Украина-Грузия: исторические корни национализма и ксенофобии

Интервью с историком и этнографом Робертом Кулумбеговым

– Роберт Петрович, многие эксперты считают, что современный национализм на Украине берет свое начало в 1990-х годах. Однако корни данного явления уходят в прошлый век…

– Выражение небезызвестного литературного персонажа Козьмы Пруткова «Зри в корень!» как нельзя кстати дает нам понять истоки украинского и грузинского национализма и ксенофобии.
Напомню, 8 марта 2022 года украинская праворадикальная организация «Карпатская сич» разместила в социальных сетях призыв не называть россиян националистами. Мол, такое сравнение «оскорбляет защитников Украины, так как большинство из них националисты». Это откровение появилось неспроста, оно отражает суть мышления националистически настроенных украинцев, ведь чувство превосходства над другими нациями является частью народного самосознания уже не первое столетие. Истоки украинского национализма, проецируемого на современность, следует искать еще в XIX веке.
Справедливые устремления украинского населения Австро-Венгрии и Российской империи по сохранению языка и литературы вскоре переросли в движение за национальное самоопределение.
Возникают общественные объединения, ставившие целью обособление украинской нации, параллельно начинают утверждаться идеи о превосходстве украинцев над другими народами.
Формальной точкой отсчета истории украинского национализма можно считать появление в Киеве в январе 1846 года тайного Кирилло-Мефодиевского братства. Общество, созданное по инициативе молодого историка Николая Костомарова, мечтало о создании федерации свободных славянских республик, в которой особую роль играл бы украинский народ.
Среди радикальных националистических объединений нужно выделить «Братство тарасовцев», возникшее в 1891 году. Его апологеты отрицали родство с русским народом и настаивали на том, что украинцам необходимо добиться отделения своих земель от России и создать на них собственное государство.
К началу ХХ века украинский национализм представлял собой широкую палитру взглядов на вопросы идентичности и государственности украинцев.

– Сегодня на Украине мы наблюдаем искажение фактов истории, сносятся памятники известным историческим личностям, русским поэтам, военачальникам. Как Вы считаете, в чем причина войны украинских националистов с памятниками?

– В 1902 году возникает Украинская народная партия, одним из лидеров которой стал Николай Михновский. Именно он в 1904 году выступил организатором серии террористических актов – подрывов памятников Александру Пушкину в городах Малороссии (В современной Украине эти процессы приобрели массовый характер).
Таким образом националисты протестовали против торжеств по случаю 250-летия воссоединения Украины с Россией: они считали, что с этой даты началось настоящее угнетение украинского народа. После падения Российской империи на ее обломках стали возникать квази-объединения, среди них Украина. В молодом украинском государстве светлые идеи национального строительства постепенно трансформируются в агрессивный национализм с примесью русофобии.
В 1939 году к Советскому Союзу была присоединена Западная Украина, которая являлась средоточием воинствующего украинского национализма и ксенофобии. Эти 20 % населения, которыми приросла Советская Украина, навязали свою идеологию всему украинскому народу.

– В связи с событиями на Украине на слуху такие названия, как ОУН и УПА. Чем отличаются идеи и методы нацизма этих организаций от современных течений на Украине?

– Боевым отрядом воинственного националистического течения на Украине была Организация украинских националистов (ОУН), члены которой придерживались радикальных взглядов. Именно ее представители во время германского вторжения в Советский Союз составляли профашистские «походные группы» на оккупационных территориях. Из активных членов ОУН были сформированы отдельные подразделения – дивизия СС «Галичина», полк «Бранденбург», подразделение «Украинский легион», которые были задействованы в массовых убийствах мирных граждан и карательных акциях против партизан на Украине и в Белоруссии.
В 1943 году на базе ОУН была создана Украинская повстанческая армия (УПА), деятельность которой носила крайне радикальный националистический характер. Боевики этой военизированной организации были непосредственными участниками «Волынской резни» – массового убийства польского населения Волыни.
Отряды УПА после разгрома Германии начали осуществлять диверсионную деятельность на освобожденных от немецких войск территориях. Жертвами боевиков стали более 50 тысяч мирных советских граждан, военнослужащих, сотрудников органов госбезопасности, милиционеров и партийных работников. Лишь к 50-ым гг. удалось подавить основные силы украинского антисоветского подполья, были ликвидированы и главари ОУН-УПА Шухевич и Бандера. Но как показало время, корни этого зла не были выкорчеваны полностью и на их основе древо национализма расцвело заново.
Крайний правый национализм стал возрождаться на Украине после развала Советского Союза. Националистическая идеология быстро заняла место государственной идеологии – сформировать иную, менее радикальную повестку дня новой украинской власти не удалось. Представление о национальной идентичности по-прежнему базировалось на отрицании исторической связи с Россией, возвращении «исконных земель» и обращение к лозунгам типа «Украина – для украинцев!»
Для доказательства древней самостийности потребовалось перекраивание истории. Оно привело к оправданию и превращению в героев борьбы за свободу Украины не только ультранационалистических организаций вроде ОУН и УПА, но даже откровенно нацистских структур вроде дивизии СС «Галичина» и ей подобных.
Резкая радикализация украинского самосознания произошла в 2004 году в ходе так называемой «оранжевой революции». С этого момента ксенофобия и нетерпимость к другим народам обретают статус официальной государственной политики в стране.

