Министры иностранных дел России и Южной Осетии обсудят вопросы региональной безопасности

Вопросы внешней политики, начиная от выстраивания союзнических отношений с Россией и заканчивая непростыми процессами, происходящими на южном направлении, продолжают оставаться актуальными для югоосетинского общества. Перед своим очередным рабочим визитом в Российскую Федерацию министр иностранных дел РЮО Давид Санакоев ответил на вопросы «ЮО» касательно обстановки, складывающейся вокруг Республики и текущих задачах в деятельности внешнеполитического ведомства Южной Осетии.

– В ходе Вашего визита в Москву планируется подписание договора о госгранице между Южной Осетией и Российской Федерацией. В чем значение предстоящего соглашения, и какие еще вопросы будут обсуждаться в ходе этой поездки?

– Визит в Москву состоится 18 февраля по приглашению министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова. В ходе этого визита будет обсужден ряд вопросов касательно наших двухсторонних отношений.

В частности, речь будет идти о региональной ситуации, а также о других темах, которые интересуют Российскую Федерацию и Южную Осетию в контексте изменений, произошедших за последнее время в нашем регионе и вокруг России в целом. Эти процессы так или иначе могут оказывать влияние на дальнейшее развитие ситуации. В данном случае это касается и продвижения интересов НАТО в Грузии и развертывания тренировочных баз альянса, что все-таки несет определенную нагрузку в плане безопасности. Мы должны предпринимать соответствующие шаги для повышения мер безопасности как для РЮО, так и для РФ, принимать определенные решения по разным направлениям на основе международного права, как это делалось до сегодняшнего дня.

Разумеется, в ходе переговоров в Москве будут затронуты и вопросы, связанные с Женевскими дискуссиями. В ходе визита также состоится подписание договора о государственной границе между нашими странами. Данное соглашение говорит о том, как будет проходить граница, через какие географические точки. Была проведена очень скрупулезная подготовительная работа, детально рассмотрен каждый пункт. Это соглашение будет подписано в рамках дальнейшего развития договорно-правовой базы между РФ и РЮО.

Кроме того, вместе с российскими коллегами мы обсудим и ряд других вопросов, касающихся упрочения наших взаимоотношений в рамках договорно-правовой базы. Такие консультации между внешнеполитическими ведомствами наших стран весьма необходимы.

В ходе встреч в Москве, несомненно, будут обсуждаться некоторые вопросы, связанные с проектом Договора о союзничестве и интеграции, который направлен в Российскую Федерацию. Думаю, что в ближайшее время мы сможем получить предложения российских коллег по данному Договору.

Помимо этого, я бы хотел обратить внимание на такое важное для наших стран событие, как празднование 70-летнего юбилея со дня Великой Победы. Это очень важное событие, в котором примет участие и Южная Осетия. Необходимо еще раз напомнить мировому сообществу о том, что несет с собой «коричневая чума», которая сегодня опять дала ростки на Украине при поддержке многих западных политиков и руководства ряда стран. Им нужно напомнить, к каким последствиям, в том числе и для них, может привести подобная поддержка таких нежелательных явлений.

– Договор о союзничестве и интеграции предусматривает проведение согласованной внешней политики, более тесной координации действий. Какие изменения ожидаются в формате взаимодействия внешнеполитических ведомств Южной Осетии и России и какие плюсы это принесет нашей Республике?

– На сегодняшний день мы довольно плотно работаем с нашими российскими коллегами. Министерства иностранных дел России и Южной Осетии проводят консультации, согласовывают план их проведения и регулярность в зависимости от изменения ситуации. В ходе консультаций, прежде всего затрагиваются вопросы, связанные с нашими взаимоотношениями с РФ, а также обстановка, складывающаяся вокруг наших стран. Как известно, по линии МИД заключено более 80 соглашений, меморандумов, различных межведомственных документов, которые регламентируют работу и взаимодействие между нашими структурами, эта работа будет продолжаться. Что касается Договора о союзничестве и интеграции, то ее пункты обозначают наше стремление к еще более тесному сотрудничеству. Такой подход диктуется временем и той ситуацией, которая сложилась вокруг нас. Вместе с тем, каких-то радикальных изменений во внешнеполитической сфере не произойдет, потому что интеграционные процессы, которые происходят между нашими странами, будут и в дальнейшем идти по единственному вектору, который выбрал наш народ – сближение с Российской Федерацией, сотрудничество во всех сферах, начиная от безопасности и заканчивая социальными вопросами.

– Предусматривается ли после подписания Договора, что посольства РФ в тех странах, где у Южной Осетии нет своих представительств, будут также представлять интересы Республики?

– Этот вопрос до сегодняшнего дня решался именно таким образом. Посольства России в различных странах проводят генеральную линию, следуя Концепции внешней политики РФ и согласно документам, принятым на высшем уровне в Российской Федерации. Одним из пунктов этих документов является поддержка международного признания РЮО. Такая работа ведется начиная с 2008 года, но, к сожалению, есть определенные трудности, с которыми мы сталкиваемся. Прежде всего, речь идет о противодействии со стороны Грузии и ее партнеров на Западе. Несмотря на это, мы уверены в том, что наш голос будет услышан. Южная Осетия ведет переговоры со многими странами, где наша позиция находит понимание, однако из-за некоторых обстоятельств и сложностей, пока что не можем говорить о каких-то результатах. Под результатами я подразумеваю непосредственное подписание соответствующих документов и установление дипотношений. Тем не менее, работа в этом направлении ведется.

