Когда есть цель, не стоит отвлекаться на мелочи

Главный дирижер ансамбля «Симд» им. Б.Галаева, преподаватель специальных предметов по хоровому дирижированию Ирина Кулумбегова давно заслужила в узком кругу коллег, а также любителей музыки репутацию человека талантливого и трудоспособного. Ее день расписан по часам. В то редкое время, когда нет занятий и репетиций, она бабушка очаровательной внучки, просто мама и хранительница добрых традиций в лучших канонах осетинского патриархального воспитания. То, что мужской хор ансамбля зазвучал стройно и сочно, покоряя публику, концерт за концертом, кажется, не удивляет ее. Как добиться успехов в работе, о жизни и творчестве – тема нашей беседы.

«Ты помнишь как все начиналось»

– Ирина Исидоровна, как Вы пришли в профессию дирижера?

– Это далекая и долгая история. С 14 лет началась моя трудовая деятельность. Еще студенткой 2-го курса музыкального училища по классу хорового дирижирования я работала учителем музыки в музыкальной студии при средней школе №11. Вообще я мечтала о другом. Я хотела поступить на фортепианное отделение, но в год моего поступления в музыкальном училище не было набора на фортепианное отделение. Все семь человек нашего курса были приняты на хоровое дирижирование. После училища желание мое продолжить музыкальное образование еще более усилилось. Я решила поступить в Тбилисскую консерваторию. Выбрала сильную, хорошую программу, но не прошла. После тбилисской неудачи я так тяжело переживала, что не выходила даже на улицу. Как раз в то время в Ашхабаде учился Леонид Чехоев (бывший руководитель камерного оркестра) и предложил мне, мол, давай, попробуй, приезжай в Ашхабад и учись. Родители не хотели меня отпускать. Как-то вечером к нам заглянул Торез Кулумбегов. Он посодействовал тому, чтобы родители отпустили меня на учебу в Ашхабад. Через некоторое время мой отец и отец Лены Авильцевой посадили нас на самолет и мы отправились в Ашхабад. Снова экзамены, но почему-то по русскому языку меня не пропустили. Конечно, я расстроилась, но ректор вуза предложил мне работу концертмейстером. Спасибо Ларисе Джиоевой, – я была сильна по фортепиано. Так началась моя трудовая деятельность. От работы получала огромное удовольствие. Переиграла почти всю классику. Через год, уже будучи студенткой, судьба меня свела с интересными людьми. У нас сложилась своя компания, мы вместе разбирали партии, ходили в оперный театр на спектакли и к тому же хорошо учились. В период учебы меня попросили заменить парня, который сдавал экзамен по симфоническому дирижированию. Я запомнила этот период на всю свою жизнь. Все получалось сразу, и, самое главное, я быстро освоилась в этой работе. В хоре было всего 20 человек. Я дирижировала «Развалины башни» Танеева и «Посмотри, какая мгла». Этот первый опыт дал мне большую надежду на то, что я буду профессионально руководить хором. Это большой труд – быть дирижером и хормейстером. Он состоит из множества мелочей, я люблю свою работу, всегда работаю с удовольствием. До «Симда» я работала с детским и женским хорами. Сейчас мечтаю сделать хороший смешанный хор с сильными голосами и красивой программой. Этот вопрос мы недавно обсуждали с Сергеем Шавлоховым, который предлагает в формате ансамбля воссоздать смешанный хор. Я хочу выбрать хороших участников, определить их на работу и затем делать программу. Планов много.

«Ты моя мелодия»

– Что наиболее важно в Вашей профессии?

– Чтобы показать качественную работу в моей профессии, важно все. В ней, повторюсь, нет мелочей. Хорошо быть профессионалом, хорошо быть специалистом, но главное – быть человеком. Надо всем сердцем любить свою работу. Важно сосредоточиться на ней. И потом, если вы хотите, чтобы у вас что-то получилось, надо учиться, без этого никак. Два часа в день закрываешь двери и работаешь. И хорошо, когда дирижер занят только хором. Понятно, что я занята индивидуальными занятиями по специальным предметам, много сил отдаю преподаванию, женскому хору в музыкальном училище. Но если хочешь создать сильный коллектив и качественный продукт, прежде всего из человеческих качеств нужна дисциплина.