– Национализм в Грузии – история и современность…

– Национализм в Грузии как часть государственной идеологии господствует с 90-х годов. Но истоки этого явления уводят нас в глубокую старину, когда грузинские земли оказались под властью османов и персидской державы. Грузинская элита в обстановке ксенофобии, свойственной этим двум деспотическим империям Азии получила их прививку.
Представители грузинских княжеских и царских родов, находясь на перевоспитании в Стамбуле и Исфахане, не только меняли свою религию, но и перенимали идеологию своих сюзеренов. В ее основе лежало раболепие перед шахом и султаном и жестокость к тому, кто ниже тебя.
При коронации персидского шаха управитель Картли-Кахетии, присутствие которого было обязательно, должен был держать в руках «павлинье перо» – символ зависимости от шаха, и приближаться к трону на коленях.
Приведу только пример проявления привнесенного извне самосознания. Сын кахетинского правителя Александра – Константин, находясь в Персии, принял магометанский закон. Шах Аббас позволил ему возвратиться в отечество, обещав поставить его царем в Кахетии, если он убьет отца своего. Константин, вернувшись на родину, умертвил не только своего отца, но и брата Георгия.
Именно в Восточной Грузии, и нигде больше на Кавказе, общественное сознание вполне воспринимало примитивный расизм как нечто естественное. Грузинский царевич Деметре в 1782 году издал свод законов, запрещавших бракосочетание между осетинами и грузинами. В нем предписывалось: «Если какой-либо грузин выдаст дочь за осетина и сроднится с ним, посчитаем это как вероломство, и крепко взыщем».
Таким образом, под влиянием азиатских деспотических режимов в национальном самосознании грузинского народа утверждается с одной стороны подобострастие в отношении сильного, и стремление угнетать того, кто не принадлежит к твоему кругу – с другой. В последнем случае компенсируется комплекс неполноценности, выработанный во время нахождения в персидских пределах.
Поэтому грузинский феодализм, обильно сдобренный идеологией шахского деспотизма, был ориентирован на экспансию и установление режима, приводившего к геноциду.
Отдельные села Южной Осетии, расположенные на равнине и соседствовавшие с грузинскими владениями князей-моуравов, нередко становились жертвой подобной экспансии; грузинские хроники XVI – XVIII вв. изобилуют сведениями о походах в южные районы Осетии с целью сбора дани и захвата людей.

– Однако пика грузинский национализм достиг в 90-х годах, когда народ Южной Осетии подвергся очередному геноциду.

– Действительно, вирус национализма и ксенофобии не был изжит и в новое время. И 90-ые годы XX в. – тому свидетельство. Но опять-таки отмечу, что истоки этого явления намного глубже. В 1918 году была провозглашена Грузинская демократическая республика. Ее лозунги о равенстве народов и демократии оказались фикцией. Георгий Кулумбеков, один из лидеров югоосетинских крестьян, писал, что со стороны Грузии «национальные меньшинства, в особенности осетины, подвергнуты жестокому насилию и грозит им опасность быть истребленными окончательно».
Своего апогея грузинский национализм достиг в 1920 году, когда карательные войска правительства Грузии, устроив геноцид южной ветви осетинского народа, истребили 10% осетинского населения Южной Осетии.

Но даже в пределах Советской Грузии отношение к осетинам не изменилось. Казалось бы, большевики, идеология которых базировалась на равенстве народов, должны были быть проводниками социальной и межнациональной справедливости. Однако, как отмечал в свое время осетинский революционер и общественный деятель Ражден Козаев, национализм в грузинах неистребим, будь они и даже трижды большевиками.
Со временем это пришлось признать даже в Москве. В Постановлении Президиума ЦК КПСС от 1956 г. указывалось, что в Грузии грубо нарушались ленинские принципы национальной политики, сеялась вражда между народами: «В Абхазии и Юго-Осетии ис-кусственно разжигалась рознь между грузинами, абхазами, армянами, осетинами, умышленно проводилась линия на ликвидацию национальной культуры местного негрузинского населения, осуществлялась его насильственная ассимиляция».
Национализм существовал не только в высоких партийных кабинетах Тбилиси. Обыденным явлением он был на бытовом уровне.
После распада Советского Союза, получив свободу, Грузия и Украина отказали в таком же праве другим народам, более того, началось подавление всего национального: от стремления к самоопределению – до права широкого использования родного языка.
Украинский и грузинский национализм имеют глубокие исторические корни, которые поддерживают на протяжении столетий древо ксенофобии и непримиримости к людям иной национальности.

Алена ДЖИОТЫ