/Предприятие нуждается в новых автобусах

Предприятие нуждается в новых автобусах

Значение общественного транспорта сложно переоценить в жизни любого государства. Он играет важнейшую роль в социальном, экономическом и даже политическом аспекте.

В нашей республике, как известно, пассажирские перевозки осуществляет РГУП «Управление автомобильного транспорта — Южная Осетия» («УАТ-ЮО»). О том, как ведомство выполняет свои функции и в целом положение дел в транспортной отрасли, — тема нашей беседы с заместителем генерального директора указанного предприятия Сергеем Валиевым.

— Наше предприятие выполняет свою работу согласно разработанным графикам. Осуществляются пассажирские перевозки по городу, республике и во Владикавказ.

Но практически все городские и внутриреспубликанские маршруты убыточны. Наполняемость пассажирского транспорта низкая. При этом многие граждане не оплачивают проезд, например, служащие в силовых структурах. Хотя ни у кого нет таких привилегий. У нас нет категорий граждан, которые обладают правами льготного проезда.

 

— Но ведь можно принять какие-то меры в отношении тех граждан, которые отказываются платить за проезд. Что делает руководство «УАТ-ЮО» для решения проблемы?

— Мы обращались с этой проблемой в Правительство и в Парламент. Необходимо официально определить категорию граждан, которые могут пользоваться правами льготного проезда, пока решения в этом вопросе нет. На сегодняшний день даже школьники не имеют таких прав. По всем правилам пассажирских перевозок дети свыше пяти лет должны брать билет на проезд. Если ребенок не занимает отдельное место, он на руках у родителя, тогда нет. У нас не только школьники, но и студенты не платят.

Мы не враги своего народа, чтобы заставлять кого-то платить, но существуют такие правила. Ведомство несет одни убытки. Сегодня расходы предприятия не покрываются даже наполовину. Автобусы нужно содержать, обеспечивать запчастями, а мы не зарабатываем даже на бензин. Водители у нас работают по очень низким ставкам, зарплата составляет всего 5-6 тыс. рублей. Наше предприятие дотируется государством, но выделяемых средств недостаточно.

 

НЕОБХОДИМОСТЬ ОБНОВЛЕНИЯ АВТОПАРКА И ДРУГИЕ ПРОБЛЕМЫ

— Достаточно ли у предприятия автобусов, есть ли необходимость в пополнении автопарка?

— В распоряжении «УАТ-ЮО» имеется 7 «маршруток» и 49 автобусов. В принципе машин достаточно, но наш автопарк устарел, есть огромная необходимость в его обновлении современными автобусами. В советские времена срок работы одного автобуса не превышал пяти лет. Но мы вынуждены использовать старые автобусы, которые обслуживают население уже 13-15 лет. Учитывая еще состояние наших дорог, нетрудно представить, какие проблемы возникают с ними. В одно время у нас вышли из строя одновременно пять единиц. Те автобусы, которые мы получили в качестве гуманитарной помощи, тоже не новые, они до этого отработали уже несколько лет.

Мы рассчитываем на решение проблемы. В Инвестиционной программе содействия социально-экономическому развитию РЮО заложена сумма на приобретение новых автобусов для РГУП «УАТ-ЮО».

— Какие еще проблемы стоят перед транспортным ведомством?

— Большие сложности у нас возникают с обеспечением автобусов запасными частями. К автобусам японского производства, (ISUZU), поступивших к нам нет запчастей ни здесь, ни во Владикавказе. Их нужно заказывать в Москве или в других городах. У нас нет средств, чтобы разом закупить необходимые запчасти.

— Как продвигается вопрос с ремонтной базой для предприятия?

— На сегодняшний день готовность Цхинвальского авторемонтного завода оценивается примерно на 70%. Перспективы у завода хорошие. Проект реализуется в рамках Инвестпрограммы. Однако у нас есть проблема в нехватке специалистов по обслуживанию автобусов. Мы приглашали молодых людей, чтобы направить их на обучение в Россию в город Набережные Челны, давали объявления в СМИ, но никто к нам не пришел.

Предприятие «УАТ-ЮО» является официальным дилером ОАО «КАМАЗ» на территории Южной Осетии. Специалисты этой компании обещают нам помочь с оснащением авторемонтного завода современным оборудованием. Для нас будут скидки. У нашего предприятия налажены связи со всеми автомобильными заводами Российской Федерации.

— Ощущает ли предприятие нехватку в других кадрах, например, водителях?

— Водителей у предприятия достаточно. Все штаты заполнены.

 

РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ СРЫВАЮТ ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

— Какое количество общественного транспорта курсирует по Цхинвалу?

— В городе функционирует девять маршрутов, на каждый работают по два автобуса. Иногда поступают просьбы от жителей отдельной улицы выделить им дополнительный маршрут. Этот вопрос решаем по мере возможностей.

