Лина Гусова – профессиональный журналист. Она выпускница школы №3 г.Цхинвала, которую окончила на серебряную медаль. В 1996 году с отличием окончила факультет журналистики СОГУ.
На кафедре журналистики ЮОГУ проработала старшим преподавателем 17 лет. О том, какой должна быть журналистика, а также о личном выборе журналистики и многом другом она рассказала в интервью нашей газете.
– Почему Вы решили стать преподавателем теории журналистики?
– Потому что самые талантливые нашли себя в практической журналистике, а трудолюбивые «бездари» (с улыбкой и иронией) – в теории. Если серьезно, я никогда не планировала связывать свою жизнь с журналистикой, всему виной случай, хотя нет ничего случайного и все закономерно. В школе я училась хорошо, но без фанатизма, ни о какой медали я не помышляла. Успешно сдавала выпускные экзамены в школе №3. Я готовилась к поступлению в мединститут. Как-то мой отец зашел по своим делам в горисполком и случайно встретил заведующую облоно, светлая ей память, Фатиму Петровну Пухаеву, которая с укором заявила следующее: «О твоей дочке очень хорошие отзывы. Инструктор гороно осталась под впечатлением от ее ответов на выпускных экзаменах и отметила, что Гусова достойна получить серебряную медаль». Вот так с легкой руки Фатимы Петровны я стала медалисткой. К сожалению, в мединститут я не поступила, ибо прекрасно понимала, что мне еще предстоит подготовиться. Но моему отцу неудобно было возвращаться в родной Цхинвал с таким результатом и он предложил мне поступить на журфак в СОГУ.
Надо сказать, что это был первый прием на факультет журналистики в СОГУ. Документы принимали на два отделения – русское и осетинское. На русском отделении надо было сдавать английский язык. На тот момент мои познания в иностранном языке были не так основательны. Отмечу только, что основной контингент поступающих на русское отделение факультета журналистики были в основном выпускники пятой специализированной английской школы г. Владикавказа, которые не просто говорили на языке, но и думали на нем. Здесь я бы хотела сделать небольшое лирическое отступление и вкратце рассказать о том, с каким трудом мне пришлось изучить позднее английский язык, чтобы на третьем курсе преподаватель английского языка Карине Савушкина так оценила мои успехи. Я очень много трудилась, и как-то мой педагог мне сказала: «Лина, вы читаете как диктор «CNN». Для меня это была наивысшая похвала. А сейчас насчет осетинской группы, в которой я училась. На осетинское отделение было легче поступать, я благодарна декану факультета журналистики, светлая ему память, Цаллагову Владимиру Николаевичу, который поверил в меня и разглядел (может быть) некоторые росточки таланта. Без всякого протеже я поступила на журфак, получив при этом честно заработанные две 4 и одну 3. Можно сказать, дебют у меня был неважный, я была дезориентирована, желания учиться на журфаке у меня не было, но к началу второго семестра я сконцентрировалась, собралась и показала хорошие результаты во время летней сессии. Я несказанно горжусь тем, что училась на осетинском отделении в СОГУ и все экзамены по языку сдавала на литературно-осетинском.
Как-то на третьем курсе во время экзаменов по осетинской литературе у Шамиля Федоровича Джигкаева я отважилась сделать научное открытие, не побоюсь этого слова. Один из вопросов билета был посвящен творчеству Арсена Коцоева. Если дословно, я сказала следующее: «Коцоев Арсен – это осетинский Антон Павлович Чехов». Шамиль Федорович очень удивился и в то же время меня похвалил, сказав, что такой сравнительный анализ еще никто не делал. Спустя годы, работая уже в ЮОГУ, я этой новостью поделилась с кандидатом филологических наук Лаурой Тибиловой, которая через день позвонила мне и сказала: «Лина, ты не против, если я эту тему возьму для докторской диссертации?». В конце второго семестра нам предстояло сдавать экзамен по современному русскому языку. Этот предмет в СОГУ вела выдающийся педагог, профессор, доктор филологических наук Римма Заурбековна Комаева. Как правило, этот экзамен был судьбоносным, ибо решалось будущее пребывание студентов в стенах СОГУ. Получить 5 у Комаевой могли только избранные, а моей задачей максимум было получить хотя бы 3. Никогда не забуду утро перед экзаменом, когда на почве стресса у меня отказали ноги. Благо сестра училась в мединституте, и она приняла все меры для того, чтобы поставить меня на ноги. Придя на экзамен, я поняла, что психологическое состояние моих одноклассников было еще хуже. Я как-то воспряла духом и зашла на экзамен в первой пятерке. Взяла билет и как только я его прочла, я поняла, что полна уверенности в своих силах и могу без подготовки ответить сразу на все три вопроса. Я помню эти вопросы до сих пор. Первый – классификация фразеологических единиц Виноградова – Шербы; второй – орфоэпические нормы современного русского языка, третий – ассимиляция и диссимиляция в фонетике. Мой ответ прерывает восторженный возглас преподавателя: «Блестяще, коллега, браво, великолепно, отлично». Римма Заурбековна и сейчас остается для меня недосягаемой личностью, великой женщиной, что же говорить о том времени, когда я была студенткой и никогда в жизни не могла подумать, что я могу сдать у нее экзамен и уж тем более о том, что она может меня похвалить. После экзамена в коридор к нам вышла ее ассистент Мадина Бутаева. Она подошла ко мне и сказала: «Гусова, вы не представляете, что вы сделали. Вы обеспечили себе будущее». Честно говоря, мне тогда не был понятен смысл этих слов. Однако спустя четыре года после окончания журфака я приехала домой в Цхинвал, и какое-то время была без работы. Вдруг мне звонят из ЮОГУ, это был декан осетинской филологии и журналистики, который пригласил меня на работу по рекомендации Риммы Заурбековны Комаевой. Испытываю к ней огромное чувство благодарности, без ее протекции и рекомендации меня, наверное, ни взяли бы на работу, не имея аспирантского образования. То, что я окончила университет на «красный диплом» – это была победа над собой, над своими слабостями и судьбой.
