Зарплаты выросли, цены – тоже

Не успели поднять оклады бюджетникам, а цены уже «заштормило». Повысилась стоимость ГСМ, международных пассажирских перевозок, услуг сотовой связи. Растут цены на лекарства, продукты питания, стройматериалы и другие товары.

Цены на бензин выросли несколько раз за полгода. Вслед за ним ожидаемо подскочила стоимость пассажирских перевозок. Автобусный билет Цхинвал – Владикавказ увеличен на 50 рублей и составляет 400 р. Эту меру руководство РГУП «Управление автомобильного транспорта – Южная Осетия» назвало вынужденной именно из-за роста цен на топливо. Не остались в стороне и частные извозчики, для поездки в Северную Осетию уже берут 700 руб. Услуги грузоперевозок также подорожали. Многие водители по г. Цхинвалу теперь требуют 700 р., еще недавно брали 500 р.
Значительно повысились тарифы на услуги мобильной связи, предоставляемые ЗАО «Остелеком». Минута разговора внутри сети в домашнем регионе обходится в 1 руб., 60 коп, вместо одного рубля. Цены на лекарства и так ощутимо бьют по кошельку рядовых граждан, но продолжают неудержимо расти. Владельцы аптек объясняют это изменениями курса валюты, повышением стоимости ввозимого в Россию импортного сырья. Напомним, почти все медикаменты поступают в аптечные сети РЮО из РФ.

Как жить?
Инфляция постоянно растет, однако после индексации зарплат, как правило, совершает резкий рывок. Синхронно вырастают цены почти на все виды товаров и услуг. Зачастую рост цен на отдельные товары превышает размер прибавки к зарплате.
Жители республики озабочены ценовой лихорадкой. На каждом углу только и слышны разговоры на злободневную тему. «Зарплаты повысили и сразу цены взлетели. Все одновременно дорожает», – недовольно вопрошает женщина в продуктовом магазине, беседуя с подругой чуть старше.
Почти все виды продовольст-венных и непродовольственных товаров в республику завозятся из стран ближнего и дальнего зарубежья, в основном из России или транзитом через нее. Югоосетинские предприниматели уверяют, что инициатива повышения цен исходит не от них, такая ситуация наблюдается на оптовых базах в РФ.
Действительно, в России в нынешнем году фиксируются заметные колебания цен. По данным Росстата, примерно на 40% поползли вверх цены на сахар, на яйца – 30%, подсолнечное масло почти столько же. Это официальные данные, в реальности местами рост цен на эти и другие продукты составил больше 50%. Дороже стали крупы, бобовые, мясо, морепродукты, макароны, табачные изделия и т.д. Значительно повысились цены на стройматериалы, на некоторые виды почти в два раза. Неприятную тенденцию так или иначе связывают с пандемией COVID-19.
«В прошлом году начал строительство дома, заложил фундамент, сейчас возводим стены. Рассчитывал в течение двух лет закончить работы, но цены сильно поднялись. Материал закупаю в России, там почти вдвое подорожали кирпич, арматура, профнастил… – сетует житель Цхинвала Д. Джиоев. – Теперь не знаю: смогу ли скоро довести стройку до конца. Хотя бы под кровлю его надо подвести. Видимо, придется растянуть сроки, нужно поднакопить денег».

Пугающая надбавка
В РЮО к завозимым извне товарам делают немалую надбавку, часто пугающую покупателей. Многие отмечают, во Владикавказе продукты, лекарства и многие другие товары существенно дешевле. Югоосетинские предприниматели оправдываются бременем дорожно-транспортных расходов, уплатой таможенных платежей и т.п. Впрочем, разница в ценах все же получается довольно большой. Надо признать, подчас владельцы торговых объектов явно перебарщивают. Достаточно зайти во многие бутики одежды и сравнить цены с владикавказскими. Разительно отличается и стоимость сельхозпродукции.

Свои еще дороже
Даже местная продукция, не требующая больших транспортных затрат для доставки на рынок, оценивается дороже привозной. В России в августе-сентябре, когда появляются овощи и фрукты из местных фермерских хозяйств, обычно цены несколько падают. А в РЮО, напротив, отечественные аграрии на свою продукцию зачастую устанавливают «космические» цены. Никто не спорит, труд на земле – тяжелый, но многие норовят сразу разбогатеть, иначе как можно объяснить, что зелень, помидоры и яблоки, выращенные близ Цхинвала, стоят дороже импортных? Кстати, в том же Владикавказе местные продукты дешевле привозных.
Неудивительно, что овощные магазины в Цхинвале неохотно берут продукцию югоосетинских фермеров, жалуются, что те пытаются сдать им товар по неоправданно высоким ценам. «Невыгодно брать продукты у здешних производителей, они дорого просят. Мы не сможем потом их перепродать», – признался владелец овощного ларька.
Часто рост цен на отдельный вид товара, например, тот же бензин, вызывает цепную реакцию. Происходит ценовой «взрыв» и в других сегментах торговли. Один местный сельхозпроизводитель в беседе с журналистами обмолвился, что рост цен на ГСМ и повышение зарплат бюджетникам дает ему основание поднять стоимость своей продукции.
«Смотрите, зарплаты у работников учреждений выросли, а что делать тем, кто трудится на земле и не получает государственную зарплату? Им тоже надо обеспечивать свои семьи, тем более подорожали бензин, связь, многое другое, – объясняет фермер. – Ведь продав выращенный продукт, мы на эти деньги потом заливаем горючее, покупаем одежду, другие нужные товары».
Труженик села приводит свой аргумент, прав со своей точки зрения, но многим производителям стоит поумерить аппетиты и устанавливать адекватные цены. Возможности работников бюджетной сферы не стоит переоценивать. Не все получают большие зарплаты, у многих категорий граждан оклады выросли не столь значительно. А бурный рост цен нивелирует повышение зарплат.

И. ДЖИОЕВ