16 октября работники налоговых органов нашей Республики отмечают свой профессиональный праздник. О проводимой сотрудниками Комитета по налогам и сборам (КНС) РЮО работе, ее результатах и прогнозах по пополнению доходной части Государственного бюджета в нашем интервью подробно рассказал председатель КНС Владимир Каджаев.
– Владимир Владимирович, в последние годы суммы мобилизуемых КНС РЮО денежных средств в государственный бюджет Республики превышают плановые показатели. Удалось ли обеспечить данную положительную динамику и с начала текущего года к настоящему времени?
– Да удалось. С начала текущего года Комитетом по налогам и сборам мобилизовано в доходную часть госбюджета 499 млн 152 тыс. рублей, что составляет 103,9% от планового показателя – 480 млн 507 тыс. рублей. По сравнению с аналогичным отчетным периодом 2015 года, собираемость налогов увеличилась на 18 млн 709 тыс. рублей.
– За счет каких факторов обеспечены такие результаты?
– Рост налоговых платежей обеспечен за счет увеличения налоговой базы и предпринимаемых мер по улучшению администрирования налогов. Интенсификация проводимой работы по принудительному взысканию задолженности налогоплательщиков также повлияла на рост налоговых платежей.
– Какие виды налогов являются главными источниками пополнения доходной части государственного бюджета РЮО за отчетный период?
– Основными источниками пополнения госбюджета являются налог на доходы с физических лиц, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), единый налог на вмененный доход и акцизы. По налогу на доходы с физических лиц с начала текущего года в бюджет мобилизовано 196 млн 952 тыс. рублей. Платежи по налогу на прибыль обеспечили поступление в госказну денежных средств на сумму 140 млн 795 тыс. рублей. Сумма сборов по НДС составила 133 млн 113 тыс. рублей, по единому налогу на вмененный доход – 7 млн 769 тыс. рублей, а по акцизам – 7 млн 266 тыс. рублей.
– Каковы плановые показатели собираемости налогов на 2016 год?
– Плановый показатель на текущий год составляет 640 млн 669 тыс. рублей. По нашим прогнозам, положительная динамика сохранится и в текущем году. Президентом и Председателем Правительства перед нами поставлена задача обеспечить максимальное поступление денежных средств в бюджет от налоговых сборов. Будем делать все, что в наших силах, чтобы добиться этого и успешно справляться со стоящими перед нашим ведомством задачами.
– Какие предприятия в отчетном периоде вошли в первую пятерку наиболее крупных налогоплательщиков в РЮО?
– За указанный период самые крупные налоговые платежи осуществили ООО «Газпром Трансгаз Ставрополь» Цхинвальский ремонтно-эксплуатационный пункт – 188 млн 460 тыс. рублей, ЗАО «Остелеком» – 28 млн 196 тыс. рублей, РГУП «Энергоресурс – Южная Осетия» – 21 млн 800 тыс. рублей, Республиканское государственное унитарное предприятие «Дорэкспострой» – 12 млн 806 тыс. рублей и Управление благоустройства администрации г. Цхинвала – 10 млн 780 тыс. рублей.
– Владимир Владимирович, какие еще, на Ваш взгляд, существуют резервы пополнения государственного бюджета?
– В качестве такого резерва, на наш взгляд, можно отметить повышение эффективности мер по собираемости налога на добычу полезных ископаемых и подоходного налога, а также администрированию имущественных налогов.
– Как отразилось на эффективности работы налоговых органов РЮО вступление в силу с начала текущего года Налогового кодекса РЮО?
– С вступлением в силу Налогового кодекса Южной Осетии существенно расширились полномочия налоговых органов. У них появился гораздо больший административный ресурс для взимания образовавшейся у налогоплательщика задолженности по налогам и сборам. Кроме того, у налоговых органов появилась возможность наладить более тесное сотрудничество с лицензионными органами по пресечению деятельности недобросовестных налогоплательщиков.
Вместе с тем, следует отметить, что со вступлением в силу Налогового кодекса РЮО гораздо больше прав получили и налогоплательщики. Они имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, а также требовать возмещения в полном объеме убытков, понесенных ими в результате таких неправомерных актов. Наши налогоплательщики могут получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом РЮО.
