Не пей за рулем, штрафником станешь

В конце ноября 2015 г. на сессии Парламента Республики председатель парламентского комитета по законодательству, законности и местному самоуправлению Олеся Кочиева предложила обсудить проект закона РЮО «О внесении изменений в Закон РЮО «Об административной и уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения».

Законопроект депутатами был принят единогласно. Этот вопрос имеет важное значение. Общество справедливо требует от правоохранительных органов и законодателей ужесточить штрафные санкции против лихачей на трассах и сделать улицы безопасными для законопослушных водителей и пешеходов. Данный вопрос нашей газете прокомментировала председатель парламентского комитета по законодательству, законности и местному самоуправлению Олеся Кочиева.

– Весной мы получили законопроект об отмене закона «Об административной и уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения». Инициатором данного законопроекта стало Министерство внутренних дел РЮО. Данный законопроект прошел через правительство. МВД отметило, что ужесточение некоторых штрафных санкций есть в Кодексе об административных правонарушениях (КОАП), но в нашем законе этих штрафных санкций нет. В силу чего было предложено отменить данный закон и перейти на КОАП, т.е. руководствоваться именно нормами КОАП.

При детальном изучении данного законопроекта и КОАП, именно норм, которые оговаривают штрафные санкции применительно к безопасности дорожного движения, мы обнаружили, что есть штрафные санкции в 400 и даже 500 тысяч рублей для юридических лиц. Но даже для юридических лиц, мы прекрасно понимаем, в рамках Южной Осетии такая сумма не под силу, и юридическому лицу легче заявить о ликвидации, чем заплатить штраф в этом размере.

Отмена данного закона повлечет за собой возвращение в орбиту КОАП, но и он нам не подходит по некоторым параметрам. Вместе с тем, все стороны пришли к выводу, что закон «Об административной и уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения» немного устарел и требует изменений. Наш комитет предложил не отменять закон, а внести изменения, т.к. отмена закона – худший способ решения проблемы.

Мы предложили МВД, что для них является наиболее важным, чтобы они хотели увидеть в законе. И мы услышали несколько замечаний касательно того, что штрафная санкция за нахождение в нетрезвом состоянии составляет 20 тысяч рублей, а отказ от освидетельствования – 3 тысячи рублей. Естественно, водители, знавшие нормы данного закона, прибегали ко второму варианту, т.е. платили три тысячи и шли по пути наименьшего сопротивления.

Если водителю нечего скрывать, он согласится на освидетельствование, а отказ от освидетельствования означает признание нахождения в нетрезвом состоянии. И мы пошли по пути равнозначной суммы за отказ от освидетельствования, т.е. подняли ее до 20 тысяч. Повторюсь, это замечание мы услышали от самих представителей МВД. Также мы услышали, что очень часто сотрудники некоторых органов злоупотребляют должностным положением и пытаются избежать ответственности, в том числе и за управление автотранспортом в нетрезвом состоянии. Так как МВД не обладает правом законодательной инициативы, то мы пообещали, что Парламент, обладающий правом законодательной инициативы, внесет указанные изменения в закон. Это что касается предыстории.

Теперь основное. Как я отмечала, мы приравняли размер штрафа за отказ от освидетельствования к размеру штрафа за нахождение в нетрезвом состоянии.

Второй момент – в КОАП указан перечень должностных лиц, которые не могут подвергаться административному аресту. Они не подвергаются административному аресту и вместе с тем не подвергаются штрафным санкциям. Мы согласны – арестовывать нельзя, но при этом эти лица должны подвергаться штрафным санкциям.

– Совершенно верно. Нельзя с этим не согласиться. Тем более, что Конституция гласит – перед законом все равны.

– Да. Ведь должностные лица своим примером должны показывать простым гражданам, как нужно себя вести, на дорогах в том числе.

Но механизм будет не совсем простой, потому что в отношении должностных лиц нельзя выписывать бланки за нарушение правил дорожного движения. Но существует определенный механизм, когда через отделы внутренней безопасности можно направить руководству ведомства документ относительно поведения сотрудника, и тогда внутренние службы проведут все мероприятия. Здесь мы говорим о штрафных санкциях, которые не могут быть приравнены к 20 тысячам – как для простых граждан, а должны быть выше – 30 тысяч рублей. Этот вопрос мы вынесли на суд депутатского корпуса и увидели понимание со стороны парламентариев.

И третий вопрос, который носит технический характер. В законе от 2009 года «Об уголовной и административной ответственности за нарушение правил дорожного движения» есть ответственность за нахождение за рулем в состоянии алкогольного опьянения. Мы изъяли слово «алкогольное», ведь опьянение может быть другого характера, например, наркотического, вызванного разными наркотическими веществами и средствами. Поэтому мы оставили только слово «опьянение», т.к. оно носит обширный характер.

Вот это три существенных момента, которые мы внесли в закон. На протяжении всей работы шло активное взаимодействие с министром внутренних дел, который посчитал эти изменения нужными и своевременными. МВД – это орган исполнительной власти, который непосредственно работает с законом и видит все плюсы и минусы закона. Со своей стороны парламент готов идти навстречу в таких вопросах, направленных на безопасность дорожного движения. Нам важно, чтобы ситуация на дорогах существенно изменилась, мы дорожим каждой человеческой жизнью.

– Как отмечалось, должностные лица не всегда соблюдают правила дорожного движения, злоупотребляя своим положением. А вот обратные примеры. На днях глава Чечни Рамзан Кадыров оплатил штраф за нарушение правил дорожного движения. В 2000 г. министр здравоохранения Новой Зеландии Рут Дайсон, выпив на работе пол-литра вина, отправилась домой на машине. По дороге ее остановили полицейские… Признав, что выпила сверх меры, Дайсон тут же позвонила премьер-министру страны и попросила разрешения уйти в отставку. Отставку министра приняли и помимо лишения водительских прав на 6 месяцев, ей грозило тюремное заключение до трех месяцев или штраф. Почему такие персоны не выпячивают должностное положение, а признают нарушение закона, более того, уходят в отставку, а наши должностные лица (несоизмеримые по статусу с перечисленными лицами) далеки от этого?

– Это наша ментальность. В науке юриспруденции есть такое понятие, как коллизии в отношении норм права и норм морали. Не всегда нормы права тождественны нормам морали, и наоборот. Но поведение должностного лица однозначно должно служить примером. Закон оговаривает все, но просто исполнение закона бывает разным. Выдающийся российский юрист Екатерина Козлова говорила: «Закон – это как музыка. Все зависит от исполнения. Если исполнение хорошее, то и закон хороший. А если исполнение не годится, то и закон считается нехорошим».

Поэтому здесь все зависит от исполнения. Мы как законодатели, стараемся слушать исполнителей, тех людей, которые связаны с этим законом, и готовы помочь, чтобы эти моменты были отшлифованы и закон максимально подходил под наши реалии. Вместе с тем у нас есть четкое понимание, что мы идем по пути унификации, конвергенции законодательства с Россией. Но, тем не менее, нельзя не учитывать наши особенности и реалии. Все это дает нам возможность определенных некоторых особенностей в нашем законодательстве.

– Когда вступят в силу новые изменения?

– Эти изменения пока не вступили в силу. В науке подразделяют несколько этапов законотворчества – законодательная инициатива; обсуждение законопроекта; принятие закона, подписание и опубликование закона. Последние два этапа – это уже прерогатива президента. То есть подписание и опубликование закона – вопрос времени.

Взял интервью Александр КЕЛЕХСАЕВ