Защищайте свои потребительские права!

День защиты прав потребителей – дата, которая связана с интересами каждого из нас, поскольку все мы совершаем покупки, пользуемся услугами. В нашей Республике защиту прав потребителей обеспечивает Комитет по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

О том, какими правами обладают потребители, и как они реализуются – тема нашего интервью с начальником отдела по качеству товаров и защите прав потребителей указанного Комитета Жанной Санакоевой:

-Жанна Герасимовна, поздравляем Вас и ваших коллег с профессиональным праздником. Расскажите, какую работу проводит отдел по качеству продукции и защите прав потребителей?

– Спасибо за поздравления. Я считаю, что цель этого праздника – прежде всего привлечение внимания мировой общественности к проблемам защиты прав потребителей.

Как и в любой цивилизованной стране мира, нашим государством   проводится активная политика по защите потребительских прав граждан. Принят закон РЮО «О защите прав потребителей», регулирующий отношения между продавцами и потребителями, создан механизм, который гарантирует их соблюдение – Комитет по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РЮО (Югоосетпотребнадзор), наделенный особыми полномочиями – правами по контролю соблюдения потребительского законодательства.

Основные задачи отдела по качеству товаров и защите прав потребителей, являющегося структурным подразделением данного Комитета, являются: давать разъяснения потребителям по вопросам потребительского законодательства; проводить проверки соблюдения прав потребителей в различных сферах и пресекать нарушения; выявлять опасные для здоровья и жизни товары и т.д.

За 2014 год специалистами нашего отдела было проверено по Республике 318 хозяйствующих субъектов. По выявленным административным правонарушениям нами было составлено 211 протоколов. Проведены выборочные контрольно-надзорные мероприятия в некоторых торговых объектах города на предмет выявления реализации безалкогольных тонизирующих энергетических напитков, ввоз и реализация которых на территории нашей Республики запрещены законом. Обнаружено несколько банок напитка «Ягуар». К продавцам были приняты предусмотренные законом штрафные санкции.

Специалистами отдела в истекшем году были проведены рейдовые контрольно-надзорные мероприятия в объектах, реализующих алкогольную продукцию, на предмет соблюдения Правил продажи отдельных видов товаров (Особенности продажи алкогольной продукции). В ходе данных мероприятий выявлены факты реализации алкогольной продукции без сопроводительной документации, без лицензий, а также реализации винно-водочных изделий в нестационарных помещениях. К нарушителям были применены соответствующие меры.

За январь-февраль текущего года специалистами отдела были осуществлены контрольно-надзорные мероприятия в 52 объектах г. Цхинвала, в том числе на 31 объекте торговли, 6 объектах общественного питания и, по распоряжению Генпрокуратуры, – в 15 аптеках.

– Сколько раз в год отдел по защите прав потребителей может проводить проверку в каждом отдельно взятом объекте?

– Согласно закона РЮО «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора» плановые проверки проводим раз в год. В случае, если при плановой проверке выявляются нарушения, специалистами Комитета выдаются предписания на их устранение в течение определенного времени. Следовательно, один хозяйствующий субъект можем проконтролировать два раза в год. Однако просим предпринимателей не расслабляться, поскольку по жалобе потребителя можем в любое время провести вне-плановую проверку объекта.

– Изымаются ли просроченные продукты в ходе проверки торгового объекта?

– Согласно ст.21 закона РЮО «О качестве и безопасности пищевых продуктов» владелец торгового объекта обязан изъять их из оборота самостоятельно или на основании наших предписаний. В случае, если он не примет меры по изъятию товара с истекшим сроком годности, мы его можем конфисковать. Должна заметить, что согласно п.13 ст.7 Закона РЮО «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля» о проведении плановой проверки мы обязаны уведомлять предпринимателей телефонограммой за три дня до начала проверки.

– Странно, что владельцы магазинов уведомляются о грядущей проверке, тем более за три дня, ведь они спокойно подготовятся к приходу сотрудников контролирующего органа и успеют убрать с прилавков просроченные или запрещенные к продаже продукты…

– Таковы правила, их никто не отменял. Но, как я отметила выше, в случае жалобы потребителя мы проводим внеплановую проверку объекта, заранее об этом не уведомляя предпринимателя.

