О буднях, концертах и планах на будущее

Успешные выступления оркестра народных инструментов «Айзæлд» под управлением Нины Валиевой вызвали целую гамму положительных эмоций любителей музыки. О буднях, концертах, а также планах на будущее – тема нашего интервью с заслуженной артисткой РЮО Ниной Валиевой.

– Расскажите, пожалуйста, о работе оркестра.

– На данный момент у нас функционирует оркестр народных инструментов. Жаль, что нет духовых инструментов. Хотелось, чтобы звучали флейта, габой. Но нет специалистов. Делаем все, что в наших силах. Нам нравится наша работа, но самый большой стимул это когда чувствуешь заинтересованность со стороны слушателей.

Зачастую подходят после концерта зрители и благодарят. Мы слышим слова благодарности слушателей. Конечно, это очень приятно. Наверное интерес к музыке связан с репертуаром. Но мне хочется думать, что в большей мере он зависит от исполнения. Исполнительское мастерство – это такая работа, которой нужно совершенствоваться многие годы. Лично для меня, как дирижера это бессонные ночи, работа над партитурами, обработка произведений. Все это отнимает много сил.

– Любителям музыки полюбились ваши выступления в группе «Хурзæрин» с Агундой Кудзиевой. Вы больше не выступаете в дуэте?

– Дуэт «Хурзæрин» был создан в 1999 году. Это было наше общее решение пропагандировать осетинскую музыку. В то время работа в оркестре не была налажена, в оркестре не хватало инструментов. Очень тяжелые были и условия для работы. Если быть откровенными до конца, мы получили новые инструменты только благодаря Тамерлану Дзудцову. В 2009 году после того как был укомплектован оркестр нужными инструментами он заработал в полную силу. В те тяжелые девяностые годы мы ютились в маленькой комнатушке. Не было нормальных условий для работы. Мы с Агундой решили выступать, чтобы творчески развиваться. Нас опять поддерживала Людмила Рыбалко. Она постоянно говорила о том, чтобы мы систематически занимались и не опускали руки. Хочу поработать над «Хонгæ», сделать свою обработку. Это любимое произведение Людмилы Рыбалко, которая, как известно, любила осетинскую музыку и исполняла ее так, как даже не все осетины могут ее исполнить.

Итогом работы нашего дуэта «Хурзæрин» и стал диск, который мы выпустили в 2008 году. Она включает музыку осетинских авторов, известные песни и танцы, русскую классику и многое другое. Но в данный момент мы почему-то не востребованы, нет приглашений для участия в концертах.

– Вернемся к оркестру. Число ваших поклонников растет. Какие планы на будущее?

– До официальных, правительственных мероприятий, нас пригласили выступить в Лицее искусств. Нас позвали прежде всего для того, чтобы дети послушали оркестровое исполнение. Для руководства лицея это было важно, потому что дети там занимаются по классу аккордеона, домры и т.д. Дети слушали с большим вниманием, я подумала тогда, что было бы хорошо дать концерты широкой публике. Для того, чтобы оркестр был в форме он должен выступать, как минимум, один раз в две недели, потому что выступление на сцене по-другому влияет на работу музыкантов, появляется стимул и желание играть.

У нас интересный репертуар, мы играем произведения Булата Газданова, Феликса Алборова, Вл.Дмитриева, Н. Пахмутовой и других. В ближайшие планы входит возобновление исполнения произведений А. Тамарина, А. Бабаджаняна и ряда других композиторов для того, чтобы разнообразить репертуар. Мы должны пропагандировать осетинскую музыку.

В нашей работе нам помогает отдел культуры при администрации г. Цхинвала, в частности, в вопросах приобретения необходимого оборудования или инструментов. Полина Цховребова лично для меня незаменимый помощник. Она заинтересована в нашей плодотворной работе и делает все возможное, чтобы работа не останавливалась.

– Учитывая то, что вы играете эмоциональную интересную музыку у вас какой-то характерный жест, скорей скупой для дирижера. С чем это связано?

– В тех условиях, когда нет полноценных концертных аудиторий, лично мне приходится приспосабливаться к сцене. Лицейский концерт мне дался легко, потому что там отличная акустика, нет микрофонов, слышишь хорошо игру оркестрантов, я не думаю о том, что где-то сейчас отключится микрофон. Не волнуюсь по поводу того, что я не услышу каких-то неправильных звуков. Зачастую во время исполнения приходится отвлекаться, не знаешь как играет солист. Потому что усиленный объемный звук микрофона мешает моему личному восприятию. Это так сказать нюансы рабочего момента, но думаю, что это тоже немаловажный фактор.

– Завершая наше интервью хочется спросить о ваших пожеланиях.

– Мечтаю о том, чтобы каждый из музыкантов оркестра был солистом, чтобы каждый музыкант был профессионалом. Такая позиция только улучшит нашу работу. За прошедшие три года мы провели большую работу. Оглядываясь назад, я понимаю, что у нас есть результат. В наших планах – обновить репертуар, за счет включения хора и вокального исполнения. Будем двигаться вперед, пропагандировать народную музыку. Сил много, а желания работать еще больше.

Тамара КОТОЛОВА

*

Нина Валиева училась в третьем классе, когда я поступила в музыкальную школу. Как-то с мамой девочка оказались на деревенской свадьбе. На красном блестящем аккордеоне играл парень. Нина зачарованно слушала исполнителя. Она подошла к маме и сказала: хочу играть также как он.

На следующий день она отвела Нину в музыкальную школу. Учеба давалась ей легко. Ноты в пределах двух актов освоила за несколько дней. Много занималась, сама разбирала новые произведения. Уже с первого класса музыкальной школы знала о том, что будет учиться в музучилище.

Уже в третьем классе Нина стала сама сочинять небольшие пьесы, песни и т.д. В музыкальном училище, на отделении народных инструментов, ей преподавала Тина Кумаритова. Она открыла секреты мастерства виртуозного владения аккордеоном. Но больше чем сочинять девочке хотелось услышать свое произведение в исполнении оркестра.

Так получилось, что после музыкального училища получить высшее образование, не было возможности. В 1995 году Нина Валиева продолжила учебу в СОГУ. Вскоре вернулась в Цхинвал. Стараниями Тимура Харебова были созданы хор и оркестр народных инструментов. Нине предложили возглавить коллектив и поработать дирижером оркестра.