Найти баланс между интересами предпринимателей и эффективной работой надзорных органов

В нашей газете за № 38-42 от 28 марта мы опубликовали материал, в котором отмечали, что группа югоосетинских предпринимателей обратилась в правительство и парламент с просьбой оградить их от чрезмерно частых проверок со стороны государственных надзорных органов.
Специалисты Минэкономразвития и парламентского Комитета по экономике и предпринимательству занимаются этой проблемой, чтобы представить властям республики свои предложения по ее решению. Мы попросили руководителей указанных структур поделиться своим мнением по данному вопросу.

Причина беспокойства наших бизнесменов
Проведение плановых проверок предпринимателей регулируется Законом РЮО «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)».
В соответствии с документом, проверки проводятся не реже, чем один раз в три года. По мнению югоосетинских бизнесменов, такая частота проверок необоснованно завышена. К примеру, в той же России, согласно закону, аналогичные контрольные мероприятия проводятся не чаще, чем один раз в три года.
Кроме того, в РЮО предусмотрены более продолжительные по сравнению с РФ плановые проверки. В частности, в Южной Осетии общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать в год 60 часов для малого предприятия и 20 часов для микропредприятия. Тогда как в России эти показатели составляют соответственно 50 и 15 часов.
В то же время объемы оборотов и соответственно уровень доходов наших малых и микропредприятий существенно ниже, чем у российских. Поэтому, более частые и продолжительные чем в РФ проверки в условиях РЮО нецелесообразны. Так как они на значительное время отрывают предпринимателей от работы и это отражается на эффективности их хозяйственной деятельности.
В этой связи инициативная группа предпринимателей просит сократить частоту и сроки проведения плановых проверок до норм, которые предусмотрены в РФ.

Экономисты считают, что частоту проверок необходимо сокращать
Как отметил вице-премьер, министр экономического развития Геннадий Бекоев, для развития национальной экономики нашей основной задачей на сегодня является всемерная поддержка предпринимательской активности. Одним из средств достижения этой цели является создание благоприятных организационно-экономических механизмов. Тогда отечественный бизнес будет чувствовать себя комфортно и уверенно.
Чрезмерно частые проверки уполномоченных надзорных органов, конечно же, будут создавать определенные помехи предпринимателям в их работе.
«На мой взгляд, надо пересмотреть периодичность и продолжительность плановых проверок в сторону их минимизации. Поэтому частоту и сроки проведения этих проверок нужно сократить до норм, которые предусмотрены в российском законодательстве», – сказал Бекоев.
Это серьезный вопрос и требует тщательной проработки всеми заинтересованными сторонами. В республике надо создавать максимально благоприятный деловой климат. Но в то же время необходимо обеспечить эффективный контроль за предпринима-тельской деятельностью, чтобы бизнес-сообщество соблюдало законодательство. Так как от этого во многом зависит благополучие и безопасность наших граждан, соблюдение законных прав потребителей, доходы бюджета и т.д.
Минэкономразвития планирует провести по данному поводу расширенное совещание с участием руководителей всех надзорных ведомств, парламентариев, членов координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства. Чтобы все заинтересованные стороны совместными усилиями выработали с учетом нынешних реалий наиболее сбалансированное и оптимальное решение этой проблемы.

Недостаточная активность потребителей в защите своих прав
К сожалению, наши сограждане проявляют низкую активность в защите своих законных потребительских прав и интересов. К примеру, когда покупателям продают просроченные или некачественные товары или когда их обвешивают и т.д., граждане должны обращаться в соответствующие надзорные органы.
На основании таких обращений работники контрольных ведомств могут проводить внеплановые (без предварительного уведомления) проверки предпринимателей, на которых поступили жалобы, и пресекать их неправомерные действия.
«Поводом для внеплановой проверки может быть официальное обращение гражданина в профильное надзорное ведомство с жалобой на те или иные нарушения предпринимателей, – отметил Геннадий Бекоев. – Однако наши соотечественники в этом плане ведут себя очень пассивно и в по-добных случаях не обращаются в надзорные органы. Тем самым они позволяют недобросовест-ным предпринимателям и далее осуществлять различные злоупотребления».
Между тем в развитых странах активная позиция потребителей в защите своих законных прав является одним из важных факторов, которые обеспечивают соблюдение субъектами бизнеса действующего законодательства. Поэтому надзорные органы должны проводить через СМИ активную разъяснительную работу, чтобы граждане в полной мере осознавали важность вопроса и проявляли должную активность.