– Какие виды наказаний предусмотрены в отношении недобросовестных предпринимателей, которые регулярно нарушают правила торговли?

– Административные штрафы. К примеру, если юридическое лицо организовал продажу товаров, выполнение работ, либо оказывал населению услуги ненадлежащего качества, к нему применяется административный штраф на сумму от 20 до 30 тысяч рублей. Повторное совершение данного административного правонарушения   влечет наложение на юридических лиц от 30 до 50 тыс. рублей с конфискацией предметов административного правонарушения, либо без таковой.

Следует отметить, что дела об административных правонарушениях уполномочены рассматривать (применять к нарушителям штрафные санкции) только органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, в нашем случае – только Комитет по надзору в сфере защиты прав потребителей.

– Много ли поступает обращений к вам и на что чаще всего жалуются потребители?

– От граждан нашей Республики в 2014 году поступило всего 11   заявлений. Они в основном касались приобретения продуктов питания с истекшими сроками годности, некачественных товаров: обуви, мобильного телефона, прогулочного велосипеда и т.д. Почти все претензии были решены в пользу потребителей.

В первые два месяца нынешнего года поступило 4 заявления по поводу реализации просроченных продуктов и приобретения некачественных непродовольственных товаров.

– В России и других европейских странах проводится активная работа по повышению информированности населения, уровня правовой грамотности, даже в курс школьных программ введен предмет по основам потребительских знаний. Может, имеет смысл и у нас использовать этот опыт?

– Правовая потребительская грамотность в Республике остается на низком уровне. Для информирования потребителей по вопросам защиты их прав в республиканских газетах публикуем соответствующие материалы с периодичностью раз в три месяца. Следует отметить, что в законе «О защите прав потребителей» закреплено право потребителя на просвещение. Государству нужно создать условия для изучения прав потребителей в учебных заведениях, как это уже делается в той же России, где издаются соответствующие учебные пособия для общеобразовательных учреждений, как, например, «Основы потребительских знаний». Право на просвещение должно обеспечиваться посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты. Это способствует повышению уровня потребительской грамотности, формированию у граждан устойчивых навыков разумного поведения на потребительском рынке.

-О правах потребителей в СМИ упоминается часто, однако нелишне будет еще раз подробнее рассказать, какими правами обладают потребители…

– Потребитель имеет много прав. Подробно их перечисляю: право на качество товара, работы и услуги; на безопасность товара; на информацию об изготовителе, исполнителе, продавце; ряд прав (возврат денег, замена товара или уменьшение цены) при обнаружении в товаре недостатков в течение гарантийного срока и при отсутствии гарантии в пределах 2-х лет со дня передачи товара; право участия в проверке качества товара и присутствия при экспертизе товара; право на возмещение убытков, возникших вследствие продажи товара ненадлежащего качества; на возврат денег при нарушении срока передачи полностью или частично предварительно оплаченного товара; на обмен товаров надлежащего качества; право на отказ от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение семи дней при дистанционной продаже; право на получение результата работы или услуги в установленный договором срок; ряд прав (возврат денег, повторное выполнение работы или оказание услуги, устранение недостатков или уменьшение цены) при обнаружении в работе или услуге недостатков в течение гарантийного срока и при отсутствии гарантии в пределах 2-х лет; право на отказ от исполнения договора выполнения работ, оказания услуг в любое время; право на возмещение убытков, возникших при выполнении работ, оказании услуг.

– Завтра, 15 марта, Всемирный день защиты прав потребителей. Какими будут Ваши пожелания коллегам и потребителям?

– Международная Федерация потребительских организаций каждый год определяет тематику Всемирного дня защиты прав потребителей. Девиз на 2015 год призывает сосредоточить свои потребительские права на здоровом питании. Я не буду оригинальна и также желаю и своим коллегам, и потребителям нашей Республики прежде всего крепкого здоровья и качественных продуктов питания на потребительском рынке!

В. КАЛАЕВ