/Пост — это победа над своей слабостью

Пост — это победа над своей слабостью

Возродившая через несколько тысячелетий Аланская Епархия Южной Осетии, сегодня расширяет ареал своей деятельности. Последние годы при непосредственном участии Аланской Епархии были восстановлены и отремонтированы храм в с. Схлит, храм Святой Троицы в с. Вахтана, строится новый храм в с. Ходабул, отремонтированы церковь в с. Дменис и колокольня храма в с. Джер, которая находилась в ужасном состоянии, и благоустроен двор храма. Одним словом, последние несколько лет деятельность Аланской Епархии (помимо проведения богослужений и духовного окормления прихожан), можно обозначить как годы строительства. А в главном храме, который является одним из наших исторических и культурных памятников, и должен соответствовать всем атрибутам современного собора, проведен ремонт, построена крестильная, библиотека, трапезная. О деятельности Аланской Епархии, и о планах на будущее, мы попросили рассказать Благочинного церквей Аланской Епархии отца Якова (Хетагурова).

— Сколько действующих храмов на территории Южной Осетии? И везде ли проводятся богослужения?

— На территории Южной Осетии более 20 действующих храмов. Они расположены во всех районах Республики. Это церкви в самом поселке Знаур и в с.Тигва, рядом с которой мы строим монастырь. В самом храме мы установили новые окна, и если в этом году нам окажут помощь, то храм в Тигва мы закончим. Также к действующим относятся храм Рождества Богородицы, Константина и Елены, храм в Гуджабауре, на улице Тельмана. Всех не перечислить. И во всех этих храмах можно проводить богослужения. Есть еще некоторые недоделки в этих храмах, которые мы планировали завершить в прошлом году, но не смогли. В этом году хотим завершить эти работы и в каждом храме систематически совершать службы. На сегодняшний день мы в них по мере возможности уже проводим богослужения. А с этого года для удобства жителей Осетии мы   будем составлять расписание проведения божественных литургий, чтобы люди знали, когда и в каком храме будут проходить службы.

— В Ленингоре в прошлом году был построен православный храм. В чем была необходимость строительства церкви в районном центре и проводятся ли в нем богослужения?

— Ленингорский район более 20 лет частично находился под юрисдикцией Грузии. После войны августа 2008 года была восстановлена историческая справедливость, и этот район вновь вернулся в подчинение Южной Осетии. Здесь были по понятным причинам проблемы и в сфере духовного окормления.

На территории этого района действует храм Грузинской православной церкви (ГПЦ), а также женский монастырь (ГПЦ), в которых богослужения проводятся на грузинском языке. Также на территории воинской части 4-ой военной российской базы есть храм Русской православной церкви, где проходят службы на русском языке. В реалиях сегодняшнего дня возникла необходимость построить храм Аланской Епархии на территории Ленингорского района, чтобы православные граждане, могли слушать молитву на родном осетинском языке, имели возможность ходить в церковь, молиться, причащаться и т.д. В праздник Крещения Господня мы провели там молебен и совершили чин освящения воды. Многие опасались что, на службы на осетинском языке, люди не будут ходить в храм. Но это не так, с каждым разом на службах количество людей увеличивается, более того сами ленингорцы говорят, что если службы будут проходить регулярно, то людей будет приходить больше. И это пожелание населения Ленингора мы намерены осуществить в этом году.

— Вы сказали, что намерены по графику проводить богослужения во всех действующих храмах Южной Осетии. Но для этого необходимо много священников, а, как известно, в Аланской Епархии ощущается нехватка действующих священнослужителей. Как решается этот вопрос?

