Юрий Дзиццойты: «Межпарламентские отношения между Российской Федерацией и Южной Осетией развиваются динамично»

Одним из направлений развития двусторонних межгосударственных связей Российской Федерации и Южной Осетии является сотрудничество между законодательными органами обеих стран. Особую актуальность межпарламентское сотрудничество приобретает в первую очередь в силу того, что законодательство РЮО во многом базируется на российском.

О том, какие результаты были достигнуты в сфере межпарламентского сотрудничества за прошедший год и какие планы намечены на ближайшую перспективу в интервью вице-спикера, председателя комитета парламента по внешней политике Юрия Дзиццойты.

– Как Вы оцениваете итоги межпарламентского сотрудничества между Россией и Южной Осетией за 2013 год?

– Моя оценка совпадает с той, которую мы с нашими российскими коллегами выразили в Москве в итоговом документе на последнем совместном заседании с Советом Федерации. В нем было четко отмечено, что межпарламентские отношения между Российской Федерацией и Южной Осетией развиваются динамично, находясь на очень хорошем уровне. Все, что было намечено по плану двустороннего сотрудничества на 2013 год, выполнено. Прошедший год оказался для нас очень плодотворным. Более того, удалось сделать даже больше намеченного.

В частности, к нам обратились родители осетин, которые осуждены на территории Российской Федерации и отбывают сроки в различных исправительных колониях. Среди родителей и близких есть те, кто может позволить себе ездить, скажем, в Мордовию или еще дальше, но такая возможность имеется далеко не у всех, поэтому они обратились к нам с просьбой оказать содействие, если это возможно, в вопросе их перевода заключенных осетин в исправительные учреждения, находящиеся на Северном Кавказе. Мы обратились к своим коллегам в Совете Федерации с соответствующим письмом.

Как выяснилось, такая возможность предусматривается, но только для тех, кто осужден, условно говоря, по «мягким» статьям, поэтому вопрос их перевода в исправительные учреждения на Северном Кавказе решен, в основном в Ставропольский край. Что касается тех, кто осужден по тяжким и особо тяжким статьям, то для их содержания в исправительных учреждениях Северного Кавказа нет соответствующих условий. Вот вам конкретная иллюстрация заботы о наших гражданах, пусть даже осужденных, на территории Российской Федерации.

Межпарламентское сотрудничество предполагает, помимо всего прочего, еще и поддержку наших граждан в Российской Федерации в плане соблюдения их гражданских прав, точно также как и граждан Российской Федерации на территории Южной Осетии.

Межпарламентское сотрудничество также предусматривает содействие в вопросах подготовки кадров. В прошлом году мы впервые за все время нашего сотрудничества с Советом Федерации направили по заранее утвержденному плану на стажировку сотрудников аппарата парламента, где много молодых людей, которые раньше не работали в соответствующих государственных или партийных структурах. Следует учесть, что мы стали независимым государством, и перед парламентом независимого государства, естественно, стоят более сложные задачи. От работы аппарата зависит очень многое, именно в аппарате готовятся законопроекты, и выполняется вся техническая часть работы.

Эту практику мы намерены продолжить и в 2014 году.

Помимо развития взаимодействия с Советом Федерации, в 2013 году парламент Южной Осетии подписал договор о сотрудничестве с Государственной Думой. Сейчас мы подключаем к нашему межпарламентскому сотрудничеству и Государственную Думу. Совместная работа с Думой велась и до этого, но теперь под нее создана соответствующая договорная база, чтобы продолжать сотрудничество не спонтанно, а по определенному плану.

– Практикуется ли такая форма сотрудничества как консультации с российскими коллегами при разработке некоторых законопроектов?

– Безусловно. Это одна из форм межпарламентского взаимодействия. Вся законодательная база Республики основана на законодательстве Российской Федерации. Но ее каждый раз нужно адаптировать к нашим местным условиям, потому что у нас, в отличие от Российской Федерации, унитарное государство, есть масса других отличий. В ряде вопросов наше законодательство вполне осознанно отходит от российского.

