Установление равноправного партнерства с Южной Осетией и Абхазией – единственный шанс Грузии на выход из кризиса

В конце ноября в Грузии прошел второй тур президентских выборов, на которых уверенную победу одержала Саломе Зурабишвили. Вскоре уже в качестве избранного главы государства политик заявила о невозможности восстановления полноценных отношений с Москвой до тех пор, пока Россия не признает факт оккупации Абхазии и Южной Осетии. Зурабишвили отметила незаконность действий Москвы и призвала жителей «захваченных» территорий проявить активную позицию по возвращению под юрисдикцию грузинской власти.
Между тем граждане Южной Осетии считают абсурдными призывы грузинской политической элиты к возвращению в состав Грузии. Осетины помнят о трагических событиях «Пятидневной войны» августа 2008 года, когда республика подверглась вероломному вооруженному нападению, инициированного режимом Саакашвили.
Впрочем, стремление осетин и абхазов к независимости появилось задолго до августовских событий. Во многом это было вызвано притеснениями и насилием со стороны центральных грузинских властей еще в период прези-дентства Звиада Гамсахурдиа. Летом 1989 года из всех государ-ственных учреждений были уволены практически все граждане осетинской национальности. Начались массовые притеснения и грабежи осетинского населения, у них отнимались дома, автомобили и все имущество.
Безусловно, события тех лет еще свежи в памяти осетинского народа, фактически сражавшегося за право на жизнь в условиях расовой дискриминации. В таких условиях призывы Зурабишвили к территориальному единству звучат нелепо и оскорбительно. К тому же грузинские власти даже не удосужились принести извинения осетинам за принесенные им тяжелые страдания.
В надежде завоевать благо-склонность осетин и абхазов Тбилиси приступил к реализации инициативы «Шаг к лучшему будущему». Парадоксально, что в рамках этой программы Грузия призывает Абхазию и Южную Осетию к гуманитарному и экономическому сотрудничеству, но при этом упорно использует термин «оккупированные территории». Тбилиси по-прежнему отказывает осетинам в праве на государственность, презрительно называя Южную Осетию «Цхинвальским регионом».
Устремившись после «революции роз» в НАТО, Тбилиси столкнулся с острой необходимостью урегулировать этнотерриториальные конфликты. После неудачной попытки возращения Абхазии и Южной Осетии силовым путем грузинские власти перешли к прямому подкупу абхазов и осетин. При этом в Грузии никто не вспоминает, что первый президент страны, оголтелый националист Звиад Гамсахурдиа называл осетинский народ «мусором, который надо вымести через Рокский тоннель».
К сожалению, в подобных условиях говорить о скором восстановлении добрососедских отношений Грузии с Абхазией и Южной Осетией явно не приходится. Не отказываясь от диалога с Тбилиси, югоосетинский и абхазский народы хотят строить собственное будущее без подсказок и поучений извне. Если Грузия действительно намерена разрешить затянувшийся конфликт, ей следует стать для Южной Осетии и Абхазии равноправным партнером, а не высокомерным и заносчивым покровителем.

Александр ДЖИОЕВ