Потребление энергоресурсов в Республике растет с каждым годом

Республиканское государственное унитарное предприятие «Энергоресурс-Южная Осетия» выполняет функции по эксплуатации и обслуживанию электрических, газовых и тепловых сетей, но вместе с тем согласно конкретным поручениям руководства страны осуществляет работы по капитальному ремонту и строительству линий электропередач в районах Республики, поскольку другой специализированной организации в Южной Осетии не существует.

О проводимой работе по улучшению энергетической инфраструктуры Республики, собираемости платежей и других вопросах, мы поговорили с генеральным директором указанного предприятия Аланом ГАБАРАЕВЫМ:

– Алан Васильевич, РГУП «Энергоресурс-ЮО» недавно проводило капремонт электросетей в Цинагарской зоне, завершено ли это мероприятие, и какие работы выполняет возглавляемое Вами предприятие в настоящее время?

– В Цинагарской зоне начали работы прошлой осенью и полностью их завершили в начале этого года. Мероприятие охватило села Монастер, Абреу, Гдулет, Дзукатыкау, Цинагар, Орчосан и т.д. Обветшавшие деревянные опоры линий электропередач поменяли на железобетонные, обновили кабели, а на фасадах домовладений абонентов установили новые электросчетчики.

В настоящее время наше предприятие проводит работы в селе Вахтана Знаурского района, там установили новый трансформаторный пункт. На стадии завершения капитальный ремонт электросетей в селе Корнис, скоро к этим работам приступим и в с. Икорта. Аналогичные мероприятия в ближайшее время начнем в селе Арцеу Цхинвальского района, часть материала уже завезли на место.

– В каких еще населенных пунктах необходимо обновлять электролинии, где проблемные зоны?

– Таких много. В Южной Осетии электрические сети в основном были построены в 1960 годах. Во многих селах они с тех пор не менялись и сильно износились. Срок службы одной опоры ЛЭП составляет 25 лет, однако они эксплуатируются более 50 лет, тем более в основном столбы деревянные и давно обветшали. Президент Анатолий Ильич Бибилов поручил нам выявить в каждом населенном пункте существующие проблемы с электроснабжением. Мы обследовали все села и подготовили полный перечень того, что необходимо делать. В одном селе нужно поменять опоры, в другом – кабели, а где-то и трансформаторы. Работы много, за один-два года их не осилить, будем планомерно выполнять задачу. Впрочем, наша организация и так проводит определённые мероприятия по улучшению электроснабжения населенных пунктов Республики, каждый год строим и ремонтируем линии электропередач.

КОГДА СЕЛО КОЗ УВИДИТ СВЕТ?

– Есть ли в Республике села, которые по сегодняшний день остаются без электроэнергии и когда они будут обеспечены главным благом цивилизации?

– На сегодняшний день без электроснабжения остается селение Коз в Дзауском районе. Там никогда не было электричества, даже в советское время. Разговоры о строительстве ЛЭП в это село ведутся давно, ее можно провести от села Киров, протяженность составит около 18 км. Мы готовы провести туда электролинию, ведь построили ЛЭП и в более отдаленные высокогорные местности, однако проблема в том, что в направлении с. Коз нет нормальной дороги. Электролиния должна пролегать вдоль автомагистрали, но существующая довольно узкая, нет возможности провоза столбов, негде развернуться крану, экскаватору. Сначала необходимо проложить соответствующую дорогу, и только потом можно построить ЛЭП.

Кроме села Коз, в Республике больше не осталось таких деревень, где люди живут, и у них нет электричества. За последние 5 лет наше предприятие построило более 200 километров линий электропередач, не считая капремонта сетей. Протянуты электролинии, во многие отдаленные высокогорные сельские населенные пункты, такие как Згубир, Ерман и др.

– А как оцениваете состояние электросетевого комплекса в Цхинвале?

– В городе электросети в целом в нормальном состоянии, только на ул. Армянская и Тельмана их необходимо ремонтировать. В нынешнем году планируем в этом районе столицы провести соответствующие работы. Что касается ремонта и технического обслуживания сетей уличного освещения в городе, то эти мероприятия входят в компетенцию городской администрации.

– Есть вот такой вопрос. По идее между потребителем и РГУП «Энергоресурс», как энергоснабжающей организацией, должен заключаться договор электроснабжения, при составлении которого оговариваются все правила, в том числе возмещение ущерба поставщиком электроэнергии в случае, если из-за скачка напряжения «сгорит» телевизор или другой предмет бытовой техники. Почему такой договор не заключается с абонентом?

– По газоснабжению договора имеются с каждым потребителем, они подписывались при подключении газа, но по электроэнергии индивидуальные договора заключаются только с юридическими лицами. С каждым физлицом подписывать соглашение сейчас нереально, но есть такое понятие как публичный договор. Необязательно наличие какого-то документа, если телевизор, любой другой электроприбор вышел из строя по причине неполадок в электросети, поставляющее электроэнергию предприятие обязано компенсировать понесенный абонентом ущерб. Бывали случаи, когда и наша организация возмещала ущерб за поврежденную вследствие перепада напряжения бытовую технику. Вопросы решались в судебном порядке. Разумеется, абонент должен доказать, что вред его имуществу был нанесен по причине неисправности электросети, перенапряжения и т.п.

