Мадина Остаева: «Необходимо много работать над собой, быть компетентной и ответственной»

В преддверии знаменательного праздника, посвященного женской половине человечества, мы с особым теплом обращаем свой взор на наших милых женщин, на замечательных женщин Южной Осетии, которые в лихую годину военного противостояния с грузинским неофашизмом не посрамили достоинства осетинских женщин, проявили удивительную стойкость и терпение, заботу и любовь к ближнему, сохранив тепло родного очага.

И наверное, не случайно 8 Марта приходится на весну, когда оживает сама природа, когда весенняя капель звенит и искрится в ласковых лучах восходящего солнца и все вокруг наполняется радостью и светом.

Центром притяжения нашего внимания в этот предпраздничный день, конечно же, стала женщина, взявшая на себя ответственность возглавить самое «культурное» ведомство республики – Министерство культуры Южной Осетии. Сегодня гость нашей редакции – министр культуры Мадина ОСТАЕВА.

– Мадина Архиповна, что для Вас означает женское лидерство?

– Думаю, многое в нас закладывается в детстве, в семье. Я росла в семье, где ценились такие качества, как целеустремленность, жажда знаний, здоровое честолюбие. Нам с сестрой всегда ставили цель и создавали все условия для ее достижения. В нас воспитывали чувство ответственности за авторитет семьи, нам доверяли, и это доверие подстегивало нас, воспитывали в строгости, где было принято уважать старших, быть сдержанной в проявлении своих чувств, а главное – много трудиться. Всего мы добивались своим трудом. Родители работали на ответственных должностях, были очень заняты на работе, как говорится, все 24 часа, но они успевали все. Под контролем была и наша учеба, и наша общественная деятельность. И в школе, и в ВУЗе я занималась общественной работой, и именно это помогло и развило организаторские способности.

– Трудно ли быть женщиной-руководителем?

– Трудно. Думаю, и мужчиной-руководителем быть нелегко. Одно дело отвечать за себя, за свои дела, поступки. Другое дело – возглавлять коллектив, где работают люди разного склада и разного характера, уметь работать с разными людьми, ведь каждый сотрудник – это личность, которой присущи уникальные черты, свои сильные стороны, и твоя задача – сплотить этот коллектив сильных личностей. Качество управления зависит от интеллекта, способности работать с людьми. У руководителя должен быть сильный характер, личная ответственность за результат, высокая трудоспособность, активность, умение вести за собой коллектив. Мне ближе методы убеждения. Чтобы достичь высот, необходимо прикладывать усилия каждый день, необходимо учиться развиваться, ставить цели и достигать их.

– Кого из женщин-руководителей в истории Вы считаете примером для подражания?

– Отвечу на Ваш вопрос без ложной скромности. В истории примеров для подражания огромное количество, но для меня примером была моя мать – Тибилова Вера Кимовна, долгие годы проработавшая на ответственных должностях в бывшей Юго-Осетинской автономной области. В 28 лет я была избрана секретарем Цхинвальского райкома партии. Для такой должности в то время это был довольно молодой возраст. Так вот, придя домой после назначения, родители меня, конечно, поздравили, были горды, но дали мне совет: «Необходимо много работать над собой, быть компетентной, ответственной. Необходимо быть очень внимательной к людским проблемам, если можешь помочь – помоги, не можешь – выслушай, поддержи хотя бы добрым словом. На должности необходимо проработать так, чтобы люди от тебя не отворачивались, когда ты будешь на пенсии сама. Никогда не терять человеческого лица, всегда оставлять за собой возможность смело смотреть людям в глаза». И этому совету я следую всю свою жизнь.

Я благодарна судьбе, что родилась и выросла в этой семье, которая была единым целым и в которой любили и уважали людей, близких и друзей.

– Часто можно услышать, что для женщины карьера и семья – вещи трудно совместимые. Какова Ваша личная формула сочетания того и другого?

– В первую голову женщина должна быть ориентирована на семью, так как такова женская природа, ее основной инстинкт – рожать и воспитывать детей. Как говорится, когда женщине нечего делать, она занимается наукой или политикой. Женщине-руководителю действительно тяжелее совмещать работу и дом, мужчины более свободны от домашних забот, чем женщины. Здесь очень важна поддержка семьи.

– Вы управляете, пожалуй, самым «женским» Министерством. Считается, что возглавлять женский коллектив всегда сложно. Согласны ли Вы с этим мнением?

– Возглавлять и руководить любым коллективом сложно. На работе не должно быть любимчиков, всех необходимо оценивать по достоинству, по итогам трудовой деятельности. Необходимо стимулировать, замечание сделать так, чтобы его восприняли, ни в коем случае не унижать и не оскорблять коллегу, не давать повода для разных склок и оценок, и тогда ты будешь пользоваться уважением, если не всего коллектива, то уверена, большей части. Быть хорошей для всех невозможно. Самой надо быть примером трудолюбия и дисциплинированности. Если сослуживцы видят безделье руководителя, требовать от них трудовой дисциплины бесполезно.

– А в чем, на Ваш взгляд, заключается женское счастье?

– На мой взгляд, понятие «женское счастье» довольно относительно. Проще сказать, что женское счастье включает в себя множество составляющих, которые позволяют чувствовать себя успешной, востребованной, любимой. Счастье – это любимая семья. Счастье – это когда есть работа, приносящая удовлетворение. Это потребность в добрых делах, которые приносят вам радость. От того, что ты помог кому-то, ты получаешь моральное удовлетворение.

Женское счастье зависит от того, насколько ты смог реализоваться и какое место ты занимаешь в обществе.

– Ваше пожелание женщинам Южной Осетии в канун замечательного праздника 8 Марта…

– В этот великолепный праздник любви и новой жизни поздравляю всех своих коллег, подруг, женщин Южной Осетии.

Пусть каждый день радует вас вниманием и заботой близких. Пусть рядом с вами всегда будут те, кто защитит вас от бед, на кого вы можете положиться в трудную минуту. Пусть жизнь ваша наполняется новыми положительными эмоциями.

М. ГАБАЕВ