Необходимо повышать уровень правовой грамотности наших бизнесменов
До сих пор многие предприниматели не до конца знают те правовые нормы, которые защищают их интересы. Это не лучшим образом отражается на эффективности деятельности бизнесменов. Данный пробел необходимо восполнять.
«Нужно повышать уровень правовых знаний предпринимателей. Чтобы они хорошо знали и не нарушали предписанные им законом обязанности и требования и в то же время могли эффективно отстаивать свои интересы в случае неправомерных действий работников контролирующих органов и т.д.», – отметил Бекоев.
В этой связи югоосетинские организации предпринимателей должны проводить среди своих членов консультативно-разъясни-тельную работу. Со своей стороны специалисты Управления по малому и среднему предпринимательству Минэкономразвития РЮО готовы оказывать им в этих вопросах всемерное содействие.

Управление по малому и среднему предпринимательству Минэкономразвития РЮО также выступает за сокращение частоты проверок
По мнению управления Сослана Мамитова, в условиях Южной Осетии проводить плановые проверки субъектов бизнеса чаще чем раз в три года нецелесообразно.
«Я считаю, что периодичность и продолжительность плановых проверок у нас необоснованно завышены. Поэтому частоту и сроки их проведения необходимо сократить до аналогичных российских норм. Наше управление разрабатывает соответствующие предложения», – сказал Мамитов.
Кроме того, необходимо определить уполномоченный орган, который будет утверждать план проведения надзорными ведомствами плановых проверок предпринимателей. Это поможет согласовывать время и сроки проведения контрольных мероприятий.
Специалисты управления также разработали правила подготовки органами государственного контроля ежегодных планов проверок субъектов бизнеса. В ближайшее время они представят их на рассмотрение правительства.
Документ предусматривает четкий порядок регистрации дат начала и окончания проверки, повода для ее проведения, результатов и принятых на их основании решений и т.д. Все это поможет усовершенствовать механизм взаимодействия надзорных органов и подконтрольных им субъектов.

Парламентский комитет по экономике: не надо обременять предпринимателей чрезмерно частым контролем
Председатель Комитета Парламента РЮО по экономике, предпринимательству и сельскому хозяйству Инал Джиоев также считает, что частоту проведения плановых проверок целесообразно сократить до одного раза в три года. Для наших условий это более преемлемый вариант.
Но в то же время нужно подумать и о сроках предварительного уведомления предпринимателей о предстоящих проверках, чтобы уменьшить возможности недобросовестных предпринимателей совершать различные нарушения.
«К примеру, задолго зная о том, что его будут проверять, владелец магазина может успеть убрать с полок и спрятать просроченные и некачественные продукты питания. А после того, как проверяющие уйдут, снова выложит их на прилавок», – сказал Джиоев.
Члены парламентского комитета намерены в ближайшее время провести по этим вопросам совещание с участием всех заинтересованных сторон.
«Мы озвучим свои предложения, выслушаем мнения коллег. Все вместе сможем принять разумное решение, которое в равной мере будет учитывать и интересы предпринимателей и в то же время даст надзорным органам эффективно исполнять свои обязанности, чтобы обеспечивать защиту прав наших потребителей и граждан», – сказал Джиоев.
Чтобы создать полноценную систему государственных услуг для бизнеса, в Южной Осетии также необходимо учредить долж-ность уполномоченного при Президенте РЮО по правам предпринимателей.
В случаях столкновения предпринимателей с нарушением их прав, фактами коррупции, административными барьерами, бюрократическими проволочками и т.д. указанное должностное лицо будет отстаивать их интересы и способствовать решению данных проблем.

Гугули ВАЛИЕВ