Здоровая нация – залог безопасности государства

2018 год станет показательным годом реального прорыва в здравоохранении

«Медицина не адвокатура: не будешь работать, застынешь – это то же самое, что пульс с перебоями», – говорил А. Чехов. Для наиболее эффективного развития сферы здравоохранения и конструированной организации деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Южной Осетии из Российской Федерации советником по вопросам развития здравоохранения в республику был приглашен профессор, доктор медицинских наук, кандидат юридических наук Игорь Геннадиевич Галь.

О том, с какими первоочередными проблемами в этой области ему пришлось столкнуться, о его деятельности, реальных шагах к развитию здравоохранения в республике, а также о планируемых мероприятиях Игорь Галь рассказал нам в ходе беседы.

– Игорь Геннадиевич, расскажите нам, пожалуйста, когда Вы вступили в должность советника по здравоохранению в РЮО, какие приоритетные задачи поставили перед собой для усовершенствования деятельности Минздравсоцразвития и в целом по здравоохранению в республике и создания фундаментального медицинского кластера?

– В феврале прошлого года я приступил к своим обязанностям в Южной Осетии как советник от Российской Федерации по вопросам организации системы здравоохранения Южной Осетии, и уже тогда Россия определила мне функционал, по которому я должен выполнять те или иные направления в совместной интеграционной работе с Минздравом РЮО. Основные приоритетные задачи, которые были поставлены – это организационно-методическая работа направлений, качество и доступность медпомощи, безопасность медицинской деятельности. А также непосредственное участие в организационно штатных мероприятиях, связанных с вопросами адекватного обеспечения здравоохранения кадровым ресурсом.

Одним из приоритетных вопросов являлась выработка грамотной правильной маршрутизации больных. Доступность медицинской помощи связана с географическим распределением, и необходим был такой механизм, чтобы вне зависимости от места проживания человек мог получать адекватную медпомощь, и понимать, что государство заботится о нем.

Еще одна из приоритетных задач – создание нормативно-правовой базы. Медицина – это оказание медпомощи, а система здравоохранения – это создание системы охраны здоровья государства. В Южной Осетии должна формироваться своя национальная система здравоохранения – это краеугольный камень социальной системы, которая является гарантом национальной безопасности. А здоровая нация – залог безопасности государства.

Создание медицинского кластера – это создание единого медицинского объединения, где человек, обращаясь за медпомощью, не ощущает барьеров между амбулаторным, стационарным сектором и т.д.

Яркий пример, это Детская республиканская больница. Когда детская поликлиника переехала туда, то вся медпомощь детскому населению стала оказываться системно, здесь пациент находится под комплексным наблюдением системы здравоохранения.

– Вы выделили одной из приоритетных задач формирование организационно-правовой базы, какие-либо нормативные и правовые акты были разработаны в сфере здравоохранения и какие Вы еще планируете?

– Начиная с февраля 2016 года мы с Минздравом плотно работали по вопросам, связанным с формированием организационно-правовой базы.

В 2016 году были разработаны многочисленные подзаконные акты закона, принятого в октябре 2013 года «Закона об охране здоровья граждан». А подзаконные акты – это документы, связанные непосредственно с приказами Минздравсоцразвития о порядках и стандартах, номенклатурах и т.д., в которых подробно прописывается, каким образом происходит оказание медпомощи.

Создание полноценной мощной нормативной базы является большим залогом для правильной организации работы системы здравоохранения.

– Какие меры предпринимаются для повышения профессионального уровня югоосетинских специалистов и устранения кадрового дефицита в определенных направлениях здравоохранения?

– Жизнь не стоит на месте и даже самый блестящий врач, если он не будет постоянно заниматься самообразованием, начинает отставать от медицинской науки и прогресса, поэтому понятие непрерывного последипломного образования для России является непреложным правилом. Такую систему нужно внедрять и здесь. Обучение последипломного образования подразумевает курс лекций, семинары, участие на всевозможных конгрессах и симпозиумах, в любых клинических разборах, участие в телемостах и конференциях. Все эти возможности позволяют быть в центре важных медицинских изменений и повышать профессиональный уровень. У нас есть договорённость между Минздравом России и Российской медицинской академией непрерывного профессионального образования (РМАНПО), о беспрепятственном обучении врачей в этой академии на циклах профессиональной переподготовки. Сейчас два специалиста из республики проходят цикл обучения профессиональной переподготовки по трансфузиологии, который будет нам крайне необходим, когда будем развивать систему службы крови здесь, и это еще одна серьезная задача здравоохранения республики.

