Хорошие дороги – залог успешного развития

В третье воскресенье октября работники дорожного хозяйства Южной Осетии наряду с коллегами в России отметят свой профессиональный праздник. У нас он был учрежден Указом Президента в прошлом году.

В последнее время в Республике проводится определенная работа по улучшению дорожной инфраструктуры, а потому есть повод не только поздравить дорожников с праздником, но и поинтересоваться тем, с какими успехами они подходят к нему. Об этом и планах на будущее в интервью нашей газете рассказывает председатель Комитета по дорожному строительству и эксплуатации автомобильных дорог РЮО Эдуард Гузитаев:

– Определённые успехи у нашей организации есть. За последние два-три года выполнен немалый объем работ. В основном Комитет занимается строительством и ремонтом дорог, которые проходят в рамках Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию РЮО.

В 2012 году раньше установленного срока были завершены все работы на автомагистрали Цхинвал-Знаур. Российскими и местными специалистами было высоко оценено качество дороги.

В этом году наша основная задача – строительство автотрассы Дменис-Бикар. Параллельно выполняем работы по содержанию других автомобильных дорог республиканского значения. В ведении Комитета кроме указанных находятся дороги Аунеу-Урсдур, Цхинвал-Тбет-Зар, Гуфта-Квайса, Ерцо-Синагур, Транскам (Цхинвал-Южный портал туннеля), Цхинвал-Дменис, Бикар-Ленингор, верхняя дорога в Ленингор. На строительстве и ремонте дорог в общей сложности задействовано около 400 человек. Это достаточно большое количество людей по меркам нашей страны. Они получают достойную зарплату.

Сформировался хороший костяк дорожников, которые стараются качественно делать свою работу, чтобы обеспечить комфортный и безопасный проезд в районы Республики. Хорошие дороги в немалой степени способствуют возвращению людей в сельскую местность, что важно и для развития сельского хозяйства.

Об улучшении наших показателей говорит, например, и то, что если в прошлом году было выпущено 29,3 тыс. тонн асфальтобетона, то в этом году на первое сентября произведено уже 53,8 тыс. тонн асфальтобетона. Материал выпускаем не только для асфальтирования тех дорог, которые поручены Комитету, но и для благоустройства столичных улиц.

В 2013 году наша организация внесла в госбюджет в виде налогов 19 млн 300 тыс руб. В нынешнем году за три квартала пополнили бюджет уже на сумму 16,5 млн руб.

– Нет ли возможности увеличить мощности завода по производству асфальтобетона, все-таки он не в состоянии обеспечить весь объем проводимых на территории Республики работ? В частности, для благоустройства улиц часто асфальт завозится из Северной Осетии.

– Когда был построен завод, перед дорожниками ставились другие задачи. Завод не обладает большими мощностями, у него есть определённые нормы, но нужно выполнять Инвестпрограмму и предприятию приходится работать в две смены, порой даже больше чем в две. И в целом оно со своей задачей справляется. В этом году в основном завод работал на асфальтировку дороги Дменис-Ленингор, поэтому для благоустройства улиц приходилось завозить асфальт из Северной Осетии.

Мы ставим вопрос приобретения еще одного завода, который позволит нам не только при необходимости увеличить производство асфальта, но использовать его в случае выхода из строя действующего завода, который работает уже семь-восемь лет.

– Строительство автомагистрали Дменис-Ленингор протяженностью 64 км – один из самых масштабных и стратегически важных проектов Инвестпрограммы, оно ведется несколько лет. Какова на сегодняшний день степень готовности объекта?

– Строительство дороги Дменис-Ленингор разделено на два участка. Заказчиком 23-километрового участка трассы Дменис-Бикар определен Комитет по дорожному строительству. Работы выполняет подведомственное нам государственное унитарное предприятие «Дорэкспострой», которое выступает генподрядчиком. Этот отрезок дороги полностью заасфальтирован в два слоя. В настоящее время ведутся работы по его обустройству.