НОВЫЕ СЕТИ – НОВЫЕ СЧЕТЧИКИ

– В Цхинвале в рамках Инвестпрограммы содействия социально-экономическому развитию РЮО продолжаются работы по реконструкции подземных газовых и электрических сетей. В прошлом году РГУП «Энергоресурс» выступало генподрядчиком по замене газопроводов, принимает ли предприятие участие в работах в нынешнем году и в каком качестве?

– В 2016 году наше предприятие выступало генеральным подрядчиком по замене сетей газоснабжения на улицах Комсомольская, Хетагурова и Туганова. Работы были успешно выполнены. В этом году ГУП «Энергоресурс» произведет замену только подземных электрических кабелей на ряде улиц в Цхинвале, а по газовым сетям генподрядчиком определена другая организация. Как известно, заказчиком является Минстрой. Однако и ГУП «Энергоресурс», как эксплуатирующая организация, продолжает следить за процессом, ведь нам потом принимать эти работы.

– У многих жильцов частного сектора оказались неисправными установленные на фасадах их домов новые приборы учета расходования газа. По данному поводу часто поступают жалобы. Многим абонентам бракованные счетчики заменили, но не всем. Людям говорят, что новых счетчиков для замены в наличии не осталось. Куда обращаться абоненту с этой проблемой, как ему поступить?

– Газосчетчики на фасадной части домов устанавливаются в рамках мероприятий по реконструкции газораспределительных сетей Цхинвала. Некоторые приборы оказались бракованными или пришли в неисправность вследствие неправильной установки. Большей частью это счетчики, которые были установлены в 2014-2015 годах. Генподрядчиком тогда выступала компания «Эверест». Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ обязало компанию «Эверест» поменять неисправные счетчики и она эту работу выполняет, вместо бракованных многим поставили новые приборы учета расходования газа. Когда счетчиков не остается в наличии, компания при необходимости привозит новые. Абоненту, у которого счетчик оказался неисправным, нужно обратиться с соответствующим заявлением в Минстрой Республики.

– Каковы объемы годового потребления энергоресурсов в Республике и динамика их изменения? Растет ли потребление электроэнергии и природного газа?

– С каждым годом потребление энергоресурсов несколько увеличивается. К примеру, в 2015 году объемы потребления электроэнергии в Республике составили 145 млн кВтч, а в 2016 году – 151 млн кВтч. Потребление природного газа с 34 млн кубических метров в 2015 году возросло в 2016-ом до 36,6 млн кубометров. Рост показателей обусловлен постепенным развитием Республики, с каждым годом увеличивается количество магазинов, объектов общественного питания, продолжается строительный бум. Люди улучшают бытовые условия, в том числе и в сельских населенных пунктах стали все больше пользоваться электрической бытовой техникой.

 

ПЛАТИ И СПИ СПОКОЙНО

– Повышается ли вместе с этим собираемость платежей за электроэнергию и газ? Каковы показатели по г. Цхинвалу и районам Республики?

– Они немного увеличились. По газу сборы в 2015 году составили 65,3%, а в 2016 г. – 66,2%. По электроэнергии чуть больше. В 2015 году было 64,8 %, а в 2016-м – 70,8 %. В Цхинвале заметное улучшение показателей, если в 2015 году сборы за электроэнергию зафиксированы на уровне 65,63%, то в следующем году поднялись до 75,33%. В Цхинвальском районе показатели составили 78,08%, на четыре процента больше, чем годом ранее. В Ленингорском районе, который отличался высокой платежной дисциплиной, напротив показатели снизились. Если в 2015 году платежи составили 86,91%, то в 2016-м эта цифра опустилась до 76,92%. Немного увеличились показатели в Дзауском районе – 72,56%. Правда, довольно низкая собираемость остается в г. Квайсе – 37%. В Знаурском районе также невысокий процент сбора – 53,24%.

И в столице и в районах плохо платит в основном частный сектор.

– ГУП «Энергоресурс» периодически обращается через СМИ к населению с предупреждением об отключении от энергосетей неплательщиков. Прибегаете ли к подобным методам наказания или угрозы большей частью остаются без исполнения?

– Каждый день за неуплату отключаем от электроснабжения 20-30 абонентов. В прошлом году отключили от энергосетей более 200 злостных неплательщиков, подаем на них в суд. Также усиливается работа по выявлению фактов хищения электроэнергии и газа, нарушители подвергаются штрафным санкциям. Все эти меры и позволили увеличить показатели по собираемости платежей. Но ситуация со сборами по-прежнему оставляет желать лучшего.

Мы ещё раз призываем граждан своевременно оплачивать расходы за электроэнергию и газ. Не доводите дело до суда, поскольку самим же неплательщикам придется нести дополнительные траты, ведь немалыми будут судебные издержки, да и судебным приставам, которые взыскивают штрафы, нужно будет платить определенную сумму. Более того, теперь при повторном подключении электроэнергии или природного газа абонент будет обязан заплатить некую сумму.

Электроэнергию и природный газ наша республика получает не бесплатно. Чтобы не возникало задолженностей перед российскими компаниями-поставщиками и Южная Осетия продолжала бесперебойно обеспечиваться энергоресурсами, абоненты должны вовремя выполнять свои платежные обязательства.

А.БАГАЕВ