Новая модель экономического роста должна основываться на взаимодействии между государством и частным сектором

Своим мнением о перспективах югоосетинской экономики и развитии внешнеэкономической деятельности РЮО в интервью газете «Южная Осетия» поделился наш земляк – кандидат экономических наук, профессор кафедры таможенного дела Российского экономического университета (РЭУ) имени Г.В. Плеханова Александр Джабиев.

– Александр Петрович, какие отрасли югоосетинской экономики могут стать основными для ее развития с учетом сегодняшних реалий, трендов и экономического потенциала Республики?

– Нынешнее состояние югоосетинской экономики пока характеризуется низким уровнем развития реального сектора экономики, циклической безработицей, нехваткой инвестиций и низким освоением техники и технологий, которые во многом сдерживают процесс экономического роста и в целом развитие производительных сил и производственных отношений.

Эти негативные тенденции со всей убедительностью диктуют необходимость концентрации усилий для решения сложнейших социально-экономических задач.ДЖАБИЕВ АЛЕКСАНДР

Исторически сложилось так, что основным источником развития экономики Республики испокон веков явился сельскохозяйственный сектор, прежде всего земледелие и животноводство.

История становления и развития животноводства является неотъемлемой частью социально-экономической жизни нашей Республики, так как с развитием животноводства связано повышение материального благосостояния трудящихся и их культурно-бытового уровня.

Данная отрасль в Южной Осетии является экономически самой выгодной отраслью сельского хозяйства. Это обусловлено тем, что в Республике сосредоточены огромные территории, имеющие великолепные пастбищные зоны. В годы СССР был накоплен неоценимый опыт использования природных ресурсов по развитию животноводства, повышению продуктивности сельскохозяйственных животных, улучшению селекционно-племенной работы.

Немаловажное значение имеет и такая отрасль как растениеводство. Его основным звеном считается зерновое хозяйство. Растениеводство – основа сельского хозяйства. От уровня его развития зависит и уровень животноводства Республики. Поэтому обе эти отрасли и животноводство, и растениеводство связаны между собой.

Следует найти новые пути повышения эффективности животноводства и растениеводства. Для обеспечения здорового развития экономики мы должны, в первую очередь, изменить отношение к земле, необходимо приступить к проведению аграрной реформы. Весьма заметное место занимает выращивание фруктов и овощей на территории Республики.

– Пока не разработана и не утверждена внешнеэкономическая стратегия Южной Осетии. Пожалуйста, расскажите, какими, на Ваш взгляд, должны быть ее концепции?

– Несмотря на то, что в Южной Осетии еще не сформированы основной сегмент национальной экономики и ее экспортный потенциал, роль внешнеэкономических связей возрастает. Поэтому назрела острая, настоятельная необходимость выработки научно обоснованной внешнеэкономической стратегии, которая активно способствовала бы прогрессу страны за счет эффективного использования имеющихся и потенциальных конкурентных возможностей.

Внешнеэкономическая стратегия подразумевает внимательное рассмотрение всех альтернативных вариантов в сфере внешнеэкономической политики, относящихся к долгосрочным целям и их обоснование для принятия тех или иных решений. Стратегия требует определения цели, задач и приоритетов внешнеэкономической политики, основных направлений и средств ее эффективной реализации, задавая тем самым единое направление действий.

Кроме того, в условиях усиления международной конкуренции возрастает необходимость создания всего спектра внешнеэкономических инструментов, которыми обладают все страны мира. К таким инструментам можно отнести договорно-правовое обеспечение для повышения договороспособности государства и усиления роли двусторонних отношений, то есть заключения двусторонних договоров.

При разработке стратегии необходимо обозначить ключевые приоритеты и параметры внешнеэкономической политики в увязке с среднесрочными и долгосрочными целями и задачами ее внутренней политики. Необходимо расставить приоритеты внешнеэкономической политики по отношению к отдельным странам и регионам мира. Важнейшим приоритетом внешнеэкономической стратегии страны является активное развитие интеграционного взаимодействия со странами СНГ и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Приоритетными направлениями внешнеэкономической деятельности могут стать расширение внешнеэкономических связей с государствами – участниками СНГ и ЕАЭС на основе установления долгосрочного сотрудничества, развитие транспортных коридоров, развитие въездного туризма, а также создание логистических комплексов.

