Чтобы осколки Искусства попали в каждый дом…

Каджаев Вадим родился в городе Цхинвале 28 ноября в 1984 году. Учился в Государственном Лицее искусств. Вадим являлся первым выпускником лицея, который решил посвятить свою жизнь искусству и поэтому точно знал куда поступать. Он с легкостью сдал вступительные экзамены в Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Вадим Каджаев окончил его с отличием и ему предложили преподавать в этом вузе. Сейчас он преподает живопись, рисунок, композицию на подготовительных курсах в своем альма-матере, готовит абитуриентов к поступлению в институт.

В. Каджаев трижды был награжден золотыми медалями за успехи в учебе. Он стал лучшим выпускником Санкт-Петербургской академии художеств имени Репина, выиграл премию «Музы Санкт-Петербурга», является лауреатом премии Санкт-Петербурга в номинации живопись. Недавно он получил почетную грамоту Министерства культуры РЮО, а также золотой знак за достижения в области изобразительного искусства правительства Чеченской Республики. 

– Сегодня, молодежь преимущественно поступает на юридический и экономический факультеты. Почему ты избрал профессию художника? dniTcdcDG5E

– Мне сложно рассуждать о том, почему именно эту профессию я выбрал. Как-то так благоприятно сложились обстоятельства. Родители мне не запрещали рисовать даже на стенках нашей новой квартиры. Нашим соседом оказался Касоев Лаврентий Павлович, к которому я так зачастил в гости, что меня уже прописывать там хотели (смеется). Да и просто мне нравилось рисовать больше, чем любые остальные занятия.

– Не редко можно услышать, что образование не имеет особого значения, если есть талант. Как ты думаешь, какое значение имеет профессиональное образование в искусстве?

– Профессиональное образование, по моему глубокому убеждению, это фундаментальная основа , без которой очень сложно претворять в жизнь идеи. Это как нотная грамота. Человек, не имеющий понятия о нотах, симфонию сочинить не сможет. В живописи практически то же самое. Сегодня это странным образом можно считать спорным вопросом, якобы, зачем делать все то, что делали до нас, надо развиваться и с бешеной скоростью идти вперед и реализовываться. Для меня лично многое значит классическое искусство, со всей академической системой образования. Я считаю, что это необходимые крылья художника, на которых он будет летать всю жизнь.

– А что для тебя значит творчество?

– Творчество – это выражение внутреннего мира художника, его состояния, выплеск эмоций, внутренние противоречия. Постоянный поиск себя, процесс необратимый. Это определенный ритм жизни души художника.

– Какому стилю и тематике ты отдаешь предпочтение в своем творчестве?

– Я стараюсь не зацикливаться только на национальном творчестве. Это, конечно же, основное что я развиваю. Мне так же интересны общечеловеческие темы. Мир такой большой! Столько всего интересного происходило и происходит вокруг нас. Хочется многое охватить. Не знаю, насколько хватит сил и времени.

– Одной из твоих самых впечатляющих и больших работ является триптих “Кровники”. Что побудило тебя к написанию этой картины?

– Тема кровников меня давно волнует, еще с лицейских лет. Я долго не мог найти пластический язык для выражения своих мыслей по этой теме. Потихоньку картинка становилась ясней. Кровная месть губительно отразилась не только на нашем народе, она проносилась много раз по всему Кавказу как чума, унося с собой целые фамилии. Конечно, это не может не волновать. У меня много идей по этой теме в разработке. Планирую за нее взяться в этом году вплотную. Мне интересны адаты гор, наполненные трагизмом и глубиной. Этим темам можно посвятить все свое творчество, ведь так интересно заниматься режиссурой в картинах людскими судьбами.

– Насколько мне известно, ты учился на факультете монументальной живописи. Нет ли у тебя каких-либо планов на этот счет?          

– Действительно, я учился в мастерской монументальной живописи под руководством А.А. Мыльникова. Профиль мастерской подразумевает под собой росписи, витражи, мозаики, сграфитто. То есть работа в архитектуре. На сегодняшний день росписи наверное единственное в чем я себя попробовал . Делали с друзьями в г.Донецке(Украина) росписи в храме Преображения Господня. Расписали огромный потолок длиной в 14 метров и шириной 8 метров. Получил огромный опыт и глубокое удовлетворение. В такие моменты вспоминаешь о своих учителях, которые к этому и готовили, все их наставления и советы.