– За последнее время внимание международного сообщества было приковано к встрече, которая проходила в Минске с участием президентов России и Франции, Владимира Путина и Франсуа Олланда, а также канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Украины Петра Порошенко. Как известно, они завершились подписанием очередных минских соглашений. Каковы Ваши ожидания от этих соглашений и Ваша оценка переговорного процесса в целом? И в этом ракурсе как будут развиваться дальнейшие отношения между Южной Осетией с Луганской и Донецкой республиками, в том числе в плане расширения договорно-правовой основы сотрудничества?

– Несомненно, переговоры, которые велись в Минске в формате Нормандской четверки, имели очень важное значение. Здесь необходимо еще раз подчеркнуть успех российской дипломатии. Минская встреча носит знаковый характер не только для Украины, не только для той ситуации, которая разворачивается там, но и для всей Европы и всего мира. Принципиальные соглашения, достигнутые в результате очень сложных дискуссий и обозначенные в итоговых документах, можно сказать, спасли мир от очередного большого кризиса. Прежде всего, надо отметить тот факт, что эти договоренности направлены на прекращение кровопролития, чтобы перестало гибнуть гражданское население и военнослужащие с обеих сторон. Мы следили за переговорами с большим вниманием и после того, как были подведены итоги, можем еще раз констатировать, что дипломатические шаги всегда приносят пользу прежде всего тем людям, которые находятся под непосредственной угрозой. Нельзя не отметить, что в данном случае российская дипломатия сыграла свою ответственную роль. Теперь необходимо говорить о том, чтобы гарантии, предложенные участниками сторон этого процесса, исполнялись, любая договоренность ценна, если будут выполняться все ее пункты. Мы стали свидетелями того, что несколько раз были достигнуты договоренности по определенным вопросам, однако из-за их невыполнения мирные жители продолжали гибнуть.

Я думаю, что важные шаги были предприняты и европейским сообществом, лидерами тех стран, которые уделили огромное внимание ситуации в Донбасе. Надеемся, что они и дальше будут идти в этом направлении, используя те механизмы, которые прописаны в международном праве и которые до сегодняшнего дня регулируют отношения между странами. Здесь, несомненно, большую роль должна играть и ООН. Ее значимость ни в коем случае нельзя умалять до того, пока не будет пересмотрен глобальный формат мироустройства. Необходимо использовать имеющиеся сегодня механизмы для мирного развития процессов, которые проходят между государствами.

И, конечно же, мы рады за наших партнеров в Луганской и Донецкой республиках, нам важны решения, которые принимаются народами этих стран, и только лишь на основании этих решений мы предпринимаем шаги по дальнейшему развитию наших отношений. На сегодняшний день мы достигли определенных договоренностей с нашими коллегами из Луганской и Донецкой республик, и будем ждать удобного случая, чтобы сделать последующие шаги в этом направлении, в направлении развития наших взаимоотношений.

– За последнее время в грузинских СМИ вновь участились обвинения в адрес Южной Осетии и России, которые якобы готовят какие-то провокации против Грузии, в том числе в Трусовском ущелье. Как Вы расцениваете возобновление подобной риторики и насколько она связана с процессами углубления сотрудничества Грузии с НАТО, в частности, с созданием учебно-тренировочного центра альянса?

– Прежде всего, я могу сказать, что ни о каких провокациях, о которых говорится в этих заявлениях, речи быть не может. Южная Осетия и Россия никогда не совершали подобных провокационных действий. Думается, такая активность, которая проявилась за последнее время, связана с тренировочными базами и помощью, оказываемой Грузии странами НАТО и США относительно развития военной инфраструктуры, улучшения качества вооружения и др.

Кроме того, свою роль играют определенные события, которые ожидают Грузию в ближайшее время. Именно поэтому они пытаются отвлечь внимание своего населения и мирового сообщества на несуществующие проблемы и виртуальные угрозы, якобы исходящие от Южной Осетии и России. Как показала история, от нас никогда никаких угроз в сторону Грузии не исходило. Напротив, начиная с 1989 года, Южная Осетия сама многократно подвергалась агрессии со стороны Грузии.

Политика, проводимая Грузией, показывает, что нам нужны юридические гарантии неприменения силы, добавляет аргументов в пользу необходимости продолжения работы с целью подписания подобного соглашения. Однако Грузия противодействует заключению соглашения о неприменении силы, пытается затянуть принятие решения, основываясь на незначительных для общего процесса поправках. В ближайшее время мы еще раз обозначим вопросы, которые нас беспокоят, перед сомодераторами Женевских дискуссий.

Много вопросов поставила между нами та политика, которая проводится странами Евросоюза и Грузией. Она не направлена на совершение каких-то прогрессивных шагов и достижение положительной динамики в решении вопросов мира в нашем регионе. Мы же, наоборот, нацелены на то, чтобы процесс нормализации был более активным и привел к существенным результатам. Думаю, что в этом направлении необходимо работать и западным коллегам, которые присутствуют на Женевских дискуссиях. Их непредвзятость и принципиальность должны быть выше всех остальных.

Что касается ситуации в Трусовском ущелье в целом, то на Женевских дискуссиях мы не раз поднимали вопрос о том, что многие из жителей, проживавших в ущелье, до сих пор не допускаются туда, им не дают возможности побывать в местах своего проживания. При этом другие граждане РФ могут без ограничений приезжать в Грузию. Насколько нам известно, грузинское правительство готовит в Трусовском ущелье отдельные проекты, а поскольку эта территория граничит как с Россией, так и с Южной Осетией, нас это, конечно же, беспокоит.

Юрий ВАЗАГОВ