— Быть священником, по мирским законам, скажем так непрестижно. Работа священника — тяжелая, и с точки зрения карьерного роста — неперспективная. А наш мир сейчас — мир потребления, тщеславия, и каждый человек хочет работать в той сфере, где можно добиться определенных успехов. А в церкви, какого успеха можно достигнуть? Только своей внутренней духовной работой — смирения. Мы, конечно, готовы послать на учебу будущих священников, но, к сожалению, к нам никто не обращается. У нас есть люди, которые служат в храме — это алтарники, регенты и другие. Это те люди, которые изучают жизнь церкви изнутри, и именно они являются потенциальными кандидатами в священнослужители. Обычно священниками становятся дети и родственники священников, которые с детства имеют непосредственное отношение к церкви и понимают сущность православия. Редко священниками становятся люди с «улицы». В церкви обратного хода нет, так как обратный путь приводит к потере веры и Бога. И в этом отношении проблема не только в нехватке людей, а в желании посвятить себя Богу, а это внутренняя духовная работа отдельного человека. К сожалению, в нынешний век упадка, нехватка людей, желающих стать священниками, ощущается во всем мире. Например, я был в Иерусалиме и в здании Духовной семинарии Иерусалимского Патриархата только четыре студента! На сегодняшний день из наших служителей храма в Сретенской семинарии учится Роланд Бекоев.

— Какая работа идет на данном этапе между Владикавказской и Югоосетинской Аланскими епархиями?

— Во времена правления Владикавказской епархией Архиепископа Зосимы (Остапенко) у нас была очень активная и плодотворная работа. Мы участвовали во всех чтениях, в том числе и Георгиевских чтениях. Он был по отношению к нашей епархии очень открытым, готовым к сотрудничеству. Представители нашей епархии участвовали и в переводах богословских книг, здесь в Южной Осетии совместно провели Георгиевские чтения. После прихода Епископа Леонида (Горбачёва) отношения между Аланской Епархией Южной Осетии и Владикавказской Аланской Епархией были прекращены. Я думаю, к этому свою руку приложила Грузинская патриархия.

— Отец Яков, сейчас Великий пост. Что Вы можете посоветовать постящимся людям — как правильно его соблюдать, чтобы православный человек смог духовно очиститься и укрепиться?  

— Церковь — институт, где человек спасает свою душу. Церковь не политическая и не социальная организация. Но зачастую о церкви начинают рассуждать люди, которые не живут духовной жизнью. Они имеют дерзость по своему интерпретировать и преподносить деятельность церкви, как окончательный вердикт. Некоторые люди, не понимающие сущность и предназначение церкви, считают нас политической организацией, призывают нас участвовать в различных мероприятиях. Но хочу заметить, что церковь не должна нигде участвовать, она должна молиться, служить Богу, исповедовать, венчать, отпевать, крестить… Церковь не должна забывать свое главное предназначение — служить Богу. Более того Аланская Епархия, лично я и отец Симон, принципиально не участвуем ни в каких-либо политических мероприятиях. И, к сожалению, многие этого момента не понимают.

Во время Великого Поста все богослужения в Храме Рождества Пресвятой Богородицы идут как в больших монастырях. Хотя у нас храм — приходской, и в нем богослужения должны быть более упрощёнными. А мы служим — как в монастырях, не пропуская ни одной службы по Типикону (Типикон — образец, устав — церковно-богослужебная книга, устанавливающая порядок православного богослужения — прим. редакции).  

Великий пост — это, прежде всего, преодоление своих грехов, преодоление трудностей, когда усиленно и с покаянием молишься Богу, ограничивая себя в земных радостях и приобретая радость небесную. У каждого земного удовольствия есть обратная сторона, нет обратной стороны — у радости небесной.

Наша церковь существует уже более 25 лет, в труднейших условиях смогла выжить, возродиться, и сегодня мы можем строить храмы, проводить службы, увеличивая количество прихожан и христиан в церкви. Например, на Прощеное воскресенье храм был полностью заполнен. И это не случайно, люди пришли попросить друг у друга прощения. А это много стоит! Во время Великого поста человек в обязательном порядке должен духовно укрепляться, больше молиться, посещать богослужения, оградить себя от суеты. Выполняя все это, человек от поста получает ту силу, которую дает Бог. Пост — это победа над своей слабостью. А радость от того, что ты победил — безгранична!

А. ДЖИОТЫ