На данный момент югоосетинские специалисты проходят также очень серьезный цикл по профессиональной переподготовке организаторов здравоохранения силами Академии.

По сравнению с 2016 годом, в 2017году мы обучили в два раза больше врачей, то есть этот вопрос находится на очень серьезном контроле.

– Нам известно, что с Вашим участием была разработана Концепция – базовый документ отрасли. Расскажите нашим читателям, какие конкретно основные векторы медицины охватывает данный документ и действует ли он в практической реальности?

– Концепция – базовый документ, подписанный 26 декабря 2016 года Указом президента республики под № 325, который обозначил основные направления, основные векторы развития здравоохранения на 2017-21годы.

Один из пунктов концепции – система повышения мотивации или новая система труда. Она разрабатывается уже сейчас для того, чтобы перейти от несправедливого равенства оплаты труда к справедливому неравенству, то есть платить за качественные показатели труда.

Мы должны создать такую систему, чтобы высококвалифицированный врач, оказывающий качественную медпомощь, получал больше, чем тот медицинский персонал, который работает хуже.

– Как правило, высококвалифицированность и профессионализм специалистов отождествляют с его стажем, однако, в практической деятельности это не всегда оправдано, не так ли?

– Нет, конечно. Мы будем подходить к этому вопросу объективно. Поэтому разрабатываются независимые критерии качества труда, оценки деятельности за определенный период. Более того, в рамках этого пункта в отрасли здравоохранения разработана, так называемая – стратегия развития кадрового ресурса, где поэтапно четко прописано, в каком году и что необходимо сделать для того, чтобы достигнуть значимых индикативных показателей развития отрасли к 2021 году.

Основные векторы развития отрасли – это обеспечение государственных мероприятий оказания бесплатной медпомощи – программа государственной гарантии, повышение эффективности системы организации медпомощи.

В сфере повышения эффективности системы организации медпомощи необходимо совершенствовать систему управления Минздравсоцразвития, путем централизации управленческого ресурса и дальнейшего развития программного целевого метода управления.

– Что необходимо сделать в сфере совершенствования оказания медпомощи населению?

– Развивать и укреплять систему оказания первичной медико-санитарной помощи, как ведущего звена национальной системы здравоохранения. Об эффективности работы любой отрасли здравоохранения в мировой практике, в первую очередь, судят по уровню первичной медико-санитарной помощи.

– Насколько Вам удалось реализовать поставленные перед собой цели, и какие задачи наиболее сложно было решить?

– Отрасль здравоохранения – настолько многогранная отрасль, что ожидать моментального суперэффекта не стоит, но население постоянно должно ощущать возрастающую заботу государства о здоровье всего народа и каждого гражданина.

Мы поставили задачу по оказанию медпомощи больным с инсультами и острым коронарным синдромом (главные причины смертности населения) и проводим масштабную организационную работу, в которой конкретно обозначены задачи поликлинике, скорой и стационару, и уверен, что в течение наступающего периода мы увидим эффективность помощи населению Республики. Тот фундамент, который был заложен в 2016 году по реформе здравоохранения, мы продолжаем в 2017 году, и я не хочу быть в иллюзиях, но считаю, что 2018 год должен стать показательным годом реального прорыва в здравоохранении, для этого у нас есть все предпосылки.

– Вы упомянули о бесплатной медицине, будут ли в сфере здравоохранения республики установлены какие-то официальные платные услуги?

– Я считаю, что абсолютное большинство медицинских услуг должно быть бесплатным, несмотря на это, есть медицинские услуги, которые не могут быть оплачены государством – это косметология, определенные услуги в стоматологии, но здесь должна быть внятная и четкая политика – нормативная база о платных услугах, установленные, и утвержденные прейскуранты. Поэтому, я еще раз подчеркну, что на современном этапе вопросы бесплатной медицинской помощи являются приоритетнейшими, но развитие государственно-частного партнерства – это тоже важный вектор в развитии любого государства.

 Мадина Бязрова