Также югоосетинский Налоговый кодекс дает возможность решения возникших спорных ситуаций между налогоплательщиками и налоговыми органами в досудебном порядке. В нем четко указываются категории налогоплательщиков, механизм определения налогооблагаемой базы, сроки уплаты, система начисления и взыскания налогов, налоговые вычеты, льготы и т.д.
– Ранее руководство Республики высказывалось о необходимости повышения эффективности контроля доходов недропользователей и объемов добываемых ими ископаемых. Отмечалось, что некоторые недобросовестные недропользователи скрывали свои реальные доходы, объемы добытых материалов и, в результате, осуществляли мизерные платежи в бюджет за пользование природными ресурсами. Что было сделано КНС для решения указанной проблемы?
– Комитетом по налогам и сборам был разработан законопроект, предусматривающий применение фиксированных ставок обязательных авансовых ежеквартальных платежей по налогу на добычу полезных ископаемых, при добыче неметаллического сырья, используемого в строительной индустрии (инертные материалы – песок, песчанно-гравийная смесь). Данный закон был принят. Впоследствии постановлением Правительства от 11 августа 2016 года была утверждена методика определения ставок фиксированных обязательных квартальных авансовых платежей по уплате налога на добычу полезных ископаемых, при добыче неметаллического сырья, используемого в строительной индустрии. Согласно методике, размеры ставок фиксированных обязательных квартальных авансовых платежей определяются в зависимости от годового объема добычи полезного ископаемого в натуральном выражении, который устанавливается в заключенном с недропользователем лицензионном соглашении и конкретного вида добываемого полезного ископаемого. Применение фиксированных ставок обязательных авансовых ежеквартальных платежей снижает возможности сокрытия доходов и ухода от уплаты налогов недобросовестными недропользователями. Со дня ввода в действие закона он уже начал давать положительные результаты. Для сравнения, еще год назад платежи по данному налогу составляли в год всего по 300 – 400 тыс. рублей. А с начала текущего года по налогу на добычу полезных ископаемых мобилизовано в бюджет 1 млн 419 тыс. рублей при плановом показателе 913 тыс. рублей. До конца года наши сотрудники планируют по данному виду налога мобилизовать в бюджет до 3 млн рублей.
– Также отмечалась необходимость повышения эффективности контроля за осуществлением налоговых платежей иностранными гражданами, которые осуществляют трудовую деятельность на территории РЮО. Многие из них зачастую скрывали свои доходы и не платили налоги. Что было сделано для решения данной проблемы?
– В целях решения этого вопроса в налоговое законодательство были внесены соответствующие изменения. Согласно им, иностранные граждане, осуществляющие в Южной Осетии трудовую деятельность по найму у физических лиц, в организациях, у индивидуальных предпринимателей или занимающиеся частной практикой, осуществляют фиксированные авансовые платежи по подоходному налогу с физических лиц в размере 1000 рублей в месяц. Данные платежи осуществляются в течение периода действия, выдаваемого им органами миграционного контроля патента на трудовую деятельность в РЮО. Для выявления и пресечения указанными категориями граждан фактов сокрытия своих доходов работники КНС совместно с сотрудниками Миграционной службы и Управления экономической безопасности МВД РЮО систематически проводят соответствующие проверки.
– Как осуществляется претворение в жизнь Закона РЮО «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт»?
– Данный закон конкретизирует нормы, касающиеся составления и представления финансовой отчетности организациями. Это способствует повышению прозрачности и открытости их деятельности, реализации права заинтересованных пользователей на получение достоверной и необходимой информации. С внедрением контрольно-кассовой техники у недобросовестных предпринимателей, пытающихся скрыть свои доходы, значительно сократились возможности для подобных действий. Использование контрольно-кассовой техники также на руку и потребителям, так как в случае возникновения вероятных различных инцидентов, выдаваемый при осуществлении покупки чек может служить доказательством, что товар приобретен покупателем именно в том или ином конкретном торговом объекте.
