Искусственный интеллект изменил нашу жизнь

Ежегодно Международная Федерация потребительских организаций объявляет тему Всемирного Дня потребителей. На 2024 год была выбрана тема – «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей». Многие наверняка зададутся вопросом – где мы и где искусственный интеллект?

Проникновение искусственного интеллекта в нашу жизнь гораздо шире, чем может показаться простому обывателю. Его используют как в профессиональной деятельности, так и в развлечениях. Сегодня без мобильных телефонов нашу жизнь трудно представить. Встроенные умные голосовые помощники в наших смартфонах, такие как Алиса, Siri и т.д. являются примерами искусственного интеллекта. Различные приложения на наших мобильных устройствах также основаны на искусственном интеллекте. Алгоритмы искусственного интеллекта активно используется в медицинской диагностике, что позволяет поставить врачу точный диагноз. С помощью искусственного интеллекта выполняются сложнейшие хирургические операции. Банки используют искусственный интеллект для выявления мошеннических действий, оценки кредитоспособности заемщика и не только.
О пользе искусственного интеллекта говорят во всех сферах нашей жизни: науке, культуре, военном деле и судебной системе, сельском хозяйстве и животноводстве, промышленности, образовании, торговле и т.д. Искусственный интеллект изменил способ, которым мы делаем покупки. Потребители чаще стали совершать покупки на онлайн-площадках дистанционно. Искусственный интеллект упростил жизнь потребителей: открыл новые возможности для компаний по увеличению продаж, улучшил процесс обслуживания населения.
Одним из наиболее заметных аспектов влияния искусственного интеллекта в бизнесе является персонализированный маркетинг, который позволяет компаниям анализировать огромные объемы данных о своих клиентах, для определения рекламы продуктов, которые, скорее всего, являются их предпочтениями. Сколько раз мы задавались вопросом, глядя на онлайн-рекламу: «А ведь я думал о его покупке?» Это все искусственный интеллект. Он отслеживает то, что мы ищем в интернете на различных сайтах и предлагает нам выбор. В основе поиска лежат технологии компьютерного зрения, с помощью которого осуществляется сбор информации о посетителях. Используя алгоритмы искусственного интеллекта российские компании такие как Wildberries, Ozon смогли ускорить доставку и сделать процесс покупки более удобным для потребителя. Благодаря современным технологиям потребители могут использовать виртуальные примерочные, где они могут «примерить» одежду и не выходя из дома увидеть, как она будет смотреться на них.
Несомненно, развитие искусственного интеллекта имеет множество преимуществ, но в то же время его применение может иметь серьезные последствия для безопасности потребителей и добросовестности в сфере цифровых технологий, так как технологии искусственного интеллекта работают на основе обучения алгоритмов через определенные наборы данных, в том числе персональных. Такие системы могут «обучаться» на основе информации, в том числе полученной из внешнего мира и зачастую могут действовать независимо от создателей. В связи с этим могут произойти мошеннические действия, дезинформация, утечка информации. Компании, получив контроль над объемами данных, могут использовать свое информационное преимущество с точки зрения знания о предпочтениях потребителя для того, чтобы манипулировать его поведением, в том числе в целях ценовой дискриминации. В данном случае имеется риск нарушения конфиденциальности и сокращения выгоды потребителя. В дальнейшем такое преимущество может оказывать влияние на поведение потребителя, что недопустимо.
Потребители должны знать, какие опасности их могут поджидать с учетом того, что в настоящее время правовой статус искусственного интеллекта законодательно не определен и нет ясности, кто будет нести ответственность за создание и распространение недостоверной или неточной информации, попадающей в открытые источники при использовании искусственного интеллекта.

Жанна Санакоева, начальник Управления надзора в области защиты прав потребителей Комитета Юго-Осетпотребнадзора