Зачастую график работы автобусов нарушается из-за проводимых в городе работ по ремонту подземных сетей и благоустройству улиц. Дороги могут перекрыть в любое время. Существует и другая проблема. Пассажиры часто выходят не на остановке, а просят остановить автобус там, где им удобнее, рядом со своим домом или местом работы. В городе во многих местах нет оборудованных остановочных пунктов. Этим должна заниматься городская администрация совместно с нами. Полагаю, с благоустройством улиц вопрос будет решаться.

— Работают ли в городе частные «маршрутки»?

— На сегодняшний день ни одной частной маршрутки или автобуса в республике не работает. Это невыгодное занятие из-за низких цен на проезд. Она составляет всего 6 рублей. Нигде уже нет таких низких тарифов на проезд. К тому же пассажиропоток небольшой. За последние годы в Цхинвале значительно увеличилось количество личного автотранспорта.

— Предполагается ли в текущем году повышение стоимости проезда по городу и районам?

— По районам цены останутся на прежнем уровне, а вот по городу мы внесли предложение в Минэкономразвития о повышении тарифа с 6 до 10 рублей, но пока ясности в этом вопросе нет. Увеличение стоимости проезда на общественном транспорте — вынужденная мера. Во Владикавказе она составляет 12 рублей, в Москве — 28 руб. Это при высокой плотности населения и, следовательно, пассажиропотока.

— Нельзя не оставить без внимания поведение некоторых водителей общественного транспорта, которое порой вызывает возмущение. Бывают случаи, когда водители не берут детей на остановке, или выставляют их из автобуса. Такое отношение к школьникам никак нельзя оправдать…

— Пользуясь случаем, через вашу газету хочу обратиться к населению с просьбой, что если станут свидетелями подобных фактов, непременно обращались к нам. Пока в «УАТ-ЮО» жалоб по таким вопросам не поступало. Мы должны знать о таких случаях, чтобы принять соответствующие меры к провинившемуся водителю.

 

НАДЕЖДА НА РЕАЛИЗАЦИЮ ИНВЕСТПРОГРАММЫ

— Охвачены ли транспортным обслуживанием все населенные пункты республики? В какие села не доезжает общественный транспорт? Сколько автобусов курсирует в Ленингорский район?

— Практически все населенные пункты республики обслуживаются. Пожалуй, общественный транспорт не доезжает только в те сельские местности, где почти не осталось жителей, их всего один-два. Мы готовы обслуживать и их, но для этого у нас нет возможностей.

В Ленингорский район курсируют пять автобусов. Обслуживаем и отдаленные высокогорные сельские местности. Работа идет по графику.

— Случаются ли срывы графика рейсов во Владикавказ из-за недобора пассажиров?

— Наши автобусы осуществляют перевозки во Владикавказ строго по расписанию, независимо от наполняемости. Да и пассажиров бывает немного, автобус обычно заполняется не более чем на 50%. Маршрут Цхинвал-Владикавказ функционирует на паритетной основе. Вот с Владикавказа автобус может не выехать в Цхинвал, если не наберет достаточное количество пассажиров. С нашей стороны срыв может произойти, если какой-нибудь автобус выйдет из строя. Вообще имеющиеся у нашего предприятия автобусы предназначены для работы в городе, но не имея других, мы вынуждены использовать их для междугородних рейсов.

— Немало потенциальных пассажиров на рейс во Владикавказ у вас перехватывают частные извозчики. Некоторые ведут себя откровенно нагло, поднимаются в автобусы и убеждают пассажиров пересесть в их машины.

— Это серьезная проблема. Контролировать частников невозможно. Нужно упорядочить их деятельность. Мы понимаем, что извозом пассажиров в Северную Осетию они зарабатывают на жизнь, но не надо выходить за рамки правил.

— Осуществляются ли международные маршруты из Цхинвала? В одно время говорилось об открытии рейсов в Абхазию.

— У нас нет автобусов соответствующего класса, которые могли бы осуществлять международные рейсы. Пока действует только маршрут Цхинвал-Владикавказ, который тоже можно назвать международным.

Наша республика получила признание со стороны ряда стран. У нас должны быть международные маршруты. Есть планы по открытию рейсов в некоторые российские города и в братскую Абхазию, но пока для их реализации у нас нет возможностей. Абхазцы и сами проявляют заинтересованность. Кстати, в советские времена из Цхинвала курсировали автобусы в Сухум.

— Одной из важных задач в транспортной сфере называлось строительство железной дороги из Северной Осетии в Цхинвал. Есть ли подвижки в этом вопросе?

— Проект находится на стадии разработки. Этим занимается российский проектный институт. Насколько знаю, есть два варианта по строительству железнодорожной ветки в Цхинвал, но пока конкретной информации нет.

— Какие планы намечены на текущий год по развитию транспортной инфраструктуры?

— Планов немало, но все будет зависеть от финансирования. Для нас самый главный вопрос — обновление нашего автопарка. На эти цели в Инвестпрограмме предусмотрены определённые суммы на 2013 год, поэтому мы с оптимизмом смотрим в будущее. Приобретение новых автобусов значительно улучшит работу «УАТ-ЮО».

В целом, думаю, постепенно транспортная отрасль республики будет развиваться.                                                                                    

В. КАЛАЕВ