Заказчиком второго участка магистрали Бикар-Ленингор является Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства. Генподрядчиком и здесь работает ГУП «Дорэкспострой», которое было привлечено летом нынешнего года. На данном участке в этом году покрыто асфальтом 17,5 км дороги. Остальная часть была заасфальтирована в два слоя в предыдущие годы. На сегодняшний день остаются работы на сложных участках, где сходили селевые потоки. Это всего около 500-600 метров, которые сейчас готовятся к асфальтированию. Кроме этого, делаются кюветы, в отдельных местах возводятся подпорные стены. На участке Бикар-Ленингор раньше работали другие подрядчики. «Дорэкспострой» поздно был назначен генподрядчиком этого участка дороги, случись это раньше, все работы здесь к этому времени были бы завершены.

В целом степень готовности всей трассы на сегодняшний день достаточно высока. Водопропускные трубы уложены, установлены дорожные знаки, автобусные павильоны на остановках. Нужно еще закончить ремонт моста в районе с. Хелчуа, завершить работы по установке барьерного ограждения, укладке железобетонных бордюров. Основной комплекс работ планируем закончить к концу месяца. Дорога будет сдана до конца этого года. По качеству она не уступает трассе Цхинвал-Знаур.

К сожалению, часто приходится сталкиваться с фактами вандализма. Во многих селах ломают павильоны на автобусных остановках. Такие факты наблюдаются и на дороге Дменис-Бикар, и на магистрали Цхинвал – Знаур. Надо что-то делать, как-то бороться против вредителей. Кроме того, люди из окон своих автомобилей выбрасывают мусор прямо на дорогу, который потом приходится убирать дорожникам. Это большая проблема.

– Принимает ли участие возглавляемое Вами ведомство в работах по благоустройству столичных улиц?

– В прошлом году ГУП «Дорэкспострой» в качестве субподрядной организации принимало активное участие в работах по благоустройству улиц Цхинвала. В этом году основные усилия сосредоточили на строительстве дороги в Ленингор. Тем не менее, какие-то работы выполняем и в городе. Недавно уложили асфальтовое полотно на ул. Героев. Кроме того, «Дорэкспострой» в этом году проведет асфальтирование ул. Сталина, сначала на отрезке от ул. Чкалова до Мамсурова, затем на участке от ул. И. Харебова до ул. Московская.

– Не раз говорилось о необходимости капремонта Транскавказской автомагистрали на территории нашей Республики. Однако объект не попал в Инвестпрограмму на ближайшие годы. Какие работы будете проводить для нормального функционирования дороги?

– В этом году провели ямочный ремонт трассы до Рукского тоннеля. Выполнили определенные работы на участке в с. Итрапис. В районе села Уанел пришла в негодность подпорная стена, мы ее демонтировали и на месте возводим новую стену. Капремонт Транскама не попал в Инвестпрограмму на ближайшие годы, но будем стараться, исходя из наших возможностей, поддерживать эту жизненно важную для нашей Республики дорогу в приемлемом состоянии.

– Какие основные задачи ставятся перед Комитетом по дорожному строительству на 2015 год?

– В Инвестпрограмме на следующий год запланировано строительство дороги Синагур-Карзман. Кроме этого, есть задачи содержания автодорог, которые находятся в ведении нашей организации.

– Зима не за горами, когда начнете готовиться к ней?

– Мы уже начали подготовительные мероприятия, они идут в обычном режиме. К концу октября должны привести в полную готовность технику на зимний сезон. Заготавливаем противогололедные материалы. В каждом районе Республики, в том числе на Транскаме в селении Верхний Рук, расположены так называемые домики дорожного мастера, где сосредоточено определенное количество спецтехники и людей, работающих вахтовым методом. Они оперативно реагируют на нештатные ситуации, своевременно расчищают дороги от снега, оползней и т.п.

– В завершение нашей беседы, что Вы хотели бы пожелать своим сотрудникам в преддверии профессионального праздника?

– С профессиональным праздником поздравляю сотрудников нашего Комитета и других организаций, которые принимают участие в строительстве и ремонте дорог на территории нашей Республики.

Думаю, работники Комитета по дорожному строительству и эксплуатации автомобильных дорог хорошо выполняют поставленные перед ними задачи. У меня есть уверенность, что наши дорожники будут повышать свой профессиональный уровень и успешно решать те новые задачи, которые перед нами будет ставить руководство Республики. Будем прилагать усилия, чтобы в дальнейшем у нас было много успехов и население нашего государства было довольно качеством автомобильных дорог.

Главное – хочу пожелать дорожникам и их семьям здоровья, долголетия и мирного неба над головой!

А. БАГАЕВ