В стратегии должно быть предусмотрено вступление Республики Южная Осетия в ЕАЭС. Следует выработать постулат о необходимости вступления в данное региональное объединение. Активизировать работу о продвижении данного постулата в СМИ путем публикации научных статей в ведущих российских научно-аналитических журналах, организовать передачи по радио и телевидению, круглые столы и т.д.

Для разработки Стратегии развития внешнеэкономической деятельности РЮО необходимо выбрать стратегическое направление международного сотрудничества. Для этого надо провести первичный стратегический анализ и выявить факторы конкурентоспособности Республики.

– Ваше мнение о перспективах развития внешнеэкономической деятельности РЮО?

– Внешнеэкономическая деятельность всегда была и остается приоритетным направлением политики государства, поскольку создает основы для формирования выгодной торговли и благоприятного инвестиционного климата в стране.

Кризис, охвативший экономику Республики, обусловил резкий рост неопределенности во всех областях хозяйственной деятельности. Специфическая сфера внешнеэкономической деятельности подвержена влиянию многочисленных внутренних и внешних факторов в гораздо большей степени, чем все остальные сферы его деятельности. Это определяется, прежде всего, зависимостью от развития внешней среды – мирового товарного, финансового, инвестиционного рынков.

Южная Осетия – страна аграрная, обладающая благоприятными почвенно-климатическими условиями. Богатые народные традиции в нашей стране обуславливают высокую конкурентоспособность Республики в сфере развития сельского хозяйства. В Республике есть потенциальные возможности и условия задать вектор развития внешнеэкономической деятельности. Для этого необходимо создать малые и средние предприятия по производству мяса, масла и молока. Что же нам мешает организовать фермерские хозяйства по производству этих традиционно присущих осетинскому столу? Почему эти наши традиционные национальные продукты питания к нам привозят из Кабардино-Балкарии, Ставропольского края, Краснодарского края? Ведь мы должны экспортировать и мясо, и молоко, и сыр, а не импортировать продукцию сомнительного качества со стороны. Земля Южной Осетии стонет от бездействия. Посмотрите, какие огромные территории с альпийскими лугами не задействованы в хозяйственный оборот. Вот где можно создавать, формировать свое национальное богатство. Именно в этих землях заключаются наши козыри, наши огромные преимущества по развитию внешнеэкономической деятельности.

– Какие направления могут стать локомотивами развития внешнеэкономической деятельности РЮО?

– Не стоит сбрасывать со счетов развитие промышленной политики. Мы хорошо помним время, когда в г. Цхинвале довольно успешно функционировали промышленные предприятия международного значения «Вибромашина», «Эмальпровод», «Текстильная фабрика», Комбинат по производству мебели и многие другие предприятия. Почему бы не попытаться их возродить, ведь продукцию, которую они производили, успешно поставляли на внешний рынок, пользовались огромным спросом и были конкурентоспособными. А разве нельзя восстановить и пустить в эксплуатацию Квайсинское рудоуправление? Почему брошено на произвол судьбы здание санатория «Дзау», который при функционировании СССР имел статус всесоюзного значения? Неужели, среди наших отечественных предпринимателей не найдется человек, который бы вложил капитал в его возрождение.

Рассматривая вопрос о развитии промышленной политики в целях создания экспортоориентированной продукции, нельзя пройти мимо такого важного направления как переработка товаров на таможенной территории Республики Южная Осетия.

Суть данного важного экономического направления заключается в том, что в системе международной торговой и таможенной политики весьма популярным и очень перспективным направлением для развития внешнеэкономической деятельности и создания конкурентоспособной продукции является активизация ввоза на таможенную территорию технологического оборудования по низким или нулевым ставкам таможенных пошлин (беспошлинный ввоз). Как правило, это узлы, детали, запасные части, сырье, на основе которых можно собрать готовую продукцию с последующим вывозом на внешний рынок в целях извлечения прибыли по их нормальной стоимости (например, телевизоры, компьютеры). Данную операцию можно условно назвать «перенос производства» на таможенную территорию Южной Осетии. Поэтому сегодня весьма принципиальным, крайне актуальным вопросом является активизация ввоза в Республику необходимого технологического оборудования для развития производства. Применение таможенной процедуры переработки на таможенной территории позволит расширить производство за счет импортных компонентов и при этом предлагать продукцию на внешнем и внутреннем рынках по более конкурентоспособным ценам.