– Кто из ваших преподавателей оказал на вас большое влияние?
– Хочу признаться в том, что я по сей день очень благодарна своим преподавателям, потому что они раскрыли и мотивировали меня на достижение высоких результатов в учебе. Из педагогов хочу отметить большого специалиста, социолога европейского уровня Артура Аркадьевича Цуциева, который привил мне большую любовь к социологии. Знания, которые я получила на его лекциях, спасали меня и в преподавательской деятельности. Так получилось, что признание этого человека я заслужила не сразу. Во время одного из экзаменов случилось так, что его минут на 15 вызвали в деканат. Когда он вернулся, я первая ответила на все вопросы. Он весьма сдержанно ответил: «Вы свободны, «удовлетворительно». Такой вердикт никак меня не устраивал, потому что у меня все были отличные оценки. Эта тройка показалась мне необъективной и предвзятой. Не согласившись с этой оценкой, я попросила педагога объяснить свое решение, на что он ответил: «Пока я отсутствовал, вы списали все ответы. – «Хорошо, если вы так считаете, я возьму еще два билета и прямо сейчас, без подготовки, вам отвечу», – сказала я. Цуциев согласился и «в режиме нон-стоп» я ответила на шесть вопросов. Артур Аркадьевич был удивлен, но хочу сказать, что свою оценку я заработала своей целеустремленностью. Спустя год мы встретились в стенах СОГУ, Артур Аркадьевич сказал мне следующее: «Я все еще пребываю под впечатлением от вашего ответа». Для меня это была наивысшая похвала.
Хочу отметить большую роль в моей жизни, а также в становлении профессии образованную, высококультурную и интеллигентную Беллу Таласову, преподавателя зарубежной литературы конца 19 века. Занятия у нее проходили всегда очень интересно, не говоря о семинарах. Как-то после экзамена она сделала мне такой комплимент: «Лина, вы ошиблись вузом, вы должны учиться в литературном институте в Москве». Мне кажется, что истинный талант преподавателя – это увидеть хорошее в своих студентах и раскрыть их потенциал в доселе неизвестном ракурсе. На мое мировоззрение колоссальное влияние оказал писатель мирового уровня, преподаватель от Бога, специалист по зарубежной литературе 20 века Алан Георгиевич Черчесов. Глубоко талантливый и достаточно сложный человек. У него были очень высокие требования к студентам, он практически никого никогда не хвалил, но эта была величина, которой хотелось соответствовать. Он был абсолютно европеизированным человеком с западным менталитетом, хоть и осетинское начало в нем ощущалось. Весь наш курс попал под магию его обаяния, его харизмы. Все лезли из кожи вон, чтобы ему понравиться и достойно ответить на семинарских занятиях. Что же касается меня, то во время лекций я выбрала для себя тактику пассивного созерцателя. Но наступили семинарские занятия, где надо было показать себя в действии. И одно семинарское занятие запомнилось мне особенно. У нас были две сдвоенные пары по зарубежной литературе; первое было посвящено Эрнесту Хемингуэю и его романам «Прощай оружие», «По ком звонит колокол» и т.д.
Вторая пара была посвящена творчеству Вильяма Фолкнера, в частности, его романам «Шум и ярость» и «Свет в августе». Замечу, что Фолкнер – это американский Достоевский первой половины 20 века. На первом занятии активное участие приняли все мои однокурсники, а тем студентам, которым благоволил Алан Черчесов, отвешивались самые изысканные комплименты. Я приняла участие во втором семинарском занятии, где решила доказать, что я тоже что-то собой представляю. Больше часа я анализировала произведения Фолкнера. По окончании семинарского занятия в конце моего ответа в аудитории была звенящая тишина. Порой молчание бывает красноречивее слов.
– Какое событие оставило неизгладимый след в вашей жизни?
– В 2011 году в ЮОГУ побывал известный публицист, сценарист и писатель Эдуард Тополь, чьи политические детективы пользовались в России феноменальным успехом. Бывший россиянин, а ныне американский гражданин Тополь привез в свое время во главе с Феликсом Брайниным настоящую команду высококлассных специалистов по пиару, которые приняли участие в предвыборной кампании Ельцина в 1996 году. Во время нашей этой встречи у нас состоялся небольшой диалог, я бы сказала – культурная полемика по поводу основных трендов в глобальных СМИ. В конце Тополь резюмировал: «Если на факультете журналистики преподаватель такого уровня (?), мне остается только завидовать вашим студентам».
– Что бы Вы посоветовали молодежи, (начинающим) журналистам?
– Я хочу дать два совета посредством афоризмов: «Талант – это не вера в себя, а постоянное недовольство собой, своими недостатками, чего, кстати, я никогда не встречала у посредственности», – заметила как-то великая российская актриса Фаина Раневская.
И второе: Хочу процитировать выдающуюся Ирину Виннер: «Чем выше поднимаешься, тем ниже надо опускать голову!».
Т. КОТОЛОВА