Художник Владимир Гобозов стал известным благодаря неповторимому стилю и таланту, картины которого привлекают чувственностью и теплотой. Полотна мастера переносят нас в мир сказок и детских воспоминаний. На холстах Владимира Гобозова изображены сюжеты из его собственной жизни, наполненные безудержным оптимизмом, он передает языком кисти моменты счастья. В его работах преобладают светлые, теплые тона, позволяющие создать атмосферу уюта и гармонии. Художник верен себе и своей вдохновляющей концепции, не пытается идти на компромиссы и следовать модным трендам. Благодаря этому он смог добиться незаурядных высот в живописи, стать лауреатом международных выставок и кавалером почетной медали Медичи. Сегодня Владимир Гобозов – почетный член международной федерации художников и Испанской ассоциации художественных союзов, а также заслуженный художник РЮО. Его работы можно встретить в музеях и частных коллекциях многих стран.
В интервью газете «Южная Осетия» художник подробнее рассказал о своем жизненном пути и особенностях творческого процесса.
– Расскажите о первых шагах в творчестве.
– Первые азы рисования мне показал отец, когда я был маленьким. Затем уже в пятом классе я решил для себя, что мне нравится архитектура и рисование. В старших классах нужно было сделать выбор между двумя направлениями, одновременно с этим мне хотелось поступить и на физкультурный факультет, так как очень любил спорт. Мой отец помог мне, сказав, что физкультурой я могу заниматься параллельно и посоветовал сосредоточиться на искусстве. После раздумий я поступил в Тбилисский государственный политехнический институт на архитектурный факультет, решив, что это более широкий профиль, к тому же иметь образование архитектора и быть художником проще, чем наоборот. После окончания учебы поступил на факультет живописи филиала Академии художеств, но диплом защищать не стал. К тому времени мои картины уже выставлялись, я стал членом Союза молодых художников СССР.
– В ваших картинах заметно преобладают светлые, желтые тона, какие темы и мотивы вдохновляют вас на создание произведений?
– Я люблю желтый цвет потому, что мне нравится солнце, все же мы южане. Однако у меня встречаются и синие, и голубые тона. Все как в нашем двойственном мире – день, ночь, плюс, минус.
Что до мотивов, которые вдохновляют меня, то я больше окунаюсь в свое внутреннее состояние. Некоторые моменты, изображенные мною, связаны с детством и студенческими годами. Например, картина «Гамак» навеяна воспоминаниями о тех временах, когда я приезжал к бабушке в деревню, лежал в гамаке, попивая домашнее вино и пиво. Поэтому не надо везде искать скрытый смысл, иногда, когда приступаю к работе, поначалу даже не знаю, чем закончится творческий процесс. Не люблю, когда зрители на выставках пытаются додумать, что же хотел сказать автор. Каждый интерпретирует увиденное по-своему, не нужно опираться на видение художника, ведь он сам иногда может не до конца понимать, что отразил на холсте. Нужно исходить из внутренних ощущений, а не слушать красивые речи искусствоведов, поскольку под влиянием их советов вы можете купить картину, к которой у вас не лежит душа.
– Какие материалы и техники вы используете в работе?
– Холст, масло. Иногда делаю рельефные коллажи. Всегда исхожу из материала, я должен его чувствовать, а дальше – как получится.
– Что для вас самое сложное в работе?
– Назвать картину, когда она уже готова. Иногда мне с этим помогают. Я спрашиваю, что люди видят на произведениях, и опираюсь на их ответы. Название же не главное, важно, какая энергия идет от картины. Кроме того, сложные моменты возникают, когда работа не удается. Иногда переписываю свои работы, потому что они мне не нравятся, иногда откладываю и думаю, как же здорово у меня получилось.
– Вы пишете картины на заказ или, возможно, творите только, когда приходит вдохновение?
– У меня бывают заказы, я могу без проблем написать портрет, но только не по фотографии, мне нужно видеть человека вживую, тогда у картины будет душа. Также я не нарисую вам академический портрет, а сделаю его в своем стиле. Бывает, людям нравится какой-то сюжет, и они хотят купить именно его, но такой картины нет в наличии, тогда могу нарисовать похожую, но, опять же, в своем стиле. Я всегда рисую так, чтобы самому остаться довольным картиной, чтобы она понравилась в первую очередь мне. Это дает мне внутреннюю свободу.
– Какими мастерами вы восхищаетесь и вдохновляетесь?
– Очень нравится немецкий живописец Альбрехт Дюрер, другие художники эпохи Возрождения. Когда видишь работы Микеланджело или да Винчи, чувствуешь себя букашкой на фоне этих титанов. Впервые это чувство у меня возникло, когда увидел в Италии оригинал скульптуры Давида.
– Как вы думаете, почему художники часто становятся известными только после смерти?
– Думаю, это дело маркетинга, работы всяких аукционов и искусствоведов, которые хотят получить выгоду. Это нормально в художественном мире. Иногда, бывало такое, что на выставках кому-то очень понравилась моя картина и меня спрашивали, жив ли художник. Это было забавно, я отвечал им: «Вот я, перед вами».
– Что бы вы посоветовали начинающим художникам?
– Каждый начинающий художник имеет свое видение, которое надо в нем поддерживать. Многие учителя, вузы, художественные школы ломают учеников. Почему я не иду на преподавательскую деятельность, хотя мне многие предлагали? Я очень осторожно к этому отношусь, потому что вижу, как в детях не стараются поддержать индивидуальность, а подводят под рамки каких-то определённых видений. Так нельзя, вдруг это будущий гений. Даже собственным детям я старался не навязывать свое видение, чтобы они поступали сообразно личным приоритетам, а не моим.
– Как вы относитесь к критике?
– Критика – это хорошо. Если критик прошел мимо твоей картины, не выразив своего мнения, значит, работа неинтересная. Но мне больше важны чувства людей, которым нравится то, что я делаю. Всегда обращаю на выставках внимание, как воспринимают мои картины, и когда их ценит зритель, меня это очень поддерживает.
Анна ТЕДЕЕВА