отнимали все, что связано с Афганистаном. Перед взлетом вертолета замполитполка обыскав Плиева, изъял и разорвал все фотографии. Когда в 1983 г. вышел указ о правах на льготы военнослужащим СССР, несшим службу в Афганистане, только тогда советская власть официально признала присутствие своих войск в Афганис-тане.
В 1983 году Александра Плиева вызвали в военкомат и вручили медаль за участие на Афганской войне, а спустя несколько лет его вновь наградили медалью за боевые заслуги перед Отечеством. В прошлом году указом Президента РЮО он был награжден и медалью «Защитнику Отечества».
Вернувшись домой, Плиев поступил в историко-филологичес-кий факультет Юго-Осетинского педагогического института, окончил в 1988 году. Но «скучать» после учебы ему не пришлось, так как в 1989 году начались известные события грузино-осетинского конфликта и Плиев наряду со многими встал на защиту Отечества. Он в первый же год основания в 1992 г. вступил в ряды Отряда милиции особого назначения и проработал там 21 год, а в 2013 году ушел на пенсию.
Сейчас, как пошутил сам Александр Плиев, он ведет пенсионерский образ жизни, и воспитывает двух внуков.
Мадина БЯЗРОВА