Весьма важным является создание офшорной зоны на территории Республики, которая предполагает зону льготного валютного контроля, льготного налогового и таможенного режима для иностранных инвесторов и предпринимателей.

Безусловно, эти направления вполне могут быть реализованы и внедрены в экономику страны.

– Какие меры, на Ваш взгляд, должны сделать югоосетинские власти для повышения эффективности и усиления продвижения внешнеэкономических интересов Южной Осетии?

– Мне очень сложно давать какие-либо советы властям Республики Южная Осетия, координирующим вопросы развития внешнеэкономической политики, ибо статус мой этого не позволяет. Но, тем не менее, я позволю себе высказать свою точку зрения, скажем так – «для себя, но вслух».

Для обеспечения развития внешнеэкономической политики потребуется создание институциональных условий для инвестиций как отечественных, так и иностранных, а также снижение издержек ведения бизнеса, что предполагает и совершенствование инфраструктуры.

Немаловажное значение имеет обеспечение минимальной инфраструктуры, которая позволит вести частную предпринимательскую деятельность по созданию материальных благ.

Чрезвычайно важным является формирование образа РЮО или как сейчас модно говорить, «имиджа» страны, как благоприятного места инвестиционного климата для ведения бизнеса и привлечения иностранного капитала.

Мировая практика показывает, что существуют три важнейших механизма продвижения и защиты внешнеэкономических интересов: поддержка торговых операций, обеспечение поддержки национальных инвесторов и применение «мягкой» силы государством.

Под «мягкой» силой подразумевается продвижение своих внешнеэкономических интересов путем привлечения симпатий к своей стране, основываясь на ее достижениях в материальной, духовной и интеллектуальной сферах. В современных условиях «мягкая сила» становится одним из эффективных способов развития партнерских связей двух стран на глобальном и региональном уровнях, пополняя арсенал инструментов современной экономической дипломатии.

– Александр Петрович, Ваши прогнозы по экономической ситуации в России и Южной Осетии на краткосрочную и долгосрочную перспективу?

– Если рассмотреть экономическую ситуацию России, то наш стратегический партнер находится в непростом экономическом положении. Опасность не только для России, но и для всего международного сообщества, в том числе для самих США и Европы, представляют попытки регулировать продолжающийся еще глобальный экономический кризис путем применения в обход Совета Безопасности ООН введения санкций в одностороннем порядке.

Цивилизованная Европа под чутким руководством США обложили Россию со всех сторон ни чем не обоснованными экономическими, финансовыми, политическими и прочими санкциями. В конечном итоге предвестниками продолжающегося кризиса в стране стали рост инфляции, удорожание кредита, падение промышленного роста, снижение курса рубля к доллару, падение фондовых рынков, отток капитала из страны. За время существования после развала СССР, Россия в подобной ситуации оказалась довольно часто, но, к счастью, она всегда выходила из подобных ситуаций с высоко поднятой головой. У России есть довольно много путей и возможностей перестроить свою экономику на инновационную модель развития. Разработаны необходимые программные документы, согласно которым выбрана эффективная траектория и оптимальный вектор развития экономики на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы.

Что касается перспективы развития экономики нашей Республики, то дальнейшее развитие Южной Осетии во многом зависит от России. Разумеется, РФ всецело осознает свою особую ответственность по отношению к нашей стране, но по законам экономической теории – проведение такой экономической политики не имеет перспективы.

Принципиальное значение имеет мобилизация недоиспользуемых ресурсов, а также создание новых производственных мощностей в РЮО.

Предстоит пройти еще длинный путь к экономическому подъему, так как в Южной Осетии придется все строить заново. Чтобы экономика Республики встала на ноги и успешно развивалась, потребуется приложить огромные усилия и способности. Шансы на построение нормальной экономики велики. Для этого необходимо использовать весь арсенал средств и методов, выработанных мировой практикой. Необходимо попытаться построить новое государство развития. Вопрос не сводится к возврату к старому стилю планирования развития, а заключается в поиске новых форм управления процессом развития, подходящих для XXI столетия.

Все это диктует необходимость новой модели роста, формирующей «экономику предложения». Новая модель роста должна основываться на стратегическом взаимодействии между государством и частным сектором, которое будет способствовать структурному преобразованию экономики. Это требование времени, вектор нашего дальнейшего развития, от которого зависит будущее Республики Южная Осетия.

Гугули ВАЛИЕВ