Для санитарно-эпидемиологической службы Республики нынешний год знаковый – ей исполнилось 95 лет со дня образования. Она прошла долгий и сложный путь развития, но сегодня является полноценной организацией с четко налаженной работой.
Как известно, в нашей Республике функции по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия возложены на Комитет Юго-Осетпотребнадзора (Комитет по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека). Он играет ключевую роль в системе охраны здоровья страны, занимается профилактикой инфекционных болезней, осуществляет контроль за безопасностью среды проживания, качеством продуктов питания, защищает права потребителей.
В интервью нашей газете председатель Комитета Юго-Осетпотребнадзора Марина Кочиева рассказывает о работе возглавляемого ведомства, успехах и проблемных вопросах.
– Марина Мухаровна, наша газета поздравляет Вас и в Вашем лице всех работников санитарно-эпидемиологической службы страны с 95-летним юбилеем!
– Спасибо за поздравления. Одним из важных стратегических задач любого государства является сохранение здоровья нации, которое, являясь главным фактором экономического роста и обеспечения национальной безопасности страны, во многом определяется реализацией прав граждан на безопасную среду обитания и профилактику заболеваний. Поэтому перед нашим ведомством стоят большие задачи, которые мы стараемся в силу своих возможностей эффективно выполнять. Каждый сотрудник нашего большого и дружного коллектива своим ежедневным трудом вносит вклад в создание безопасных условий проживания населения, предотвращение инфекционных болезней, обеспечение зашиты прав потребителей.
– Расскажите немного об истории создания и развития санитарной службы Южной Осетии и о самом Комитете, который, судя по длинному названию, представляется громоздкой структурой с широким спектром задач.
– Санитарная служба у нас появилась в 1922 году, когда в состав Наркомздрава Юго-Осетинской автономной области был включен отдел Санэпидемстанции. С тех пор эта служба претерпела много преобразований. В 1938 г. была организована Областная санэпидемстанция, которая была подведомственна отделу здравоохранения Облисполкома Юго-Осетии.
В 1998 г. санэпидемстанция переименована в Республиканский центр санитарно-эпидемиологического надзора РЮО.
В 2005 г. в результате реорганизации Министерства здравоохранения РЮО Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора был выделен в самостоятельный орган исполнительной власти. Обретение самостоятельности сыграло большую роль в развитии и усовершенствовании санитарно-эпидемиологической службы в Южной Осетии.
В апреле 2006 года к Центру Госсанэпиднадзора присоединен отдел торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения и защиты прав потребителей. А в декабре того же года Указом Президента РЮО Центр Госсанэпиднадзора был преобразован в Комитет по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РЮО.
Комитет в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет государственный надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства всеми органами, учреждениями, предприятиями, организациями независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями и гражданами требований действующего в нашей стране законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.
Комитет Юго-Осетпотребнадзора постоянно развивается, старается совершенствовать свою работу во благо населения Республики.
– Расскажите поподробнее, что сделано, в частности, за последний год?
– В рамках своих полномочий сотрудники Комитета ежегодно проводят контрольно-надзорные мероприятия в различных сферах жизнедеятельности. Проверяются объекты здравоохранения, торговли и общественного питания, школы и дошкольные учреждения и др. Проводятся лабораторные исследования объектов окружающей среды – воздух, вода, почва, продукты питания и др. Помимо своего объема лабораторных исследований проводим и клинические исследования биоматериала от больных. Ведется мониторинг инфекционной заболеваемости в Республике, и проводятся мероприятия по недопущению обострения эпидемиологической обстановки. Также проводятся медицинские осмотры декретированных групп – это люди, которые работают в сфере обслуживания, занимаются обучением и воспитанием детей.
В начале каждого года утверждается план-график работы по всем направлениям, который выполняется в течение года. Помимо плановых бывают и внеплановые проверки отдельно взятых объектов на основании жалоб, обращений от граждан, а также рейдовые проверки в зависимости от эпидситуации и т. д.
Количество проверок подконтрольных объектов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей бывает намного больше, чем планируется. Так, в 2016 г. по гигиене питания проведено 370 контрольных мероприятий (запланировано 278), по качеству продукции и защите прав потребителей было запланировано 275, а проведено 429 контрольно-надзорных мероприятий. Внеплановые проверки увеличились за счет обращений предпринимателей, жалоб от граждан, а также по предписаниям и рейдовым проверкам.
С каждым годом количество поднадзорных объектов увеличивается, соответственно, растет и объем лабораторных исследований. Так, если в 2015 г. количество лабораторных проб по санитарно-бактериологическим исследованиям составил 11 659, то в 2016 г. – 14 554.
– К каким выводам пришли по результатам проведенных контрольных мероприятий?
– Сравнительный анализ с предыдущими годами показывает, что материально-техническая база проверяемых объектов улучшается из года в год. Особенно это касается школ и детсадов, лечебно-профилактических учреждений. Меньше становится нарушений в объектах общественного питания, но здесь еще есть над чем работать. Улучшилось санитарно-гигиеническое состояние многих объектов торговли, что говорит о постепенном повышении уровня ответственности предпринимателей. Этому способствует и усиление контроля с нашей стороны.