В хоре есть костяк. Это старшее поколение, очень им благодарна за тот труд, который они проделали в ансамбле. Теперь нужны молодые голоса. И опять-таки, к моему большому сожалению, дело доходит до крайностей. С мужским хором не так легко работать. Они народ подвижный, один пришел, другой отпрашивается… Поэтому, говорю откровенно, если ты сердцем не горишь в своей профессии, в ней нечего делать. Ничего не будет звучать, ничего не будет получаться, если мы не научимся работать ответственно. Я всегда говорю, что если каждый на своем месте будет хорошо трудиться, можно построить будущее.

Меня давно звали на эту должность. Еще Райбег Битиев на каждый мой приезд на каникулы спрашивал меня, когда я вернусь… Я хотела поскорее вернуться домой, но мешали обстоятельства. Здесь получилось так, что моя родня пошла на хитрость. Мне выслали бумагу, где указывалось, что моя мама больна и ей нужен особый уход. Таким образом я получила открепление и вернулась в Цхинвал. Затем я вышла замуж, планы Райбега о совместной работе расстроились, конечно, ни о какой работе в «Симде» не было и речи.

Так началась моя преподавательская деятельность в музыкальном училище, и эта важная часть в моей жизни была очень результативной. Одно время, будучи коллегами с Райбегом мы готовили большой концерт, из двух отделений, но… Профессионал и большой труженик, он безвременно ушел из жизни. Я со временем сделала программу, посвященную ему. Концерт прошел на одном дыхании.

Некоторое время я с интересом и с удовольствием проработала с детским хором. Тоже интересный опыт. Я видела, с каким удовольствием дети ходили на занятия. Теперь, спустя годы, когда я приняла приглашение быть главным дирижером, хочу сказать о том, что, честно говоря, я созрела для этой работы. По-настоящему болит душа за будущее нашего искусства, не только хорового. Мы музыкальны от природы, но мало иметь прекрасный голос, ведь у нас есть молодые певцы с хорошими данными, я думаю, у хорового коллектива есть неплохие перспективы. Хоровое искусство требует труда и терпения, а главное – дисциплины. Хороший хор – это количественное и качественное соотношение исполнителей.

Мы возродили в концертном исполнении качество аккомпанирующего исполнения хъисын фæндыр. В планах подключить и другие инструменты, это наша история, не надо об этом забывать. Молодежь должна знать, на чем основывается осетинская музыка. Сейчас у нас из молодых Славик Хугаев, Аслан Шавлохов и другие. Я обратила внимание на одного парня из Кирова, думаю, ему надо дать дорогу. Планов много, о них не хочется говорить. Главное, чтобы у меня хватило сил.

«Главное, ребята, сердцем не стареть»

– Вернемся к прошедшим концертам, они прошли с успехом, откуда черпаете силы для творческого вдохновения?

– Чувствуется накопленная годами усталость. Все дает о себе знать: и нервы, и напряжение. Но предстоит большая работа. После второго концерта «Симда» к нам поднялся наш министр культуры Махарбег Кокоев и министр культуры Абхазии Бадра Гумба. Они благодарили нас за работу. Теперь я думаю – почему бы не съездить в Абхазию с нашим концертом, слегка расширить репертуар абхазскими песнями, и полноценный концерт готов. Потом они к нам приедут, продолжится культурный обмен. Творческий обмен опытом – это всегда хорошо. Хотелось бы поездить по республике, пусть нас послушают в районах. Я думаю, что люди придут на наш концерт с большим удовольствием. Есть и ряд других идей, которые необходимо воплотить. У меня есть мечта (смеется…). Она связана с преподаванием. Мне хочется передать свои знания и опыт человеку заинтересованному, одаренному и способному.

Я не унываю, верю в то, что возродится хоровая культура в Осетии и поднимется на более высокий уровень. Придут дети, молодое поколение, надеюсь, что все сложится хорошо и благополучно. Будем трудиться, делать новые интересные программы.

Тамара КОТОЛОВА