Состояние дорожной сети в Республике постепенно улучшается. Не только в столице, но и в районах строятся и ремонтируются дороги. Однако с реконструируемыми автомагистралями встает вопрос повышения качества пассажирских перевозок, обновления автопарка.
О том, как сегодня работает транспортная служба Республики, в интервью нашей газете рассказывает начальник отдела эксплуатации республиканского государственного унитарного предприятия «Управление автомобильного транспорта – Южная Осетия» («УАТ-ЮО») Лев Зассеев:
– Наше предприятие осуществляет пассажирские перевозки по городу Цхинвалу, районам Республики и во Владикавказ согласно разработанным графикам. Междугородний рейс Цхинвал – Владикавказ в день обслуживают два автобуса марки «Богдан», каждый из них совершает один оборот. Первый выезжает в 8 часов утра, второй автобус отправляется в путь в 9:30, из столицы Северной Осетии они возвращаются в 13:00 и 15:00 соответственно. Внутриреспубликанские маршруты обслуживают автобусы марки ПАЗ и УАЗ. По городу Цхинвалу курсируют 3 УАЗика и 7 «Газелей».
Предприятие зависит от государственных дотаций. Практически все пассажирские перевозки убыточны, у нас низкий пассажиропоток. Это в основном обусловлено тем, что в Республике за последние годы значительно возросло количество личного автотранспорта. Автобусы зачастую отправляются полупустыми. Даже во Владикавказ, куда едут 22 и 28-местные автобусы, часто набирается не больше 7-8 пассажиров.
ПАССАЖИРСКИЙ ДЕФИЦИТ
– Как часто случаются срывы рейсов из-за недобора пассажиров?
– Срывов практически не бывает. Если на рейс во Владикавказ набирается не более 2-3 пассажиров, тогда нет смысла отправлять автобус, рейс отменяется, а пассажиры пересаживаются к частникам.
В села Республики перевозки осуществляются без сбоев. По городу иногда график движения нарушается вследствие того, что нередко выходят из строя автобусы, они сильно устарели, выработали свой ресурс. Наши машины работают более 7-8 лет, хотя срок эксплуатации автобуса составляет не более 5-6 лет в зависимости, конечно, от пробега. Те автотранспортные средства, которые получили в качестве гуманитарной помощи, тоже были не новые.
У нас особенно в плохом состоянии находится транспорт, который обслуживает город. Приходится постоянно ремонтировать машины, покупать запасные части, из-за этого предприятие несет дополнительные расходы. Другая проблема – нынче запчасти и покрышки, которые закупаем за пределами Республики, стали производить некачественные, часто вынуждены их менять. Но в любом случае необходимо приобрести новые автобусы. Для нас сегодня это наиболее актуальная проблема.
– И как решаете вопрос обновления автопарка?
– Правительство обещает по мере возможности обновлять автопарк нашего предприятия. Есть надежда, что постепенно ситуация будет улучшаться. Мы рассчитываем получить хотя бы несколько единиц нового транспорта.
– Какие еще проблемы, кроме нехватки новых автобусов, стоят перед транспортным ведомством? Нет ли недостатка в квалифицированных водителях, других специалистах?
– Нехватки в кадрах не испытываем. Водители у нас в основном достаточно хорошей квалификации, опытные, имеющие немалый стаж работы. Хватает и слесарей-ремонтников.
– Какие категории граждан пользуются правами льготного проезда в общественном транспорте?
– Правом бесплатного проезда на городском и пригородном общественном транспорте обладают инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Бесплатно ездить на городском автобусе могут учащиеся младших классов среднеобразовательных учреждений города Цхинвала, но только тогда, когда они направляются в школу или обратно из школы домой. На пригородных маршрутах право бесплатного проезда также имеют студенты. Иногда поступают жалобы от водителей, что не всегда сотрудники силовых ведомств оплачивают проезд, но у них нет таких привилегий, они тоже обязаны платить. На междугородний рейс в г. Владикавказ право льготного проезда не предусмотрено ни для одной категории граждан.
– Курсируют ли по Цхинвалу частные «маршрутки»?