Необходимо учитывать тот факт, что плановые проверки по закону о защите прав юридических лиц проводятся в год один раз, причем предпринимателя необходимо уведомлять о начале проверки заранее за 3 рабочих дня. В то же время внеплановые проверки по заявлениям, жалобам граждан проводятся внезапно, без уведомления.
– Какие меры предусмотрены в отношении тех объектов, где не соблюдаются санитарные нормы и правила?
– В случае выявления нарушений требований санитарного законодательства или Закона «О защите прав потребителей» нами составляются протоколы об административных правонарушениях, выносятся постановления о наложении штрафных санкций, приостанавливаем через судебные инстанции функционирование тех или иных объектов. Денежные суммы со штрафов поступают в бюджет республики.
– Довольны ли Вы санитарным состоянием пищеблоков в школах и дошкольных учреждениях страны? Что можете сказать про рацион питания учащихся, как часто проверяете качество питания?
– На сегодняшний день остается нерешенным вопрос организации централизованного склада для продуктов питания, предназначенных для детских дошкольных и общеобразовательных учреждений г. Цхинвала и районов. Поставка осуществляется путем заключения договора между поставщиком и отделами образования администраций г. Цхинвала и районов.
Контроль за питанием в детсадах и школах осуществляется в виде отбора проб на химико-бактериологическое исследование готовых блюд, проверка наличия сопроводительных документов на мясо-молочную и рыбную продукцию.
В целом в г. Цхинвале и районах наблюдается улучшение санитарно-технического и санитарно-гигиенического состояния детских дошкольных и общеобразовательных учреждений, в том числе их пищеблоков. Однако остается ряд объектов образования в районах, где под пищеблоки используются приспособленные помещения. Соблюдать в них санитарные правила намного тяжелее, особенно если отсутствует водоснабжение.
Количество лабораторных исследований увеличилось за счет внеплановых проверок по запросу городской прокуратуры и Генеральной Прокуратуры РЮО. По выявленным нарушениям принимались меры административного воздействия.
– Качество питьевой водопроводной воды – главный вопрос, волнующий цхинвальцев. Вы всегда рекомендовали употреблять ее только в кипяченном виде. За последнее время вроде вода стала реже поступать загрязненной, да и руководство РГУП «Водоканал» твердо заверяет, что водопроводная вода безопасна в сыром виде. Так можно ли, наконец, пить воду из-под крана?
– Комитет Юго-Осетпотребнадзора в соответствии с планом-графиком проводит постоянный мониторинг качества питьевой воды по всей республике.
После замены старых подземных водопроводных коммуникаций на многих улицах Цхинвала и введения в эксплуатацию гидролизной установки в районе Дубовой рощи качество воды улучшилось, но пока еще она не всегда соответствует нормам.
Питьевая вода в районных центрах также пока не соответствует требованиям санитарных норм.
На качество централизованного водоснабжения в первую очередь влияют такие факторы, как недостаточная водоподготовка, ветхие коммуникации, частые аварии и утечки, а также несанкционированное подключение к системе водоснабжения поверхностных водных источников, не отвечающих санитарным нормам и т. д.
Уверена, при правильной организации работы в соответствующем ведомстве и проведении действенной водоподготовки можно добиться 100% качественной и безопасной питьевой воды.
А пока обращаю особое внимание родителей – не давать детям до 5 лет ни водопроводную, ни родниковую воду в сыром виде.
– Комитет регулярно производит отбор проб из родниковых источников. Какие из них всегда соответствуют санитарным нормам?
– Лабораторные данные проб родниковых вод часто не соответствуют нормам. Но здесь качество зависит от сезонности, количества выпавших осадков, глубины залегания родников, от санитарного состояния его месторасположения и других факторов. С учетом этого нельзя однозначно сказать, что тот или иной родник постоянно бывает чистым по бактериологическим показателям.
– Многие ведомства испытывают определенные проблемы с нехваткой квалифицированных специалистов. Какова ситуация с кадровым наполнением и материально-технической оснащенностью Комитета?
– Комитет испытывает нехватку в специалистах медико-профилактического профиля. Для выхода из ситуации мы обратились на кафедру медико-профилактического дела, функционирующего на базе ТУ Роспотребнадзора по РСО-А с целью привлечения молодых кадров. За последние 3 года на наше предложение откликнулось 3 молодых специалиста-врача из севера Осетии, которые были приняты на работу в Комитет.
Наши специалисты постоянно проходят повышение квалификации на базе Роспотребнадзора.
Поэтапно продолжается укрепление материально – технической базы лаборатории Комитета с расширением перечня видов исследований (установка газохроматографа по определению токсичных веществ в спирте и спиртосодержащей продукции). До конца сентября 2017 года планируем открытие лабораторий по ПЦР-диагностике (полимеразно-цепная реакция), ИФА-исследованиям, что позволит в максимально короткий срок получать наиболее точные результаты исследований, как бактериологической, так и вирусной этиологии. Также на базе Комитета функционируют санитарно-бактериологическая и санитарно-гигиеническая лаборатории. С учетом сегодняшних реалий необходимо постоянно расширять перечень лабораторных исследований. Например, в сегодняшних реалиях актуальными в республике являются исследования тяжелых металлов, радиологические, паразитологические и энтомологические исследования, которые пока не проводятся, так как нет соответствующих специалистов и дорогостоящего оборудования.
Есть определенные трудности, но, надеюсь, что наше желание работать и поддержка Правительства даст положительные результаты.
А. БАГАЕВ