– Кто оказал на тебя наибольшее влияние в процессе обучения и становления как художника?

– К моему воспитанию как к художнику приложили руки очень многие хорошие мастера. Я безмерно благодарен судьбе, за те подарки которыми она меня одаривала в периоды моего обучения в институте им. И.Е. Репина. Мне посчастливилось учиться у великого мастера, последнего классика из той эпохи А.А.Мыльникова. С. Н. Репин, А.К.Быстров и многие другие. Особое место занимает Игорь Михайлович Кравцов. Очень хороший художник и человек был. Царствие ему Небесное!875Y7rRr920

– Оказывать влияние это одно, а вдохновлять – другое. Кто или что тебя вдохновляет на создание новых полотен?

– Это может быть совершенно случайная вещь. Каждый раз происходит по-разному. К одной теме ты готовишься долго, собираешь материал, копаешься в эскизах, смотришь фильмы по теме и читаешь литературу. А другая, может появиться ниоткуда и очень легко. Вдохновить может совершенно случайная деталь, например, помятая бумага на столе у одного может вызвать бурю фантазийных эмоций, а другой вовсе и не заметит.

– Сейчас ты преподаешь в том же ВУЗе, где и получил образование. Что тебя больше всего привлекает в преподавательской деятельности?

– Преподавательская деятельность не дает оторваться от традиций, от истоков, от основ. Это еще и то живое общение, которое обогащает не только ученика, но и педагога. Педагог отдает многое и получает взамен нечто другое – благодарность. Искренне радуюсь, когда до ученика доходит то, о чем ты ему говоришь, и слова находят применение. Ведь мы занимаемся одним и тем же. Единственное различие – это опыт. Художника-педагога подстегивают ученики. Надо подавать пример своим ученикам, чтобы были вера и взаимопонимание.

– Какое достижение наиболее значимо для тебя?

– Я пока молод, чтобы рассуждать о каких-то достижениях. Быть может под конец жизни бы я мог ответить обширнее на этот вопрос, но пока что не могу и не имею права говорить о достижениях. У меня много планов, много различных идей, тем. И если хоть половину задуманного удастся осуществить, вот тогда можно будет говорить о достижениях.

– Но на данный момент у тебя же есть, возможно, ты их считаешь маленькими, но все-таки победы. Что из них ты считаешь наиболее ярким?

– Пожалуй, самое высокое достижение – это то, что я с отличием окончил институт имени Репина, и не позорю имена своих учителей.

– У каждого художника есть другой творец, который его вдохновляет. Кого из мировой художественной культуры ты можешь выделить? Как он повлиял на тебя?

– Это очень сложный вопрос, потому что мне нравится творчество многих художников различных стилей и направлений. Это и Микеланджело, Леонардо, Караваджо, Сурбаран, Креспи, Пьеполо, Веронезе, Тициан , Рогир ван дер Вейден и многие другие. Великолепная русская школа с блистательными мастерами, европейская школа. В каждом художнике есть своя неповторимая черта и все вместе в синтезе, наверное, они и влияют на меня и будут влиять дальше.

– Несмотря на то, что ты вдали от Родины, участвуешь в развитии культуры и искусства Южной Осетии, открываешь выставки, и это уже внесенная тобою лепта на этом поприще. Как сегодня ты оцениваешь уровень культуры в Цхинвале? Твои пожелания жителям родной республики.

– Я хотел бы, чтобы в Цхинвале взорвалась бомба под названием Искусство! И чтобы осколки этого Искусства попали в каждый дом. У нас очень много талантливой молодежи.

Стоит уделить больше внимания искусству со стороны властей. Оказать поддержку молодым ребятам в которых есть талант, целеустремлённость, работоспособность и желание сказать что-то хорошее и стоящее посредством кисти, красок и резца. На сегодняшний день уровень культуры упал. У нас были такие замечательные мастера живописи, нам есть на кого равняться! А многие студенты художественного училища и не знают кто такие, например, Котаев, Гассиев, Санакоев и многие другие. Нет информации, агитации. Родители гасят в своих детях желание рисовать. Это печально.

Надеюсь, мы сможем найти в себе силы встать на нужную дорогу. Направить молодых художников в творческое русло. Кончилась война. Она не должна стать причиной увядания. Настало время созидания!

Зарина КОКОЕВА