– На сегодняшний день ни одной частной маршрутки в городе не работает. Цхинвал небольшой город, пассажиропоток низкий, поэтому невыгодно заниматься пассажирскими перевозками. Во Владикавказе все маршрутки частные, но там население во много раз больше, следовательно, наполняемость пассажирами высокая. Но в перспективе и у нас должны работать частные автобусы и маршрутки, к этому все идет. Мы думаем об этом, и должны разработать соответствующий план работы.
– Обслуживает ли транспортное предприятие все сельские населенные пункты Республики? В какие деревни не доезжает общественный транспорт?
– Наше предприятие обслуживает практически все села Республики, включая отдаленные высокогорные местности. Никаких жалоб от жителей сел по этому поводу к нам не поступает.
ТАРИФЫ НА ПРОЕЗД ПОКА МЕНЯТЬСЯ НЕ БУДУТ
– Планируется ли повышение стоимости проезда на общественном транспорте по городу и Республике?
– Таких планов у нас пока нет. В вопросе тарификации мы исходим из интересов населения. К примеру, из Владикавказа в Цхинвал билет на автобус стоит 294 рублей, такие тарифы установили в Северной Осетии, а у нас междугородний маршрут Цхинвал-Владикавказ стоит меньше – 250 рублей. И поднимать цену не планируем.
По городу проезд составляет 10 рублей, а в районы зависит от протяженности дороги, действуют различные расценки, но они оптимальны для населения.
– Если по городу проезд стоит 10 рублей, то почему в микрорайоны «Северный» и «Солнечный», которые тоже считаются частью Цхинвала, за проезд нужно платить 15 рублей?
– Стоимость проезда в указанные микрорайоны стоит выше из-за дальности расстояния, они значительно удалены от центра города. Туда расходуется больше бензина.
ОТСУТСТВИЕ ОСТАНОВОЧНЫХ ПУНКТОВ СОЗДАЕТ ПРОБЛЕМЫ
– Продолжая тему городского общественного транспорта нельзя обойти стороной отсутствие на многих улицах остановочных пунктов, что наверняка создает немало проблем и водителям и пассажирам…
– Это для нас большая головная боль. Отсутствие автобусных остановок создает серьезные проблемы работе городского пассажирского транспорта. Пассажиры останавливают автобус там, где они хотят, рядом со своим домом или местом работы, из-за этого нередко ругаются с водителями. При наличии остановочных пунктов, водитель не будет останавливать автобус где попало, и никто ему из пассажиров не станет предъявлять претензии.
Мы обращались с этой проблемой в администрацию города, другие инстанции, но пока вопрос остается нерешенным. Странно, что на тех улицах, которые благоустраиваются, места для остановок не были предусмотрены. Мы уже не требуем сделать заездные «карманы» для автобусов, но можно хотя бы на столбах установить соответствующие знаки.
– На базе Цхинвальского авторемонтного завода планировалось создание Центра по техническому обслуживанию автомобилей «КамАЗ». На какой стадии реализация проекта?
– Работа над данным проектом пока не завершена, хотя на сегодняшний день сделано немало. У нас налажены хорошие отношения с представителями российской компании из города Набережные Челны, производящей КамАЗы. Создание сервисного центра позволит обслуживать КамАЗы, которые имеются по всей Республике. Кроме того, это даст импульс развитию в нашем городе технической базы, появлению других сервисных центров по техобслуживанию разных автотранспортных средств.
– В одно время говорилось о планах по открытию международних рейсов в Сухум, Москву и некоторые другие российские города. Рассматривается ли сейчас такая возможность?
– На сегодня мы не имеем таких возможностей. Планировали открыть маршрут Цхинвал – Москва, который мог бы функционировать хотя бы раз в неделю, но для этого необходимы автобусы соответствующего класса, которыми наше предприятие пока не располагает.
– Какие задачи на ближайшую перспективу ставит перед собой ГУП «УАТ-ЮО»?
– Для нас сейчас главное, ещё раз повторяю, – это обновление автопарка. Если удастся приобрести новые машины, то, соответственно, повысится качество транспортного обслуживания. Главным образом, обновим автобусы, работающие по городу, ну и в ряд сельских пунктов. Мы надеемся на лучшее. Республика восстанавливается, развивается, думаю, и транспортная отрасль не будет оставаться в стороне от положительных изменений.
В. КАЛАЕВ