Консультации с российскими коллегами проводятся по наиболее сложным законопроектам, связанным с государственным строительством и с органами местной власти. Амиран Евгеньевич Дьяконов, который возглавляет соответствующий комитет парламента, постоянно выезжает в РФ в составе делегации и наиболее сложные вопросы решаются по его линии. С удовлетворением могу сказать, что рецензии и отзывы, которые мы получаем здесь в юридическом управлении, очень часто совпадают с теми, которые нам дают эксперты российского парламента.

Это направление сотрудничества мы будем развивать и дальше. Наше законодательство необходимо совершенствовать постоянно. Следует также учесть, что еще в недавнем прошлом в Конституцию РЮО и законодательство вносились изменения, которые шли против демократических норм, необходимо разобраться в этих вопросах и вернуться к правовым нормам. К примеру, одним из актуальных вопросов, обсуждаемых в обществе, является тема референдума. Я подхожу к этому вопросу с юридической стороны дела, исходя из того, что совмещение выборов с референдумом противоречит демократическим нормам. Референдум 2006 года проводился вместе с выборами в нарушение всех демократических норм. Я и тогда был категорически против подобного совмещения. До этого существовало ограничение в законодательстве Республики, касающееся времени проведения референдума и выборов. В результате совмещения происходит подмена приоритетов. Внутриполитическая обстановка, социальные, экономические, финансовые и внешнеполитические вопросы, которые должны обсуждаться на выборах, отодвигаются на второй план и вместо них обсуждаются вопросы референдума. Референдум это одно, а выборы другое, их надо разъединить, чтобы не было возможности спекулировать по поводу вопросов, выносимых на референдум и подменять ими темы, которые должны обсуждаться во время выборов.

Если все это нам удастся довести до логического завершения, то думаю, мы оставим следующему парламенту более совершенное законодательство.

– Как развивается сотрудничество с законодательными органами субъектов Российской Федерации?

– В 2013 году парламент РЮО подписал меморандум о сотрудничестве с парламентом Кабардино-Балкарии. Закон РФ о приграничном сотрудничестве позволяет всем приграничным субъектам Российской Федерации устанавливать горизонтальные отношения с приграничными государствами. В этом смысле у нас есть карт-бланш, и мы реализовали эту возможность, подписав меморандум. В нем также предусматривается поддержка граждан РЮО, которые проживают либо временно или постоянно на территории Кабардино-Балкарии, либо проезжают транзитом, и.т.д.

Этот аспект мы устно обговорили с руководством парламента Кабардино-Балкарии, которое полностью понимает нашу позицию.

Кроме того, в 2013 году парламент РЮО стал членом Северо-Кавказской парламентской ассоцциации. Это произошло на заседании ассоциации в Махачкале. Следующее заседание пройдет в Ингушетии. Нас туда также пригласили. Необходимо выстраивать отношения, в том числе и с Чечней и с Ингушетией.

В Южной Осетии предстоят парламентские выборы, и представители каждого из северокавказских парламентов будут участвовать в мониторинге выборов.

– Вы упомянули о меморандуме, подписанном с парламентом Кабардино-Балкарии, и насколько нам известно, в свое время подобное соглашение планировалось подписать с законодательным органом Северной Осетии. На какой стадии решения находится данный вопрос?

– Такие планы действительно были и есть. Проект соглашения о межпарламентском сотрудничестве с Северной Осетией был готов намного раньше текста меморандума о сотрудничестве с парламентом Кабардино-Балкарии. Он уже был утвержден парламентом РЮО. Но затем состоялись выборы, как в Южной, так и Северной Осетии. После этого как раз в Махачкале на заседании Межпарламентской ассамблеи северокавказских республик я лично встретился с спикером Парламента РСО-А Алексеем Мачневым и вице-спикером Станиславом Кесаевым и мы обсудили этот вопрос. Станислав Кесаев считает, что следует вернуться к самому тексту соглашения и внести в него доработки, по его мнению, он устарел. Если это так, то мы готовы рассмотреть и доработать текст соглашения хоть завтра и затем подписать его вместе с парламентом Севера Осетии.

Беседу вел Юрий ВАЗАГОВ