Контрольно-кассовая техника, включенная в государственный реестр, применяется на территории РЮО в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, могут осуществлять наличные денежные расчеты без использования контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию своих клиентов соответствующих документов товарного чека, квитанции и т.д.
– Какие новые налоговые режимы были введены в текущем году? И что это дает налогоплательщикам?
– Ранее в Южной Осетии для предпринимателей был предусмотрен один налоговый режим – единый налог на вмененный доход. Налоговым кодексом РЮО предусмотрено несколько видов налоговых режимов – единый налог на вмененный доход, упрощенная система налогообложения, патентная система налогообложения и единый сельскохозяйственный налог. Граждане, которые занимаются в Южной Осетии предпринимательской деятельностью, с учетом своих конкретных интересов сейчас имеют возможность по своему усмотрению выбрать из указанных налоговых режимов наиболее оптимальный для них. В случае необходимости наши сотрудники оказывают предпринимателям соответствующую консультативную помощь по вопросам выбора наиболее благоприятного для них налогового режима.
– Планируется ли внесение каких-либо изменений в действующее налоговое законодательство или изменение ставок каких-либо налогов в текущем году?
– В текущем году подобные изменения не предусмотрены.
– Расскажите о проводимой работе по выявлению и пресечению попыток ухода от налоговых платежей недобросовестными налогоплательщиками.
– Немаловажным фактором, определяющим величину фискальных платежей, является работа КНС РЮО по обеспечению соблюдения налогового законодательства. В рамках данной работы нашими сотрудниками проводятся проверки – камеральные и выездные. За отчетный период наши сотрудники провели 83 камеральные проверки и 47 выездных проверок, по результатам которых доначислено налогов, пений и штрафов на общую сумму 2 млн 692 тыс. рублей. Кроме того, были проведены проверки по выявлению безакцизной безалкогольной продукции и табачных изделий. На основании статьи 28 пункта 1 Налогового кодекса РЮО было составлено 10 актов. Материалы по данным нарушениям пересланы в УБЭП МВД РЮО.
– Сталкиваются ли сотрудники КНС с какими-либо проблемами, которые мешают эффективному выполнению ими своей работы?
– Реализация положений Налогового кодекса РЮО вызывает необходимость реструктуризации всей системы налоговых органов. В частности, следует создать подразделения, занимающиеся досудебным аудитом, камеральными и выездными проверками. Оптимизация налогового законодательства приводит к существенному наращиванию объема документооборота. В результате резко возрастает нагрузка на каждого отдельного работника. В связи с этим необходимо провести распределение и спецификацию работ и полномочий сотрудников налоговых органов. Тогда деятельность фискальных органов с субъектами налоговых отношений будет осуществляться на должном уровне. С вступлением в силу Налогового кодекса предприниматели обязаны предоставлять в налоговые органы новые формы деклараций о доходах. Из-за этого на начальном этапе у налоговых органов возникают сложности с разъяснением порядка заполнения деклараций и сроков их подачи. Соответственно это требует дополнительных усилий для налаживания нормального темпа обработки данных, предоставляемых налогоплательщиками. Думаю, что постепенно, благодаря планомерной работе, нам удастся успешно решить все эти вопросы.
– Как обстоят дела с материально-техническим обеспечением КНС РЮО?
– Благодаря поддержке Правительства, проблем с материально-техническим обеспечением КНС не испытывает.
– А как обстоят дела с обеспечением КНС РЮО профессиональными кадрами?
– У нас достаточно опытных и компетентных работников. Тем не менее, необходимо направлять их на курсы повышения квалификации и обучение в находящихся в ведении Федеральной налоговой службы образовательных учреждениях, организовывать для них стажировки в налоговых органах России. Данные вопросы планируем ставить перед российскими коллегами.
– Владимир Владимирович, что бы Вы хотели пожелать сотрудникам КНС РЮО в день их профессионального праздника?
– Хочу пожелать всем сотрудникам Комитета по налогам и сборам крепкого здоровья, успехов в работе и в личной жизни, счастья и всех благ. А налогоплательщикам желаю улучшения благосостояния и роста доходов.
Гугули ВАЛИЕВ