В 1950 году на Пленарном собрании Генеральная Ассамблея ООН официально установила – отмечать 10 декабря День прав человека. Всем государствам и заинтересованным организациям было предложено отмечать этот день. Эта дата была выбрана в честь принятия и провозглашения Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года Всеобщей декларации прав человека. Указанная Декларация, принятая почти сразу же после Второй мировой войны, поправшей все возможные человеческие права, в том числе и право на жизнь миллионов людей, стала первым мировым документом, сформулировавшим положения о правах человека.
30 июля 2012 года Уполномоченным по правам человека при президенте Республики Южная Осетия назначен Инал Тасоев. О работе данного ведомства, и о проблемах в сфере прав человека – в интервью с главным омбудсменом Республики Иналом Тасоевым:
– Одной из основных функций Уполномоченного по правам человека является рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению. За то время, что Вы работаете на посту Уполномоченного по правам человека, права и свободы скольких граждан удалось восстановить? И каков в основном характер обращений, поступающих в адрес Уполномоченного по правам человека?
– За время нахождения в должности Уполномоченного Президента по правам человека в адрес Уполномоченного поступило свыше 150 жалоб.
Самая большая категория жалоб касается нарушения жилищных прав граждан, много обращений и по незавершенному строительству, по ветхому жилью. Другая часть жалоб касается работы судебных органов – несогласие с судебными решениями, заволокичивание дел, нарушение процессуальных норм.
Трудовые права граждан занимают также большое место в общей массе обращений. Есть обращения на нарушения прав в области здравоохранения, пенсионного обеспечения, но их не так много.
Каждому заявителю уделяется должное внимание, разъясняются права, в необходимых случаях оказывается помощь в составлении заявлений и обращений в соответствующие инстанции. В пределах компетенции Уполномоченного даются рекомендации должностным лицам органов государственной власти и местным органам власти об устранении нарушений прав граждан.
В тех случаях, когда не удается добиться положительного результата, жалоба или заявление, тем не менее, находятся на контроле Уполномоченного и работа по ним не прекращается.
– Как Вы оцениваете уровень правовой грамотности населения? Насколько граждане республики владеют основами прав человека, и какие меры необходимо предпринять, чтобы граждане знали о своих правах и, самое главное, умели их защищать? Ведь в функции Уполномоченного по правам человека входит и правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
– За последний год в нашей республике наблюдается увеличение количества обращений граждан и юридических лиц в суды. Это объясняется не только возрастанием доверия граждан к нашему суду благодаря новому судейскому корпусу, но и повышением правовой грамотности населения.
Отмечу, однако, что в целом правовую грамотность и правовую культуру граждан я оцениваю как низкую.
Этому неприятному факту нашей жизни есть объективные причины. Правовая грамотность населения непосредственно связана с доступностью юридической помощи. В настоящее время в нарушение Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в РЮО» адвокатуры и юридические консультации есть не во всех районах. Несмотря на то, что закон обязывает адвокатуры оказывать определенной категории граждан бесплатную правовую помощь, сам механизм обеспечения не прописан ни в одном акте.
Несомненно, правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты является важнейшей функцией Уполномоченного Президента по правам человека. Реализация этой функции происходит в процессе каждодневной деятельности.
Убежден, что наше государство должно приложить усилия для развития правовой грамотности и правосознания граждан, для формирования правовой культуры населения, традиций безусловного уважения к закону, правопорядку и суду. Только в этом случае мы построим правовое цивилизованное государство.
– В России давно существует институт Уполномоченного по правам ребенка. Как Вы считаете, есть ли необходимость создания подобного ведомства и в Южной Осетии?
– Становление института Уполномоченного по правам ребенка в России связано с понижением статуса института семьи, повышением числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Я с удовлетворением могу отметить, что у нас сохраняется традиционный уклад, где семейные ценности, интересы ребенка находятся на должном уровне.
Проблема сиротства у нас не стоит остро благодаря тому же традиционному укладу, где большую роль играют родственники, в связи с чем сохраняется возможность для ребенка жить и воспитываться в семье, что является одним из важнейших прав ребенка.
Не считая необходимым введение института Уполномоченного по правам ребенка, отмечу необходимость в усовершенствовании органов опеки и попечительства, работа которых на сегодняшний день не совсем удовлетворительна. Отмечу, что в республике нет ни одного органа опеки и попечительства, отвечающего нормативным требованиям и выполняющего все функции по защите прав несовершеннолетних. Но в этом направлении наблюдается положительная динамика – в настоящее время по поручению Правительства в районных администрациях ведется работа по созданию органов опеки и попечительства.
Попытка введения должности Уполномоченного по правам ребенка при Общественной Палате РЮО в 2010 году не увенчалась успехом, так как ни данная должность, ни ювенальное право не является для нас необходимостью.
Уполномоченный в своей работе защиту прав детей ставит на первое место и к этому же призывает органы внутренних дел, прокуратуру, местные органы государственной власти, учреждения и общественные организации, осуществляющих защиту конституционных прав детей. Обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних, без преувеличения, является борьбой за будущее нашей Осетии.
– В целом насколько, по Вашему мнению, институт Уполномоченного по правам человека является действенным и эффективным механизмом по защите прав и свобод человека?
– Институт Уполномоченного по правам человека занимает важную роль среди правовых механизмов и институтов, гарантирующих реализацию защиты прав человека. Надо сказать, что деятельность Уполномоченного дополняет существующие механизмы защиты, при этом нужно помнить, что Уполномоченный не заменяет те государственные органы, которые призваны обеспечить защиту нарушенных прав и свобод. Эффективность работы уполномоченного также зависит от конструктивного сотрудничества и взаимодействия с другими государственными органами, осуществляющими защиту прав человека.
– В начале года международные правозащитные организации, финансируемые Госдепом США, вновь занесли Южную Осетию в список несвободных стран, где нарушаются права и свободы человека. Как Вы прокомментируете это?
– То, что международные организации включают Южную Осетию в различные списки государств мира, является образцом осознания новых политических реалий на Южном Кавказе.
Южная Осетия является признанным, состоявшимся государством. О новых реалиях по соблюдению прав и свобод человека говорит и факт исключения Правительством РФ Южной Осетии из списка стран с трудными условиями для дипломатов.
Международные организации при оценке опираются на устаревшую, несоответствующую действительности информацию. В будущем хотелось бы видеть в международных докладах по Южной Осетии достоверные и независимые выводы.
– Как Вы оцениваете работу возглавляемого Вами ведомства за 2013 год?
– Оценивая работу ведомства, можно утверждать, что его деятельность способна достаточно эффективно влиять на соблюдение прав и свобод человека со стороны государственных органов, в том числе и со стороны правоохранительных и судебных органов. К сожалению, полномочия Уполномоченного невелики, правовая основа деятельности требует совершенствования. Но уже сейчас видно, что защита прав граждан меньше всего нуждается в показательных шумных акциях, а требует каждодневной и кропотливой работы, чем наше ведомство и занимается.
Алена ДЖИОТЫ